Выставка «Сечение. По обе стороны Уральских гор»

25 июля 2023 г.
Выставка «Сечение. По обе стороны Уральских гор»

С 18 августа до 29 октября в Арт-галерее Ельцин Центра будет представлена выставка «Сечение». Это вторая часть межрегионального проекта «По обе стороны Уральских гор», подготовленного совместно с Музеем современного искусства PERMM. Обменный проект приурочен к празднованию 300-летия Екатеринбурга и Перми, его задача – представить зрителю современную художественную сцену Урала. Первая часть – выставка, собранная в Екатеринбурге, уже открыта в PERMM (г. Пермь). Теперь выставка пермских художников открывается в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге.

Соорганизаторы выставки – пермский Музей современного искусства PERMM и Ельцин Центр в Екатеринбурге – две крупные уральские культурные институции, которые плодотворно сотрудничают и реализуют обменные проекты с момента открытия Ельцин Центра в 2015 году. Проект «По обе стороны Уральских гор» стал самым масштабным результатом этого сотрудничества и культурного обмена. Его продюсерами выступили руководитель PERMM Наиля Аллахвердиева и независимый куратор Илья Шипиловских. Куратор выставки в Екатеринбурге – Пётр Белый.

Открытие выставки «Сечение» состоится 17 августа в 19:00. Пресс-показ с участием куратора и продюсера выставки пройдет 17 августа в 14:00. Аккредитация: press@ycenter.ru.

О ВЫСТАВКЕ

«Название выставки, с одной стороны, обозначает муку, с другой – отсылает к идее золотого сечения – формуле идеальных пропорций. Сами залы галереи, имеющие форму полукружий, напоминают фрагмент классической спирали Фибоначчи. Говоря о пытке, муке, средневековом наказании, мы размышляем о бытии художника страдающего и, одновременно, устремлённого в будущее визионера.

Структура выставки, тёмный этаж и светлый этаж, тоже отчасти носит символический характер, подчёркивающий борьбу двух начал, добра и зла. Загадочное, переливчатое, мистическое присутствует на Урале в большей степени, чем в столицах. Идущее из древнего сумрака, шаманическое – переговоры с грибами и насекомыми, сочетается с идеей эскапизма, тихим протестом против рутины, внутренней свободой. Художник здесь существует как антитело и в то же время как неотъемлемая часть окружающего мира, дерево или река, обязательный элемент пейзажа. Инаковость, непохожесть, становится основным объединяющим свойством новой пермской волны. Другой, во всех смыслах, и есть главный герой выставки», – рассказывает Пётр Белый, куратор выставки «Сечение».

Участниками выставки стали девять пермских авторов, каждый из которых создает свою историю – о бесконечной попытке поиска гармонии на фоне тотального хаоса и о собственном способе быть художником. Экспозиция начинается с копии квартиры Ивана Лукиных, чьи работы часто изображают вид из окон этой квартиры. Художник-наблюдатель смотрит на реальность, стремясь привести её к гармонии. Alena Petite и Оксана Кальченко исследуют телесное, обыденное и одновременно древнее, архаическое. Работы Вадима Михайлова в технике сграффито, пугающие и в то же время манящие, создают ощущение скрежета ногтей по наждачной бумаге или стеклу. Белые экраны Елены Слобцевой передают впечатление от цифровой белизны, где личное исчезает, сжимается до размеров мерцающей точки. Медитативность практик Петра Стабровского, отражение и свет, как бы замещают материальное, и одновременно рассказывают об их бесконечности в отражениях. Сергей Деникинн создаёт работы, построенные на вглядывании в явления света, поглощённого тьмой – негромкий разговор, помноженный на почти муравьиный труд художника, находящего «в труде счастье своё». Художественные практики Гришаева – это напротив, не только собственное творчество, но и педагогическая деятельность, в ходе которой практики взаимодействия выявляют способы коллективного понимания. Edward Benkendorff, в отличии от большинства авторов, не рассказывает о травме, а смотрит наружу, создавая ироническую модель общества, где в роли другого выступает страна грибов.

Выставка «Сечение» демонстрирует грубую фактуру глубинного бытия, характерную для новой пермской волны, рассказ о вечной неустроенности чудотворца.

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ

Edward Benkendorff

Родился в 1990 году в Целиноградской области (Казахская АССР). Работает с социальными темами в свободных пространствах. Местами для показа его работ, как правило, выступают улицы города, болота, леса и интернет. Художник пользуется партизанскими практиками захвата публичного контекста и его переосмысления, стремится найти как можно больше точек соприкосновения жизни и искусства.

