Зося Родкевич: «Немцову было интересно сниматься»

6 марта 2020 г.Татьяна Филиппова
Зося Родкевич: «Немцову было интересно сниматься»

В последние дни февраля в Ельцин Центре вспоминали Бориса Немцова. К памятной дате подготовили показ фильмов «Слишком свободный человек: жизнь и смерть Бориса Немцова» и «Мой друг Борис Немцов» и встречи с их авторами.

В день пятилетия со дня смерти политика 27 февраля на Большом Москворецком мосту в Москве фильм «Слишком свободный человек» представлял один из его авторов – Михаил Фишман. Он сразу спросил у зрителей: «Кто уже видел фильм?». Оказалось, более половины зала. Люди смотрели фильм, но пришли отдать дань памяти его герою.

Фильм сложный, глубокий, вызывает смешанные чувства. И особенно интересен тем, что новейшая история России рассказывается самим Борисом Немцовым. Авторы собрали уникальные архивные видеоматериалы о нём и его ближайшем окружении. В фильме говорят о Немцове политики и общественные деятели, банкиры и журналисты, друзья, члены семьи и оппозиционеры. Самые разные люди – от Ходорковского до Навального – высказывают свою точку зрения на происходившее в России 1990–2000-х годов, на то, почему Борис Немцов так и не стал следующим президентом.

Особенно потрясает финал, в котором Немцов говорит, что в России люди, которые боролись за свободу, всегда жертвовали собственной жизнью: «Так случилось с декабристами, со Столыпиным. С Горбачевым, и Ельциным тоже так произошло, но их убили не физически, а морально. А я вернусь, вот увидите!». Он улыбается, имея в виду возвращение в политику. Но зритель уже знает настоящий финал: оппозиционный политик будет убит выстрелом в спину на мосту недалеко от Кремля.

Авторы фильма настаивают на том, что Немцов не обладал животным чувством власти, он не стремился выстраивать жизнь вокруг Кремля. Он был слишком открытым и искренним человеком, чтобы там задержаться. Не был он и политиком в чистом виде. Он был не только свободным, но еще и слишком приличным человеком.

В фильме есть уникальный эпизод, когда молодой Нижегородский губернатор Немцов принимает лидера коммунистов Зюганова между первым и вторым туром предвыборной кампании 1996 года. Глядя в глаза возможно будущему президенту, он говорит со всей прямотой: «Может быть, вы и хороший человек, Геннадий Андреевич, но голосовать за вас я и мои коллеги не будем!». Этот эпизод, считают авторы, показателен, и как раз говорит о том, что Борис Немцов никакой не политик, а просто порядочный и неравнодушный человек.

Фильм рассказывает, что у многих Немцов ассоциируется с приватизацией, ваучерами, тяжелейшими гайдаровскими реформами, пустыми прилавками, талонами и шоковой терапией. А также с «белыми штанами» и олигархами. Он действительно был товарищем Михаила Фридмана и Михаила Прохорова. И последние, не скрывая, говорят, что дружба с ним в какой-то момент стала для них неудобной. Они предпочли не общаться открыто в тот момент, когда с ним расправлялись проплаченные медиа-киллеры. Фильм развенчивает многие устоявшиеся мифы. К приватизации Немцов не имел никакого отношения. Как губернатору, ему было крайне тяжело пережить шоковую терапию. Он пытался спасти город от голода. В Нижнем реально работали военно-полевые кухни на улицах, чтобы кормить голодных людей зимой 1992 года.

История «Норд-Оста» и захвата заложников на Дубровке – один из самых эмоционально тяжелых моментов в фильме – изложена устами самого Немцова. Она совершенно меняет картину происходящего. После Немцов и СПС инициировали расследование, и с этого момента политик как оппозиционер, по мнению авторов фильма, становится опасен. Многих действующих политиков раздражал его растущий рейтинг.

