Женские журналы 90-х: от работниц до светских львиц

31 марта 2018 г.Татьяна Филиппова
Женские журналы 90-х: от работниц до светских львиц

Участники Клуба «Мои 90-е» в Ельцин Центре 10 марта традиционно собрались в музее первого президента России Бориса Ельцина. Очередное заседание клуба было посвящено женским журналам последнего десятилетия ХХ века.

Ведущая клуба, руководитель отдела развития Музея Ельцина Людмила Старостова напомнила, что радикальным трансформациям в 90-е подвергалось всё, в том числе и журналы для женщин. Хорошо знакомые и любимые многими журналы «Крестьянка» и «Работница» в борьбе за внимание читательниц шли на тотальное переформатирование. Иностранные журналы, завоевывавшие сердца российских женщин – Burda Moden, Cosmopolitan, Elle – предлагали не только иную картину мира, но и новый образ женщины.

Людмила предложила поделиться своими историями о любимых журналах и сама рассказала о периодических изданиях, предназначенных для женской аудитории, которые выписывали ее родители. Людмила обратила внимание участников клуба на тот факт, что журнал «Работница» с 2,5 миллионов в 1961 году к 90-м годам увеличил свой тираж до 23 миллионов. Любимый многими журнал «Крестьянка» в 1991 году имел тираж 21,8 миллионов. В 90-е их можно было не только получать по подписке, но и покупать в киосках «Союзпечати». Участники клуба смогли полистать российские журналы 90-х. Ведущая клуба сделала закладки на страницах любимых рубрик. И если их внешний вид еще не соответствовал уровню зарубежных аналогов, то содержание можно смело назвать актуальным и сегодня.

Ольга Логинова рассказала о своем любимом журнале Burda Moden. Он появился в СССР на русском языке в марте 1987 года. Журналы нельзя было купить в киосках, они распространялись через женсоветы предприятий и организаций. Ольга по образованию инженер-конструктор, и она пошутила, что в принципе ей все равно, что кроить – лист металла или кусок ткани. Она принесла свой первый журнал Burda Moden, который стоил в те времена 5 рублей. На рынке из-под полы их цена достигала 25 рублей, и для кого-то это была стипендия, треть или четверть месячного оклада. Но истинные модницы без сожаления расставались с деньгами, лишь бы заполучить журнал с модными моделями и идеально выверенными выкройками. Нужно отметить, что экземпляр, который принесла на встречу Ольга, спустя тридцать лет находится в отличном состоянии. Он обернут специальной обложкой, а уголки страниц проклеены прозрачной пленкой. Очевидно, что хозяйка журнала очень дорожила им. С номера, на обложке которого изображена элегантная девушка в летней шляпке, началась ее домашняя коллекция журналов Burda Moden. Ольга показала первую модель, которую ей исполнили в Доме моделей по фотографии из этого номера. Более того, оказалось, что Ольга носит ее по сей день. Примечательно и то, что ткань была приобретена из ассортимента Свердловского камвольного комбината, который, пережив тяжелые времена, существует до сих пор. Платье приветствовали аплодисментами.

– Чему меня научила Burda Moden? – подвела итог разговору рассказчица. – Выбору качественных тканей, аксессуаров и обуви, а также достойной бижутерии. Я не ношу золотые украшения с институтских времен. За эти годы у меня сформировалась очень приличная коллекция качественной бижутерии.

Ведущая тоже продемонстрировала блузу фасона, выбранного из коллекции Burda Moden. Ее сшила по лекалам Burda сестра Людмилы. Ткань для блузы изъяли из маминых запасов. Еще одну любопытную историю о дефиците ресурсов, тягу к красоте и изобретательности женщин рассказала ведущая. Когда-то во времена Советского Союза в моду вошли легкие индийские платья из хлопковой марлевки. В магазине такую ткань было не купить. И все же одна изобретательная дама нашла выход. Она приобрела карту мира на марлевой основе, удалила верхний слой, выкрасила ткань и сшила себе платье. Никому и в голову не приходило, из чего оно сделано.

Директор музея Дина Сорокина рассказала о том, что в их семье источником вдохновения был журнал Verena. Когда Дина пошла в школу, практичная бабушка купила ей школьную форму на все 10 лет. Но в начале 90-х школьная форма стала неактуальной, и другая бабушка перешивала форменные платья в юбки, топы и сарафаны. Так в гардеробе Дины появились вещи строгих коричневых и синих тонов. Все это комбинировалось с вязанными моделями из журнала Verena.