Начинал как художник уличного искусства, позже стал заниматься деревянной скульптурой, маленькими инсталляциями для выставок лаборатории современного искусства «Дом грузчика». Живёт и работает в Перми.

Илья Гришаев

Родился в 1984 году в Перми. В центре художественной практики Гришаева – абстрактная графика как письмо, отношения между оригиналом и копией, механическим, химическим и цифровым воспроизводством, произведением и документом. В своём творчестве анализирует визуальный язык окружающей его действительности, создает символы, которые рождаются, как пластические «следы». Илья исследует темы посттехнологической архаики и утраты авторства. В своих проектах он обращается к рисунку, фреске, трафарету, орнаменту.

Сергей Деникин

Родился в 1963 году в Перми. Каждый новый проект Сергея Деникина – это продолжение предыдущего. Нарастают только новые истории и добавляются новые технические средства и медиумы, но основная линия остается неизменной – пристальное внимание к окружающему человека миру природы через призму архаических (и связанных с ними «детских») ритуалов и «занимательная физика», разбирающая сложные научные явления до простодушных комиксов школьной пропедевтики. Наука и этнографическая архаика удивительным образом органично сращиваются в его проектах.

Оксана Кальченко

Родилась в 1986 году в Перми. Окончила Пермский национальный исследовательский политехнический университет по направлению дизайн, а также Пермский государственный институт культуры, специализируясь на истории и теории искусств. С 2017 года является педагогом творческих мероприятий детского проекта «Чердак» музея современного искусства PERMM и преподавателем арт-проектов в школе дизайна «Точка» (Пермь). Была мастером и организатором проекта «НИИ ВСЕГО» в рамках городской площадки «Летопарк».

Творчество Кальченко охватывает разные сферы медиа: видео, мелкую пластику, живопись, рисунок. Использует в работах гипс, папье-маше, волосы, найденные предметы, мусор и пр.

Иван Лукиных

Родился в 1988 году в Перми. Начал писать уже в 1990-е, но более осознанно – в 2000-е. Учился на художественно-графическом отделении ППУ №4, Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества, ходил в студию Art-C к Михаилу Павлюкевичу и Вячеславу Селиванову, посещал занятия Евгения Широкова в ПГИИК, однако ни одну из этих образовательных инициатив так и не закончил, отдавая всё своё время индивидуальным практикам.

Фотореалистичной технике автора свойственна предельная точность, пугающая натуралистичность и бескомпромиссная дотошность. Для достижения своих целей он часто использует «технических посредников»: в начале творчества – самодельные «перспектографы», позже – фотоаппарат, цифровую камеру, проектор и смартфон.

Вадим Михайлов

Родился в 1979 году в городе Горнозаводске Пермского края, в 17 лет переехал в Пермь. Образование получил в Пермской академии художеств, учился в студии художника Михаила Павлюкевича при ДК имени Ленина и в школе современного искусства «АртПолитика» куратора Арсения Сергеева. Ещё одним пермским «университетом» для Михайлова стали легендарные мастерские на Кисловодской улице – среди деятелей местного художественного андеграунда он нашёл многих единомышленников. Помимо Перми, важным городом для Вадима Михайлова является Санкт-Петербург, где он сблизился с группой «Север-7».

В групповых выставочных проектах принимает участие с 2007 года, в том числе в выставках музея PERMM («Формы незримого», «Пермь-3» и «Корни. Вещи»). Участник специального проекта IV Московской биеннале молодого искусства «Все немного волнуются» (2014).

Alena Petite

Родилась в 1984 году в Перми. Художник-график, фотограф, скульптор, бутафор-декоратор. Рисовать и фотографировать училась в андеграундной среде художников и фотографов Перми, Санкт-Петербурга и Москвы. В 24 года переехала в Петербург, стала интересоваться чёрно-белой и пикториальной фотографией, тогда же начала экспериментировать с ручной фотопечатью и старыми фотоаппаратами. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Занимается художественными практиками, которые включают фотографию, графику, инсталляцию, перформанс, растения, звук, диджейские сеты. В своём творчестве исследует телесность, феминизм и колдовство.

