Журналистика как литература: много текстов хороших и разных

29 июня 2016 г.Татьяна Филиппова
Журналистика как литература: много текстов хороших и разных

На дискуссионной площадке книжного магазина «Пиотровский» в Ельцин Центре 24 июня с заинтересованными читателями, писателями, критиками и искусствоведами, встретились московские журналисты Александр Горбачев и Нина Назарова.

В рамках образовательного лектория профессиональные журналисты предложили вместе порассуждать о том, где находить темы для материалов, как разговаривать с героями, откуда брать источники, как делать тексты, которые читаются как хороший роман, и при этом не изменять профессиональным и этическим принципам.

Александр Горбачев – бывший главный редактор журнала «Афиша», основатель вебзина «Волна», соавтор книги «Песни в пустоту» – рассказал о том, что в какой-то момент понял, что в России достиг своего потолка и поехал поступать в Школу журналистики одного из старейших американских университетов – University of Missouriа, чтобы научиться так рассказывать истории, чтобы не только всем интересно было бы их читать, но, чтобы за них платили хорошо, и хватало бы денег на хорошую еду и одежду. Лектор признался, что ему было приятно обнаружить в «Пиотровском» замечательную полочку с книжками по новой журналистике, той самой, которая расцветает буйным цветом во всем мире последние несколько лет. Это не короткие заметки в интернете, не подписи под фотографиями, а захватывающий способ рассказывать полноценные, глубокие и важные истории про окружающий мир, собирая их из реальных фактов, событий и судеб людей. Из этого родился популярный сегодня нон-фикшн – особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Проза, основанная на воспоминаниях и свидетельствах очевидцев, никого не оставляет равнодушным. Стоит напомнить, что последняя Нобелевская премия по литературе была присуждена русскоязычной журналистке, писательнице Светлане Алексиевич, пишущей художественно-документальную прозу.

– Журналистика может быть литературой, – убежден Александр Горбачев. – Во-первых, литература – это язык, которым мы описываем события так, чтобы о них было интересно читать. Во-вторых, литература – это все же развлечение, и писать надо так, чтобы даже о сухих цифрах статистики было интересно читать. С третьей стороны –литература, как писал Лев Данилов, всегда про конечную, глубинную, сермяжную правду, и вполне логично искать эту правду в реальных цифрах, реальных фактах, чем я и собираюсь заниматься на своей новой работе в независимом общественно-политическом сетевом издании «Медуза».

Александр поделился новостью о своем новом назначении. Его коллега Нина Назарова – главный редактор сайта «Горький», нового проекта о книгах и культуре чтения, экс-редактор журнала «Афиша» – рассказала о том, что лично ее сподвигло писать длинные журналистские эссе.

– Когда мы говорим о журналистике как о литературе, нас это отсылает к большим текстам, которые не просто сами по себе имеют большой объем, но и предполагается, что времени на него затрачено соответственно больше, и больше использовано фактуры и информации. Важен не только объем, но и форма подачи. На первый план выходит фактура. Не только сами факты, но и какое-то количество деталей и обстоятельств, включенных в общий контекст, которые позволяют сформировать отношение, вызвать какие-то чувства, эмоциональную реакцию. Из таких почти литературных историй я могла бы назвать материал, посвященный единственному концерту рок-группы «Лайбах» в Северной Корее. Мне удалось побывать на нем и описать все, что там происходило. Это пример крупной формы. Но мало масштабно представить некое событие, не менее важно найти достойную тему для этих форм, - говорит Назарова.

Экс-редактор «Афиши» призналась, что отправной точкой в желании самой писать захватывающие журналистские истории стало расследование Джина Вайнгартена, за которое он получил Пулитцеровскую премию. В русской сети она была опубликована под названием «Я молю русских людей о прощении...» Статья о том, почему погиб Дима Яковлев и продолжают гибнуть другие дети. Эту статью размером в 55000 печатных знаков Вайнгартен написал для Washington Post в 2009 году, сразу же после процесса над Майлзом Харрисоном, приемным отцом Димы Яковлева. Оказалось, что подобных случаев происходит очень много, и ни один человек в мире не застрахован от подобной трагедии. Известно, что приемных родителей Димы Яковлева признали невиновными в том, что случилось. Но текст Джина Вайнгартена не о русских детях, он о родителях, с которыми это произошло.

