Большая программа Ельцин Центра, посвященная Международному женскому дню, открылась 6 марта выставкой «Девушки 80-х». На ней представлены чёрно-белые фотографии, запечатлевшие женские образы эпохи перемен, в окружении арт-объектов и текстов про это время.
В фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра можно увидеть пятьдесят одну работу восемнадцати ярких представителей советской фотографии 80-х годов из официальной прессы и андеграундной культуры, а также прочитать небольшие отрывки из книг Владимира Сорокина, Павла Пепперштейна и Бориса Минаева, который вместе с фотографом Александром Тягны-Рядно курировал выставку.
– Все это про воздух времени. Это было время ожидания перемен, еще перемены не начались, но мы их уже ждали в наших домашних кружках, где читали нелегальную литературу, слушали альтернативную музыку, общались, – отметил Борис Минаев на открытии выставки. – Из этой атмосферы и родилась новая эпоха. Считаю, она родилась не только из политических событий, но и из того, что общество было к этим переменам готово. Эта выставка очень важная в том плане, что это ожидание перемен 80-х годов в чем-то созвучно и нашему времени.
По словам Дины Сорокиной, возглавляющей Музей Бориса Ельцина, идея выставки родилась после того, как в 2018 году вышла в свет книга Минаева «Ковбой Мальборо, или Девушки 80-х», а писатель признался, что экспозиция выросла из созданной по следам книги страницы в Facebook, куда стали собираться фотографии, киноафиши, журнальные обложки, личные альбомы и заметки.
– Когда книга написалась, я вдруг подумал, что внутри этих рассказов так много деталей того времени, так много связано с бытом того времени, с повседневностью и даже политикой того времени, что мне не хочется, чтобы это была просто книга, а хочется сделать эксперимент, расширить рамки, разрушить границы между видами творчества. Эта перспектива захватила меня. Я обратился к разным фотографам, один из них – Александр Тягны-Рядно – откликнулся и связался со многими фотографами. И тут выяснилось, что в 80-е годы произошла некая революция в фотографии, люди стали снимать не только андеграунд, который нигде не может быть опубликован, и не только для газет и журналов. Произошел некий прорыв в фотографии, и наши желания совпали.
Александр Тягно-Рядно, который также присутствовал на открытии выставки, сказал, что, читая книгу Минаева, у него в памяти всплывали как иллюстрации собственные фотографии той поры.
– Но мне показалось, что будет гораздо интересней, если я соберу не только свои фотографии, но и фотографии своих друзей, коллег, потому что 80-е годы были активными не только для меня. Собралось довольно много фотографов разного возраста и разного направления, которых я попытался привлечь к этой выставке. Здесь и андеграундные фотографы, которые в то время не печатались, но очень активно снимали, и фотографии из официальной прессы корреспондентов журналов «Советский Союз», «Огонёк», газет «Комсомольская правда», «Правда», «Советская культура».
На выставке, организованной при поддержке Союза фотохудожников России, представлены работы Андрея Безукладникова, Сергея Борисова, Владимира Вяткина, Миколы Гнисюка, Александра Гущина, Михаила Китаева, Игоря Стомахина, Юрия Феклистова, Владимира Якубова и других известных фотографов.
Также на выставке представлены два арт-объекта, которые были сделаны по мотивам этих фотографий. Их авторы и одновременно художники экспозиции арт-группа lkkl (Людмила Калиниченко, Ксения Ларина) считают, что пластиковый пакет с логотипом Marlboro и медведь Маус, в котором слились Микки Маус и плюшевый мишка, стали символами времени и олицетворяют собой приход новых ценностей, поп-культуры и эпохи потребления.
– Пока мы готовили выставку, полюбили каждую из фотографий, поняли, что черно-белые снимки по-настоящему актуальны, современны, – призналась Ксения Ларина. – Как художники экспозиции мы хотели придать им не только неоновый цвет, но и сделать их близкими нам сегодня. Мы наполнили их тем цветом и светом, который появился в то, по-настоящему революционное, время. Для нас, как художников, отдельным высказыванием были как сами снимки, так и авторский текст, который решили разместить на равных правах с изображениями. Вы видите в рамах не только прекрасные фотографии, но и потрясающие тексты про это время, очень тонкие и лиричные.
.