Елена Слобцева

Родилась в 1981 году в Перми. В 2003 году окончила Пермский государственный университет по специальности «английский язык и литература». В 2005–2006-х изучала английскую литературу и живопись в Государственном университете Боулинг-Грин (Огайо, США). В 2012–2014-х училась в Школе современного искусства «АртПолитика» (Пермь), в 2014–2015-х – в Школе вовлечённого искусства (Санкт-Петербург). Её персональная выставка «Щит-парад» прошла в 2013 году (галерея Green Art, Пермь). Участница различных групповых выставок.

Работает с графикой, компьютерной анимацией, slow-motion, а главный графический знак художницы – металлические скобы, обозначающие одновременно конструкцию и деконструкцию.

Пётр Стабровский

Родился в 1988 году в Перми. Художник и дизайнер. Учился в Пермском государственном техническом университете на кафедре дизайна, в фотостудии «Мамонт», в школе современного искусства «АртПолитика».

С 2013 года преподаёт в школе дизайна «Точка». Сооснователь студии «Световые объекты» (2015) и проекта «ЛАМПА» (2019).

Фокус внимания: свет, исследование материального мира, окружающая среда. Как художник он создаёт световые объекты и инсталляции, как дизайнер проектирует световые решения для музеев, выставочных проектов и различных пространств.

Также сотрудничает с музеями как экспозиционер. Участник воркшопов и образовательных проектов Музея современного искусства PERMM, школы дизайна «Точка».

КУРАТОР ВЫСТАВКИ

Пётр Белый

Родился в 1971 году в Ленинграде. В 2000 году окончил магистратуру, Камбервелл Колледж, Лондон. Работы находятся во многих музейных коллекциях мира, в том числе – Государственный Русский музей, Маргулис Коллекшен (США), Музей Виктории и Альберта (Великобритания).

Основной формой художественной практики являются крупномасштабная инсталляция и кураторская деятельность. Куратор более ста выставок как в крупных музейных институциях, так и в независимых выставочных пространствах. Лауреат премии Курёхина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» (2010), премии «Инновация» в номинации «Лучший кураторский проект года» (2014). Преподает в СПбГУ на факультете свободных искусств. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

ПРОДЮСЕРЫ ПРОЕКТА

Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства PERMM, искусствовед, куратор выставочных проектов, ведущий специалист в области интеграции современного искусства в городскую среду и общественные пространства. Родилась в 1972 году в Свердловске.

Лауреат премии Сергея Курёхина 2013 года в номинации «Лучший кураторский проект» (выставка «Лицо невесты. Современное искусство Казахстана»). Лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края 2018 года в номинации «Новый творческий продукт или произведение искусства» (выставка «Пермское доброе», 2017). Лауреат премии Сергея Курёхина 2022 года – «Особый приз жюри» (аудиовизуальный перформанс «Рабочий посёлок. Детали», 2021). Лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края 2022 года в номинации «Мультижанровый проект» (аудиовизуальный перформанс «Рабочий посёлок. Детали», 2021).

Илья Шипиловских, независимый куратор. Родился в Перми в 1986 году. Окончил юридический факультет Пермского государственного университета (2008 год). Выпускник школы культурной журналистики «Pro Arte» (2010 год) и Первой московской кураторской летней школы под руководством Виктора Мизиано (2012 год). Помощник руководителя галереи Green Art (Пермь, 2008–2009 год). С августа 2011-го по декабрь 2015 года – старший научный сотрудник Уральского филиала ГЦСИ (Екатеринбург), куратор, руководитель программы «Искусство. Наука. Технологии». С января 2016-го по декабрь 2022 года – руководитель Арт-галереи Ельцин Центра, заместитель директора Музея Б.Н. Ельцина по экспозиционно-выставочной деятельности. Номинант премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» (2013 год), победитель конкурса для молодых российских кураторов «Eunic 2015».

ОРГАНИЗАТОРЫ ВЫСТАВКИ

Арт-галерея Ельцин Центра – выставочная площадка в Екатеринбурге, представляющая искусство XX и XXI веков. Галерея – одна из постоянных площадок Ельцин Центра, которая работает с момента открытия центра в 2015 году. За семь с лишним лет существования галерея стала знаковым культурным пространством для Екатеринбурга – около 200 выставочных проектов увидели сотни тысяч посетителей. Проекты дважды удостаивались государственной премии в области современного искусства «Инновация». В 2019-м художником года стал Владимир Селезнёв с персональной выставкой «Иногда кратчайший путь – самый длинный». В 2020-м проектом года была названа выставка «Урал мари. Смерти нет». Другими важными проектами стали выставки художников Эрнста Неизвестного, Эрика Булатова, Игоря Мухина, Владимира Дубосарского, выставки «Авангард. На телеге в XXI век», «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», а также фестивали, направленные на популяризацию искусства новых медиа, – «Луч» и Pixelfest.

