На дискуссионной площадке книжного магазина «Пиотровский» в Ельцин Центре 24 июня с заинтересованными читателями, писателями, критиками и искусствоведами, встретились московские журналисты Александр Горбачев и Нина Назарова.
В рамках образовательного лектория профессиональные журналисты предложили вместе порассуждать о том, где находить темы для материалов, как разговаривать с героями, откуда брать источники, как делать тексты, которые читаются как хороший роман, и при этом не изменять профессиональным и этическим принципам.
Александр Горбачев – бывший главный редактор журнала «Афиша», основатель вебзина «Волна», соавтор книги «Песни в пустоту» – рассказал о том, что в какой-то момент понял, что в России достиг своего потолка и поехал поступать в Школу журналистики одного из старейших американских университетов – University of Missouriа, чтобы научиться так рассказывать истории, чтобы не только всем интересно было бы их читать, но, чтобы за них платили хорошо, и хватало бы денег на хорошую еду и одежду. Лектор признался, что ему было приятно обнаружить в «Пиотровском» замечательную полочку с книжками по новой журналистике, той самой, которая расцветает буйным цветом во всем мире последние несколько лет. Это не короткие заметки в интернете, не подписи под фотографиями, а захватывающий способ рассказывать полноценные, глубокие и важные истории про окружающий мир, собирая их из реальных фактов, событий и судеб людей. Из этого родился популярный сегодня нон-фикшн – особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Проза, основанная на воспоминаниях и свидетельствах очевидцев, никого не оставляет равнодушным. Стоит напомнить, что последняя Нобелевская премия по литературе была присуждена русскоязычной журналистке, писательнице Светлане Алексиевич, пишущей художественно-документальную прозу.
– Журналистика может быть литературой, – убежден Александр Горбачев. – Во-первых, литература – это язык, которым мы описываем события так, чтобы о них было интересно читать. Во-вторых, литература – это все же развлечение, и писать надо так, чтобы даже о сухих цифрах статистики было интересно читать. С третьей стороны –литература, как писал Лев Данилов, всегда про конечную, глубинную, сермяжную правду, и вполне логично искать эту правду в реальных цифрах, реальных фактах, чем я и собираюсь заниматься на своей новой работе в независимом общественно-политическом сетевом издании «Медуза».
Александр поделился новостью о своем новом назначении. Его коллега Нина Назарова – главный редактор сайта «Горький», нового проекта о книгах и культуре чтения, экс-редактор журнала «Афиша» – рассказала о том, что лично ее сподвигло писать длинные журналистские эссе.
– Когда мы говорим о журналистике как о литературе, нас это отсылает к большим текстам, которые не просто сами по себе имеют большой объем, но и предполагается, что времени на него затрачено соответственно больше, и больше использовано фактуры и информации. Важен не только объем, но и форма подачи. На первый план выходит фактура. Не только сами факты, но и какое-то количество деталей и обстоятельств, включенных в общий контекст, которые позволяют сформировать отношение, вызвать какие-то чувства, эмоциональную реакцию. Из таких почти литературных историй я могла бы назвать материал, посвященный единственному концерту рок-группы «Лайбах» в Северной Корее. Мне удалось побывать на нем и описать все, что там происходило. Это пример крупной формы. Но мало масштабно представить некое событие, не менее важно найти достойную тему для этих форм, - говорит Назарова.
Экс-редактор «Афиши» призналась, что отправной точкой в желании самой писать захватывающие журналистские истории стало расследование Джина Вайнгартена, за которое он получил Пулитцеровскую премию. В русской сети она была опубликована под названием «Я молю русских людей о прощении...» Статья о том, почему погиб Дима Яковлев и продолжают гибнуть другие дети. Эту статью размером в 55000 печатных знаков Вайнгартен написал для Washington Post в 2009 году, сразу же после процесса над Майлзом Харрисоном, приемным отцом Димы Яковлева. Оказалось, что подобных случаев происходит очень много, и ни один человек в мире не застрахован от подобной трагедии. Известно, что приемных родителей Димы Яковлева признали невиновными в том, что случилось. Но текст Джина Вайнгартена не о русских детях, он о родителях, с которыми это произошло.
