Музыка трудных времен. Неспокойной ночи: Сергей Прокофьев
Разговор о произведениях Сергея Прокофьева из цикла Богдана Королька «Музыка трудных времен».
1945. Большой театр дает премьеру нового балета Сергея Прокофьева: заглавная героиня Золушки олицетворяет страну-победительницу, заслужившую право на бал. В недрах балета-феерии спрятана сцена полуночного боя часов. Через два года она вырастет в самое медленное и странное сочинение Прокофьева — Шестую симфонию.
Одна из оперных рецензий нынешней весны завершается так: "В реальности, где любое значимое высказывание — нож, направленный рукояткой от говорящего, место речи занимает музыка». Она позволяет не убежать от повседневности, но приподняться над ней и восстановить трезвый ход вещей — хотя бы на то время, пока исполняется".
В музыкальных произведениях, о которых пойдет речь в цикле «Музыка трудных времен», не поется и не произносится ни слова, часть из них — балеты. Все они созданы в моменты исторического напряжения и общественной растерянности и стали для авторов и первых слушателей средством выживания, подчас в буквальном смысле. Зная контекст сочинения, можно представить, каким образом эту музыку воспринимали в момент премьеры — и попытаться услышать в ней что-то, ценное сегодня.
Герои цикла — Рейнгольд Глиэр, Леонид Десятников, Франсис Пуленк, Рихард Штраус и Сергей Прокофьев. Каждая из пяти частей — не лекция-монолог, а опыт совместного вслушивания и обсуждения, причем пятая встреча будет посвящена сочинениям, которые предложат слушатели.
Автор цикла — Богдан Королёк, помощник руководителя театра «Урал Опера Балет», один из кураторов музыкальных программ «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре.
24 ноября
19:00
Медиазал
Вход свободный, по регистрации
12+