Художники русского зарубежья в изданиях livre d’artiste
Куратор выставки – коллекционер Борис Фридман
Ельцин Центр совместно с ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют выставку ведущих мировых художников, по тем или иным причинам в свое время покинувших Россию и создавших значительные произведения в жанре livre d’artiste. В экспозиции представлены двадцать восемь изданий livre d’artiste пятнадцати крупнейших художников: Александра Алексеева, Юрия Анненкова, Натальи Гончаровой, Сони Делоне, Леона Зака, Максима Кантора, Андрея Ланского, Ивана Лебедева, Виктора Пивоварова, Сержа Полякова, Ивана Пуни, Леопольда Сюрважа, Константина Терешковича, Осипа Цадкина и Марка Шагала. Основу экспозиции составляют издания из собраний коллекционеров Георгия Генса и Бориса Фридмана.
Родоначальником жанра livre d’artiste является легендарный Амбруаз Воллар, который, преследуя чисто маркетинговые цели, в самом начале прошлого века задумал издание популярных для своего времени литературных текстов с оригинальной печатной графикой художников, работы которых он продавал. Его начинание было подхвачено с большим энтузиазмом и вдохновило многих художников, поэтов и писателей, печатников и дизайнеров книги, типографов и издателей на создание выдающихся произведений искусства — изданий livre d’artiste. Это занятие стало излюбленным способом совместного творчества и общения населявших французскую столицу в первые десятилетия прошлого века мастеров искусства разных стран. Не остались в стороне и выходцы из России, создавшие значительное количество великолепных изданий livre d’artiste. Именно этому направлению их творческой деятельности и посвящена выставка.
Экспозиция открывается тремя изданиями выдающегося графика прошлого века Александра Алексеева. Вместе с уже знакомыми российскому зрителю сериями офортов к «Братьям Карамазовым» Федора Достоевского и «Слову о полку Игореве» в экспозиции впервые в России представлена виртуозно выполненная серия офортов к «Сказкам» Гофмана. Также в экспозиции представлена серия иллюстраций Юрия Анненкова к «Скверному анекдоту» Достоевского. В разделе, посвященном работам Натальи Гончаровой, представлены ее художественные версии «Слова о полку Игореве» и «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. Большой интерес представляет также впервые демонстрируемая в России одна из лучших работ Сони Делоне в жанре livre d’artiste «Ритмы и цвета» с текстом Жака Дамаса и виртуозной работой типографа. Наиболее красочной работой, представленной в экспозиции, является, пожалуй, серия литографий Андрея Ланского к тексту «Книги Бытия». Сочетание абстрактных изображений с вписанным в них рукописным текстом создает совершенно неожиданное восприятие библейского текста.
В составе экспозиции — редчайшая работа Сержа Полякова с цветными офортами в технике акватинты «Парменид. Диалог Платона». В этой серии иллюстраций художник полностью сохранил стилистику своих живописных работ. Необычным является экземпляр книги Жака де Безьe «О трех рыцарях и рубахе» с ксилографиями Ивана Лебедева, полностью подготовленный в Париже и изданный в 1916 году издательством «Зерна» в Москве. Это фактически единственное российское издание livre d’artiste периода расцвета этого жанра во Франции. Константин Терешкович представлен в экспозиции красочной серией цветных литографий к «Хаджи-Мурату» Льва Толстого. Любители черно-белой печатной графики смогут насладиться мастерски выполненными сериями офортов и литографий таких мастеров, как Леон Зак, Иван Пуни, Леопольд Сюрваж к литературным текстам Жана Кокто, Жака Превера и других авторов. Для многих станут неожиданностью работы в жанре livre d’artiste скульптора Осипа Цадкина. Издание серии его офортов вместе с каллиграммами Гийома Аполиннера – одна из наиболее интересных дизайнерских работ в составе экспозиции.
Весьма представителен раздел экспозиции с работами Марка Шагала. Прежде всего, это выдающиеся серии офортов к «Мертвым душам» Николая Гоголя и «Библии». Интересна история этих изданий. Так, после создания по заказу Воллара обширной серии офортов к поэме Гоголя в середине двадцатых годов, в завершенном виде издание увидело свет лишь в 1948 году. Отдельного внимания заслуживает впервые демонстрируемая в России серия цветных ксилографий Шагала к его же стихотворениям разного периода. Это единственный случай работы художника в технике ксилографии. Несмотря на то, что серия создана Шагалом в 1968 году, работы выполнены в стилистике мастера периода двадцатых годов прошлого века — одного из лучших в творчестве художника.
В состав экспозиции включены также работы двух выходцев из России, проживающих в настоящее время за рубежом: Максима Кантора и Виктора Пивоварова. Серия иллюстраций Кантора к трагедии Гёте «Фауст» — это объемная, глубокая работа художника, завершенная им лишь в минувшем году. «Длинношеее существо» Виктора Пивоварова – характерная работа яркого представителя московского концептуализма 1970-х годов.
Выставка сопровождается изданием, содержащим описание и графические работы всех экспонируемых на выставке изданий livre d’artiste. Каталожному разделу издания предшествуют вводный текст куратора выставки и две статьи художников – участников экспозиции — Максима Кантора и Виктора Пивоварова. Издание подготовлено при поддержке компании ЛАНИТ.
Запланирована и образовательная программа — круглые столы, встречи с куратором, лекции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА К ВЫСТАВКЕ
8 ноября 2019 – 19 января 2020; вторник-воскресенье с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной
Арт-галерея, 2 и 3 этаж
Вход по билету в галерею
Возраст: 6+