– Текст потрясающий. Журналист исследует проблему с несколько другой стороны. Надо иметь определенную гражданскую смелость, чтобы идти вразрез с общепринятым отношением, - считает Назарова. Не знаю, как у вас, у меня была реакция, как у большинства – шок. Читаешь новость и думаешь: «Как это – забыть ребенка в машине?! И чтоб он умер?! Сволочи эти люди, их надо судить!» Это нормальная шоковая реакция: всех посадить, чтоб такого больше никогда не произошло. Судья подошел к проблеме совершенно иначе: никакая тюрьма не избавит родителя-убийцу от раскаяния. Нет худшего наказания, чем жить с сознанием того, что ты повинен в смерти своего ребенка. Не буду пересказывать весь текст, я рекомендую вам его прочитать. Момент удивления может служить отправной точкой для поиска идеи. В начале 2015 года, когда случился расстрел редакции журнала «Шарли», нам стало интересно, ведь в Москве мусульмане тоже есть. Кто эти люди? Я ничего не знала про ислам и про московских мусульман. Мы стали советоваться, читать сайты, находить информацию в интернете. Вижу, везде попадается слово «многоженство». Я поняла, что об этом явлении мы ничего не знаем. Потом спросила у одной девушки: правда ли, что такое бывает? Она ответила, да, и я тебя сейчас познакомлю. Из этого вырос большой читабельный, вполне корректный материал. То же – про свадьбы в Северной Корее. Мы с коллегами смотрели, что интересного происходит в мире, и увидели репортаж из Северной Кореи. Так начинает раскручиваться любая история о том, что вы чего-то не знаете, а все знают. Если вам это интересно, может быть это интересно еще кому-то?

Александр дополнил коллегу. Он рассказал, что американцы, в отличие от россиян, очень близко подпускают журналистов. В Америке подобная публикация подразумевает длительное общение с героями текста. Американцам это удается. Так, в статье о погибших детях, забытых родителями в машинах, герои впускают журналиста в свое личное пространство и очень доверяют ему. В России это было бы невозможно. Или намного сложней. У нас вообще очень сильное недоверие к журналистам.

– Мне предложили взять интервью у бывшего посла США в России Майкла Макфола, – приводит пример из практики Нина Назарова. Попросили, чтобы он рассказал, как он живет, когда ему все время в «Твиттер» пишут гадости и оскорбления. Я думала, как это все сложно. Взяла и написала ему в «Фейсбук». И очень скоро получила сообщение: «Давайте! Я вам расскажу». Вот так просто. В другой раз мне заказали текст, для которого было необходимо опросить людей, которые на работе как бы ничего не делают: консьержки, охранники в метро, смотрители общественных туалетов. Я не раз вспомнила, насколько мне легко было разговаривать с послом. И как невероятно тяжело было бегать за консьержками и просить: расскажите что-нибудь про вашу работу. Но они были неприступны. Очень боялись, как бы чего не вышло. Я обошла четырех. Русские люди не хотят общаться с журналистами.

Журналистская литература требует множества деталей, множества подробностей. Не просто портретов героев, а описания их жизни. Герои материалов не всегда представляют, что они прочитают в итоге. Это сложный этический вопрос. Нина Назарова описала случай, произошедший с ее коллегой по «Афише» Михаилом Левиным, который написал большой репортаж про московских свингеров. Герой репортажа, который говорил под диктофон, знал, что перед ним журналист, но после публикации был возмущен и угрожал судом. Он явно был обижен и даже оскорблен: журналисты будто бы нарушили его права. Лектор настаивает, что очень важно точно объяснять человеку, что вы хотите написать о нем, какая тема вас интересует.

– Сейчас я уже не журналист, так как журнал «Афиша» закрыли. Буду главным редактором на сайте «Горький». Будем повышать культуру чтения, рассказывать о книгах и подтягивать журналистику до уровня литературы.

Сайт «Горький» запустят в сентябре. Автор проекта – издатель Борис Куприянов, который знаком книгочеям по магазину «Фаланстер», а завсегдатаям «Пиотровского» – по образовательному лекторию.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.