Музыка трудных времен. Руина, чти: Франсис Пуленк и Рихард Штраус
Разговор о произведениях Франсиса Пуленка и Рихарда Штрауса из цикла Богдана Королька «Музыка трудных времен».
В музыкальных произведениях, о которых пойдет речь в этом цикле, не поется и не произносится ни слова, часть из них — балеты. Все они созданы в моменты исторического напряжения и общественной растерянности и стали для авторов и первых слушателей средством выживания, подчас в буквальном смысле. Зная контекст сочинения, можно представить, каким образом эту музыку воспринимали в момент премьеры — и попытаться услышать в ней что-то, ценное сегодня.
1942: в оккупированном Париже Франсис Пуленк заканчивает балет «Примерные животные», написанный в стиле произведений XVIII века, и пишет один из номеров на тему антинацистской песни.
1945: на следующий день после бомбежки Венской оперы Рихард Штраус начинает работу над «Метаморфозами», симфоническим «этюдом для 23 струнных». Цитату из траурного марша Бетховена, которая возникает в финале пьесы, в партитуре сопровождает ремарка In memoriam!
Одна из оперных рецензий нынешней весны завершается так: «В реальности, где любое значимое высказывание — нож, направленный рукояткой от говорящего, место речи занимает музыка». Она позволяет не убежать от повседневности, но приподняться над ней и восстановить трезвый ход вещей — хотя бы на то время, пока исполняется.
Герои цикла — Рейнгольд Глиэр, Леонид Десятников, Франсис Пуленк, Рихард Штраус и Сергей Прокофьев. Каждая из пяти частей — не лекция-монолог, а опыт совместного вслушивания и обсуждения, причем пятая встреча будет посвящена сочинениям, которые предложат слушатели.
Автор цикла — Богдан Королёк, помощник руководителя Урал Балета, один из кураторов музыкальных программ «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре.
10 ноября
19:00
Медиазал
Вход свободный, по регистрации
12+