Послушайте! «Детский мир»
Цикл музыкально-просветительских программ «Послушайте!»
Представляет Заслуженный артист России Алексей Гориболь.
Исполнители – Татьяна Куинджи (сопрано), Вера Павлова (чтец), Алексей Гориболь (фортепиано).
«Детский мир
Стихи – фотографии, сделанные во сне.
Я не скучаю по детству, честное пионе.
А детство хоть немного скучает по мне?
Вера Павлова
К теме детства обращались многие художники. Первые открытия, первые формирующие душу впечатления, незащищённость, часто покинутость... Потом неизбежное прощание с детством, и на всю жизнь печальная улыбка, когда вспоминаешь о нём.
В первом отделении выдающаяся певица и актриса Татьяна Куинджи исполнит гениальный вокальный цикл Модеста Мусоргского «Детская».
Во втором отделении программы цикл П.И. Чайковского – «Детский альбом» исполняется параллельно с циклом стихотворений лауреата премии им. Аполлона Григорьева Веры Павловой, в прошлом музыковед, а ныне известный поэт и либреттист (ее перу принадлежат либретто, написанные к операм М. Наймана, Е. Подгайца и других композиторов). Пьесы Чайковского вдохновили ее на создание стольких же, то есть двадцати четырех пронзительно экспрессивных поэтических миниатюр, отразивших воспоминания о собственном детстве... "
«Детский альбом» — музыка не столько для детей, сколько о них. Перед нами проходит череда эпизодов и различных жизненных впечатлений ребенка, как радостных, так и скорбных; авторы раскрывает перед нами наивный, но по-своему глубокий и неразгаданный мир детской души.
ПРОГРАММА
1 отделение
Модест Мусоргский (1839-1881)
- «Детская» вокальный цикл для сопрано и фортепиано на слова М. Мусоргского
- «С няней»
- «В углу»
- «Жук»
- «С куклой»
- «На сон грядущий»
- «Кот Матрос»
- «Поехал на палочке»
Леонид Десятников (род. 1955)
- «Три стихотворения Джона Чиарди»
- «О том, кого сажать в мешок»
- «О том, почему все заплакали»
- «О том, кто жил в маленьком доме»
Исполнители:
- Заслуженная артистка России, Лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» Татьяна Куинджи (сопрано)
- Заслуженный артист России Алексей Гориболь (фортепиано)
2 отделение
Петр Чайковский (1840-1893) «Детский альбом» op. 39, цикл пьес для фортепиано
Вера Павлова (род. 1963) «Детский альбом Чайковского» цикл из 48 стихотворений (24 преамбулы и 24 послесловия к каждой пьеса Чайковского)
- Утренняя молитва
- Зимнее утро
- Игра в лошадки
- Мама
- Марш деревянных солдатиков
- Болезнь куклы
- Похороны куклы
- Вальс
- Новая кукла
- Мазурка
- Русская песня
- Мужик на гармонике играет
- Камаринская
- Полька
- Итальянская песенкa
- Старинная французская песенка
- Немецкая песенка
- Неаполитанская песенка
- Нянина сказка
- Баба-Яга
- Сладкая грёза
- Песня жаворонка
- Шарманщик поёт
- В церкви
Исполнители:
- Вера Павлова (чтец)
- Алексей Гориболь (фортепиано)
Алексей Гориболь
Пианист, музыкальный деятель, Заслуженный артист России. Концертирует в главных филармонических залах России, Европы, США и Японии, записывается на радио, принимает участие в крупнейших российских и международных музыкальных фестивалях. Выступления пианиста, признанного выдающимся мастером камерного ансамбля, проходили в Консертгебау (Concertgebouw, Амстердам), Вигмор-холле (Wigmore Hall, Лондон), Берлинской филармонии, Гевандхаусе (Gewandhaus, Лейпциг), Концертхаусе (Konzerthaus, Вена), Кеннеди-центре (John F. Kennedy Center for the Performing Arts, Вашингтон).