– Текст потрясающий. Журналист исследует проблему с несколько другой стороны. Надо иметь определенную гражданскую смелость, чтобы идти вразрез с общепринятым отношением, - считает Назарова. Не знаю, как у вас, у меня была реакция, как у большинства – шок. Читаешь новость и думаешь: «Как это – забыть ребенка в машине?! И чтоб он умер?! Сволочи эти люди, их надо судить!» Это нормальная шоковая реакция: всех посадить, чтоб такого больше никогда не произошло. Судья подошел к проблеме совершенно иначе: никакая тюрьма не избавит родителя-убийцу от раскаяния. Нет худшего наказания, чем жить с сознанием того, что ты повинен в смерти своего ребенка. Не буду пересказывать весь текст, я рекомендую вам его прочитать. Момент удивления может служить отправной точкой для поиска идеи. В начале 2015 года, когда случился расстрел редакции журнала «Шарли», нам стало интересно, ведь в Москве мусульмане тоже есть. Кто эти люди? Я ничего не знала про ислам и про московских мусульман. Мы стали советоваться, читать сайты, находить информацию в интернете. Вижу, везде попадается слово «многоженство». Я поняла, что об этом явлении мы ничего не знаем. Потом спросила у одной девушки: правда ли, что такое бывает? Она ответила, да, и я тебя сейчас познакомлю. Из этого вырос большой читабельный, вполне корректный материал. То же – про свадьбы в Северной Корее. Мы с коллегами смотрели, что интересного происходит в мире, и увидели репортаж из Северной Кореи. Так начинает раскручиваться любая история о том, что вы чего-то не знаете, а все знают. Если вам это интересно, может быть это интересно еще кому-то?
Александр дополнил коллегу. Он рассказал, что американцы, в отличие от россиян, очень близко подпускают журналистов. В Америке подобная публикация подразумевает длительное общение с героями текста. Американцам это удается. Так, в статье о погибших детях, забытых родителями в машинах, герои впускают журналиста в свое личное пространство и очень доверяют ему. В России это было бы невозможно. Или намного сложней. У нас вообще очень сильное недоверие к журналистам.
– Мне предложили взять интервью у бывшего посла США в России Майкла Макфола, – приводит пример из практики Нина Назарова. Попросили, чтобы он рассказал, как он живет, когда ему все время в «Твиттер» пишут гадости и оскорбления. Я думала, как это все сложно. Взяла и написала ему в «Фейсбук». И очень скоро получила сообщение: «Давайте! Я вам расскажу». Вот так просто. В другой раз мне заказали текст, для которого было необходимо опросить людей, которые на работе как бы ничего не делают: консьержки, охранники в метро, смотрители общественных туалетов. Я не раз вспомнила, насколько мне легко было разговаривать с послом. И как невероятно тяжело было бегать за консьержками и просить: расскажите что-нибудь про вашу работу. Но они были неприступны. Очень боялись, как бы чего не вышло. Я обошла четырех. Русские люди не хотят общаться с журналистами.
Журналистская литература требует множества деталей, множества подробностей. Не просто портретов героев, а описания их жизни. Герои материалов не всегда представляют, что они прочитают в итоге. Это сложный этический вопрос. Нина Назарова описала случай, произошедший с ее коллегой по «Афише» Михаилом Левиным, который написал большой репортаж про московских свингеров. Герой репортажа, который говорил под диктофон, знал, что перед ним журналист, но после публикации был возмущен и угрожал судом. Он явно был обижен и даже оскорблен: журналисты будто бы нарушили его права. Лектор настаивает, что очень важно точно объяснять человеку, что вы хотите написать о нем, какая тема вас интересует.
– Сейчас я уже не журналист, так как журнал «Афиша» закрыли. Буду главным редактором на сайте «Горький». Будем повышать культуру чтения, рассказывать о книгах и подтягивать журналистику до уровня литературы.
Сайт «Горький» запустят в сентябре. Автор проекта – издатель Борис Куприянов, который знаком книгочеям по магазину «Фаланстер», а завсегдатаям «Пиотровского» – по образовательному лекторию.