Время меняет контексты. На многое в фильме зритель смотрит с высоты сегодняшнего понимания и опыта. Мы уже знаем, что произошло со всеми героями фильма, с их политическими карьерами, взлётами и падениями. События в фильме от этого кажутся еще более трагическими. У зрителя создаётся ощущение, что если бы Немцова поддержали, то возможно, он остался бы жив. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

Поиск заказчиков убийства прекратился с закрытием дела. Предполагаемых исполнителей преступления присяжные признали виновными. Все приговорены к длительным срокам заключения. Но осталась какая-то молчаливая незавершённость.

Отвечая на вопросы зрителей, журналист подчеркнул, что поиск заказчиков не был предметом исследования фильма. Он рассказал, что фильм дорабатывался, в нем появились новые эпизоды и сейчас выглядит немного иначе, чем в феврале 2017 года, когда был впервые показан в Ельцин Центре.

«Слишком свободный человек». Встреча с Михаилом Фишманом

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Свой фильм «Мой друг Борис Немцов» 28 февраля представила и молодой режиссёр Зося Родкевич. Она рассказала, что включилась в проект о современных политиках в последний момент. Ей, начинающему документалисту, Немцов представлялся существом из прошлого века, буржуазным и самовлюблённым. Познакомились на перроне вокзала. Он оказался весёлым, добрым и искренним. Герой и автор подружились. А потом его убили, когда фильм ещё не был завершён. Зосе пришлось снимать его похороны.

Сегодня фильм свидетельствует о том, как большой исторический контекст сужается до маленькой очень личной истории. Снимая три года подряд, свободная камера показала чуть больше, чем должна была, рассмотрела пристальнее, чем обычно, превратив всё наблюдаемое в кино.

Получился фильм-портрет. Взгляд на живого человека в политике. Зося говорит, что Немцов был настолько органичен, что камера буквально любила его. Казалось, что снимать его она будет всегда. Но жизнь распорядилась по-другому, оставив зрителям семидесятиминутный фильм о человеке, которого больше нет.

Фильм удостоился звания лучшего фильма Краковского кинофестиваля, награды на международном кинофестивале документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» в 2016 году (приз «Кентавр»).

Зрители благодарили режиссёра за то, что она показала им живого человека: большого, шумного, остроумного, дерзкого, деятельного и очень человечного.

Зося Родкевич дважды посещала Музей Бориса Ельцина. Она оценила его с режиссёрской точки зрения:

– Когда я была здесь первый раз, функционировал только музей. Вышла в полном восторге. Это было первое интерактивное знакомство с музеем, и сразу стало понятно, что его делал режиссер. Приехала домой и рассказала родителям, что увидела в музее, как там всё круто и замечательно. Они мне сказали: «Но ты понимаешь, что всё было не так однозначно? И Ельцин – совсем не святой персонаж. В этом есть элемент пропаганды типа «Россия, которую мы потеряли» и «Ельцин – он один такой». Когда я поехала во второй раз, уже смотрела с этой точки зрения, чтобы понять, как это работает. Первый раз это впечатлило меня, как наивного, открытого зрителя. Испытала эффект погружения и понесла его дальше. Второй раз смотрела с профессиональной точки зрения. Он работает как режиссерский проект. Сделан абсолютно круто и очень художественно.

– Вы сегодня представляете фильм о Немцове. Расскажите, какие вас связывали отношения?

– Съемки начались в рамках проекта «Срок», который курировал погибший в прошлом году в Африке Александр Расторгуев. Я была одним из авторов. У каждой истории про действующих и оппозиционных политиков были свой режиссер и оператор. Долго не хотела «брать» Немцова. Мне казалось, что это вообще не мой человек. В конце концов, надо было ехать в Ростов, и это была наша первая встреча. С этого начинается фильм. Мы знакомимся на платформе. За три дня мы очень сильно подружились, и всё перевернулось с ног на голову.

– Это был последний год его жизни?

– Нет, начинали с Болотной в 2012 году. Съёмки длились три года и закончились в 2015 году.

– Какое у вас осталось впечатление от работы с Немцовым?

– Я была сильно моложе, когда всё это снималось. У меня не было за плечами тяжёлого опыта создания кино. Это сейчас, спустя пять лет, понимаю, что это были весёлые и даже счастливые съемочные дни. Иногда совместные приключения, очень лёгкие и радостные.