С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек к фильму «Москва» Л. Десятникова удостоен Гран-при IV Всемирного биеннале в Бонне (2002). Является обладателем уникального репертуара и эксклюзивным исполнителем фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца.
В 2009–2010 гг. Алексей Гориболь подготовил и провел более тридцати телевизионных программ в рамках цикла Пятого канала «Ночь на Пятом» («Ночь. Звук. Гориболь»). В творческом багаже пианиста выпуск более тридцати компакт- дисков. С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 г. стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки:
Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».
Алексей Гориболь является первым исполнителем многих сочинений современных композиторов, сотрудничает с мастерами Леонидом Десятниковым, Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным и с новым поколением композиторов: Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым. Алексей Гориболь в разные годы выступал инициатором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена в Москве и Петербурге, сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», институтом имени Гёте, институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой».
Татьяна Куинджи (сопрано)
Поет с раннего детства. В музыкальной школе имени Гнесиных она училась на фортепиано, а окончив Московскую музыкальную академию им. Гнесиных, вошла в труппу Московского музыкального театра «Третье направление», где зарекомендовала себя как одна из самых одаренных и тонких певиц молодого поколения. Она снималась в кино, записывала фонограммы для фильмов. У нее начиналась успешная карьера эстрадной певицы, но в 1992 году она уехала в Пермь и поступила в труппу Театра оперы и балета им. Чайковского, хотя из классики она знала одну только арию Джильды из оперы Верди «Риголетто»! Она и поныне служит в пермском театре, а с 1997 года – еще и в московской “Геликон-опере”. На этих двух сценах Татьяна Куинджи блестяще исполнила многие партии классического сопранового репертуара, гастролировала во многих странах мира, участвовала во многих оперных фестивалях. В ее исполнении целый ряд произведений прозвучал первые в России (например, концерт для голоса с оркестром Г. Канчели в Большом зале Московской консерватории, 1966, заглавные партии в «Лулу» А. Берга в Геликон-опере, 2000, и в «Лолите» Р. Щедрина в Перми, 2003, и др.), и несколько – впервые в мире (например, моно-опера «Альбом Алисы» В. Рубина). Певица прославилась как одна из лучших в стране исполнительниц современной музыки, а также классической камерной – романсов П. Чайковского, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова и др. В репертуаре певицы и более современная классика – «кабаретные» песни Б. Бриттена и А. Шёнберга, вокальные циклы А. фон Цемлинского, Ф. Пуленка, М. Таривердиева, А. Десятникова и др., – однако в эту категорию она включает и такие «эстрадные» произведения, как песни И. Дунаевского.
Певица много гастролирует по всей стране от Петрозаводска до Владивостока и ведет интенсивную концертную деятельность с такими пианистами как Михаил Аркадьев, Алексей Гориболь, Василий Щербаков. В ее активе творческое сотрудничество с Гидоном Кремером и Валерием Афанасьевым, с оркестром «Musica Viva», хором В. Минина, Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, Заслуженным коллективом С.-Петербургской филармонии и др. Татьяну Куинджи отличает совершенное владение голосом (чем она обязана своему педагогу Гертруде Трояновой, с которой занимается и поныне), необычайной красоты тембр, высочайшее музыкальное мастерство, эмоциональность исполнения, талант драматической актрисы, ярко проявляющийся не только в оперных спектаклях, но и в камерных концертах. Среди творческих наград певицы – звание Заслуженной артистки России (1998), Национальная театральная премия Золотая маска» (1996) и номинация (2002), театральная премия «Волшебная кулиса» Пермской области, премия Пермской области в области культуры и искусства, медаль «За веру и добро» Кемеровской области, почетная грамота комитета по культуре г. Москвы.
Вера Павлова (поэт)
Родилась в Москве 4 мая 1963 года. Окончила музыкальный колледж им. Шнитке и Академию музыки им. Гнесиных по специальности «История музыки» (дипломная работа «Поздние вокальные циклы Шостаковича: к проблеме взаимоотношения поэзии и музыки»).