Миссия галереи состоит в вовлечении широкой аудитории в диалог о лучшем уральском, российском и международном искусстве. Сотрудники галереи заботятся о том, чтобы искусство было доступно для просмотра, изучения и творческого вдохновения и стараются сделать каждый визит в Ельцин Центр и Арт-галерею запоминающимся опытом. Для этого разработаны инклюзивные и подростковые программы, а также регулярно организуются специальные мероприятия. Здесь вдохновляют на изучение и понимание искусства посредством знакомства с кураторскими проектами – выставками, фестивалями и событийными программами.

Музей современного искусства PERMM – один из самых заметных музеев современного искусства в России – представляет актуальное российское искусство XX–XXI веков. Музей был открыт в 2008 году в рамках Пермской культурной революции. За 14 лет PERMM реализовал более двухсот выставочных проектов, часть из них успешно экспонировалась за пределами Перми – в Милане, Венеции, Париже, Алма-Ате, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах, а также в городах и посёлках Пермского края. С 2014-го года содержательную политику PERMM формирует директор музея Наиля Аллахвердиева.

В коллекции PERMM – более 1500 единиц хранения. Сердце коллекции – круг художников проекта «Русское бедное» (2008) – Александр Бродский, Анатолий Осмоловский, Ольга и Александр Флоренские, Владимир Козин, Витас Стасюнас, Николай Полисский, Пётр Белый, Юрий Шабельников и другие. Примерно треть коллекции занимают предметы Московского архива нового искусства (МАНИ). С 2014 года ведётся работа с пермскими авторами и интенсивное пополнение раздела пермского современного искусства.

Музей PERMM известен не только своей коллекцией и выставками, но эффективными и эффектными практиками по взаимодействию с горожанами и городской средой. «За плечами» музея – десятки паблик-арт проектов по всей России, созданных современными художниками и местными жителями, образовательные и инклюзивные программы для самой широкой аудитории – от детей полутора лет до гостей 60+.

Одной из самых значимых публичных практик музея стала паблик-арт программа PERMM. В рамках долгосрочного проекта, целью которого стала интеграция современного искусства в городскую среду и общественные пространства, были созданы знаковые для города объекты – красные человечки арт-группы Pprofessors, «Власть» Николая Ридного, «Яблоко» Жанны Кадыровой, «Пермские ворота» Николая Полисского, «Счастье не за горами» Бориса Матросова и многие другие. Все эти объекты стали иконическими для пермского культурного ландшафта, и сейчас их образы «осели» в сувенирах, мемах, историях, которые живут собственной жизнью, без вмешательства музея.

КОМАНДА ПРОЕКТА

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Исполнительный директор: Александр Дроздов

Первый заместитель исполнительного директора: Людмила Телень

Руководитель Арт-галереи Ельцин Центра: Светлана Усольцева

Арт-галерея Ельцин Центра: София Ерёменко, Марина Мирицкевич, Айрат Нигматуллин, Никита Перфильев, Влада Позднякова, Мария Сенцова, Юлия Чертихина

Дизайн: Степан Трошин

PR: Елена Володарская

Музей современного искусства PERMM

При поддержке Министерства культуры Пермского края

Директор: Наиля Аллахвердиева

Менеджмент: Екатерина Шумилова

PR: Надежда Чернышева, Екатерина Фотина

Техническое обеспечение: Антон Лебедев

На фото: Проект Е. Слобцевой. Фото: Г. Скворцов

Другие новости

Интервью

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время
В киноклубе Ельцин Центра в Екатерингбурге прошёл специальный показ и обсуждение фильма Никиты Ефимова «Предлагаемые обстоятельства». Документальную ленту своего ученика 30 марта представила продюсер …
28 апреля 2024 г.
Литература

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»
Первой лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, …
26 апреля 2024 г.
Инклюзия

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции
В рамках проекта Ельцин Центра «Давай попробуем» учащиеся школы №49 создали уникальный аудиогид по Екатеринбургу. Подростки с опытом миграции записали на русском языке для недавно приехавших в город р…
26 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.