– Можно сказать, что с профессиональной точки зрения вам очень повезло?

– Что я успела прожить с ним это время?

– Что вы вообще сделали этот фильм. И это не просто «говорящие головы». Он был вашим главным героем, он жил в кадре.

– Я – выпускница Школы Марины Разбежкиной, и в принципе не делаю другое кино. Мне неинтересны «говорящие головы». Я снимаю героя максимально близко. Если человек меня не подпускает, мне неинтересно такое кино. С Немцовым произошло такое совпадение, что и ему было интересно сниматься, и мне было интересно снимать. Никакой дистанции не было. Получилось такое витальное кино.

«Мой друг Борис Немцов». Встреча с режиссером Зосей Родкевич

Президентский центр Б.Н. Ельцина

Сам Немцов стал для вас открытием?

– Конечно. Это уже было странно, когда подружились два человека двадцати и пятидесяти лет. Казалось бы, что между нами общего? А общее было: любовь, интерес и жадность к жизни. Мне, как ему, надо все понять, все попробовать лично. В этом плане мы были на одной волне. Мне сейчас очень не хватает его. Бывают моменты, когда я реально скучаю.

– Не было у вас желания доработать фильм?

– У меня очень много материала, но это мое максимально ёмкое авторское высказывание.

– Повлияло ли общение с ним на вашу гражданскую позицию?

– У меня на тот момент была очень радикальная позиция, я была в «Чёрном блоке». Либералы из 90-х – это всё казалось мне не прикольным. Поскольку мы снимали фильм внутри его предвыборной кампании, то, возможно, это повлияло на мою гражданскую позицию. Она смягчилась. С другой стороны, я еще раз увидела, как работают все эти PR-механизмы во власти, и это не прибавило оптимизма.

– Сейчас вы снимаете фильм о фильме «Петровы в гриппе и вокруг него». Подружились ли вы с режиссером фильма Кириллом Серебренниковым?

– Кирилл – совсем другой человек, очень закрытый. И потом, мы всё-таки делали фильм не о нём, а о его фильме. Мне очень нравится роман Алексея Сальникова и, конечно интересно было, как снимается фильм. Потому что часто бывает, что книга нравится, а кино – нет. Мы практически не разговаривали с Кириллом. Не брала у него никаких комментариев. Мне важнее были его диалоги с другими. Снимала методом наблюдения. Это другой формат отношений с героем. В фильме про Немцова я не стояла за камерой, а находилась в постоянном диалоге с ним. Он взаимодействовал не с камерой, а со мной.

– Кирилл интересовался, что вы снимаете, всё-таки вы постоянно присутствовали на съемочной площадке?

– Изначально я чувствовала доверие с его стороны и вольна была делать всё, что считаю нужным. Он никак не вмешивался в процесс. Моя задача была всё успеть и ничего не пропустить. Сейчас у меня начинается монтаж, посмотрим, что получилось. Можно сказать, что мы пересеклись на этих съёмках. Он пошёл монтировать свой фильм, а я свой.

– На кого из современников вы посматриваете с интересом? О ком хотите снять следующий фильм?

– У меня это обычно происходит мимолетно. Смотрю и думаю: этого человека надо срочно снимать. Если бы я записывала, то у меня уже был бы длинный список героев, про которых можно делать кино.

Зося Родкевич, находясь в Екатеринбурге, городе, в котором происходит действие романа Алексея Сальникова, решила снять те районы, которые упоминаются в книге – Эльмаш, Центральный и Юго-западный районы. Сам фильм снимался в Москве, поскольку режиссёр Кирилл Серебренников до сих пор невыездной. В павильоне «Мосфильма» построили настоящую пятиэтажную «хрущёвку». Петрова в фильме играет Семён Серзин, актёр и режиссёр, который несколько лет сотрудничает с Театральной платформой «В Центре». Жену Петрова – Чулпан Хаматова.

Зося пообещала показать свой фильм о фильме накануне премьеры в Киноклубе Ельцин Центра.

Интервью с режиссером Зосей Родкевич

Александр Мехоношин

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.