С восьми до восемнадцати лет сочиняла музыку и хотела стать композитором. Работала экскурсоводом в доме-музее Шаляпина, печатала музыковедческие эссе, около десяти лет пела в церковном хоре, двенадцать лет руководила детской литературной студией «Звёзды Зодиака».
Стихи начала писать в возрасте двадцати лет, в роддоме, после рождения первой дочери, Натальи, печататься - после рождения второй, Елизаветы. Первая подборка была опубликована в журнале «Юность», известность пришла с появлением в газете «Сегодня» разворота из семидесяти двух стихотворений, породившего миф, что Вера Павлова - литературная мистификация. Печаталась в литературных журналах в России, Европе и Америке. В России выпустила восемнадцать книг. Переведена на двадцать два иностранных языка. Лауреат премий имени Аполлона Григорьева, «Антология», специальной премии «Московский счёт», премии журнала «Октябрь». Участвовала в международных поэтических фестивалях в Англии, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Украине, Айзербайджане, Узбекистане, Голландии, США, Греции, Швейцарии,Армении, Мексике, Грузии. Автор либретто опер «Эйнштейн и Маргарита», «Планета Пи» (композитор Ираида Юсупова), «Дидона и Эней, пролог» (композитор Майкл Найман), "Рождественская опера" (композитор Антон Дегтяренко), "Последний музыкант" (композитор Ефрем Подгайц), кантат "Цепное дыхание" (композитор Пётр Аполлонов), "Пастухи и ангелы" и "Цветенье ив" (композитор Ираида Юсупова), "Три спаса" (композитор Владимир Генин). Записала как чтец семь дисков со стихами поэтов Серебряного Века. Спектакли по стихам Павловой поставлены в Скопине, Перми, Москве, Санкт-Петербурге, Торонто. Фильмы о ней и с её участием сняты в России, Франции, Германии, США. Живёт в Москве и в Нью Йорке.
Пианист, музыкальный деятель, Заслуженный артист России. Концертирует в главных филармонических залах России, Европы, США и Японии, записывается на радио, принимает участие в крупнейших российских и международных музыкальных фестивалях. Выступления пианиста, признанного выдающимся мастером камерного ансамбля, проходили в Консертгебау (Concertgebouw, Амстердам), Вигмор-холле (Wigmore Hall, Лондон), Берлинской филармонии, Гевандхаусе (Gewandhaus, Лейпциг), Концертхаусе (Konzerthaus, Вена), Кеннеди-центре (John F. Kennedy Center for the Performing Arts, Вашингтон).
С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем многих проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова. Записанный под его руководством саундтрек к фильму «Москва» Л. Десятникова удостоен Гран-при IV Всемирного биеннале в Бонне (2002). Является обладателем уникального репертуара и эксклюзивным исполнителем фортепианной и киномузыки Микаэла Таривердиева и Исаака Шварца.
В 2009–2010 гг. Алексей Гориболь подготовил и провел более тридцати телевизионных программ в рамках цикла Пятого канала «Ночь на Пятом» («Ночь. Звук. Гориболь»). В творческом багаже пианиста выпуск более тридцати компакт- дисков. С 2004 по 2007 гг. руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 г. стал инициатором и художественным руководителем двух фестивалей камерной музыки: Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».
Алексей Гориболь является первым исполнителем многих сочинений современных композиторов, сотрудничает с мастерами Леонидом Десятниковым, Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным и с новым поколением композиторов: Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым. Алексей Гориболь в разные годы выступал инициатором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена в Москве и Петербурге, сотрудничает с Большим театром России, Мариинским театром, Александринским театром, Пермским театром оперы и балета, Театром Наций, театром «Мастерская Петра Фоменко», институтом имени Гёте, институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Британским советом, «Фондом Микаэла Таривердиева», «Фондом Дианы Вишневой».
23 марта, 19.30
Кино-конференц-зал
12+
Стоимость билетов: 500 р., 800 р., 1000 р.
Другие концерты:
Другие концерты