О Burda Moden Дина рассказала в несколько другом ракурсе. Она поведала историю «лица с обложки», которым много лет была Изабелла Росселлини, представляющая косметический бренд Lancome. Это не только история успеха, считает Дина, но история женщины, которая для многих поколений была и остается идеалом красоты. Дочь актрисы Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселлини не собиралась быть моделью. Она работала репортером в нью-йоркском бюро канала RAI, помогала отцу на съемочной площадке. В 28 лет ее познакомили со знаменитым фотографом Брюсом Уэбером. Он снял ее для обложки британского Vogue. Спустя некоторое время Lancome предложил ей контракт на два миллиона долларов в год. Изабелла оставалась лицом Lancome больше десяти лет. В 1992-ом Lancome расторг контракт, лицом марки стала Жюльет Бинош. Для сорокалетней Изабеллы это стало шоком. Жизнь ее сложилась вполне успешно: она снималась в рекламе и кино, писала книги, выпустила линейку экологически чистых фермерских продуктов. Спустя 25 лет, в 2016 году, 65-летняя актриса вновь стала лицом Lancome. На своей страничке в сети она написала: «Друг спросил меня, почему я возвращаюсь. Я тронута предложением и скучаю по компании. Я не могу понять, прощаю ли я их. Но когда я работала с ними 20 лет назад, женщины были секретарями, а мужчины — боссами. Вся индустрия была создана мужчинами с пониманием того, что косметика нужна только для соблазнения. Но я наношу макияж даже тогда, когда встречаюсь с сестрой, и нахожу в этом удовольствие».

«Лицо с обложки» вдохновляло многих женщин, когда они листали Burda Moden и принимали решение, какими им быть. Знаменитые журналы от Энне Бурда предлагали как стиль, так и образ жизни. В них были не только выкройки и кулинарные рецепты, но и практичные советы для женщин на все времена: как изготовить в домашних условиях новогодний костюм для ребенка, сотворить зоопарк своими руками в технике оригами, дать аксессуарам для дома новую жизнь. Ольга подметила, что, глядя на моделей из этих журналов, она понимала, что они такие же, как она.

Ведущая рассказала историю от Натальи Соломеиной, дизайнера одежды: преподаватели архитектурной академии, которую она закончила в 1996 году, не советовали им пользоваться лекалами Burda Moden. Будто бы все они сделаны специально с погрешностями, чтобы их нельзя было запустить в массовое производство. Другое дело индивидуальный пошив, где выкройку всегда подгоняют под тебя. Еще одна история от создателя Модного дома «Соло-дизайн». Как-то в 90-е, возвращаясь из Парижа, где-то в аэропорту Наталья обнаружила много глянцевых журналов на столиках вокруг. Она все их собрала и привезла в Россию. Еле дотащила эту тяжесть, но неудобство стоило того. В 90-е это было настоящее богатство, которое перелистывали, изучали, бережно сохраняли, передавали друг другу. Среди журналов, привезенных Натальей из столицы моды, были номера Burda Moden.

Наталья Гончарова, которая в 90-е была подростком, вспоминала молодёжные журналы Cool, Cool girl, Bravo. В них тоже было много материалов о моде и музыке, интервью со звездами спорта и кино, рассказы о путешествиях. Эти журналы привлекали тех, кто коллекционировал постеры с кумирами. Наталья и сегодня читает много глянцевых изданий. Она с ходу перечислила около двадцати любимых журналов и не верит, что интернет может их когда-нибудь заменить. Она заходит на странички этих журналов в сети и общается с теми, кто так же, как она, следит за глянцевой периодикой.

Поговорили участники клуба и о местных журналах, ориентированных в основном на женскую аудиторию. Кто-то расстается с ними, как только прочитывает, а кто-то хранит подшивки за много лет и с удовольствием просматривает в свободное время.

Вспомнили, какие знаменитые журналы появились в России в 90-е. Как караулили в киосках свежие номера. У одного конкретного номера могло быть до 7-8 читателей. Обсудили сегмент зарубежных каталогов одежды, которые появились в России в преддверии 90-х. Они тоже рассказывали о моде и стиле, были проводниками вкуса и особой европейской эстетики. Их хранили, берегли, развлекали ими гостей, искали в них идеи для нарядов.

В конце 90-х в широком доступе появились интерьерные издания, которые участницы клуба вспоминали с особенной теплотой: «Мезонин», «Татлин», «Мой уютный дом». Рассказывали не только о самих журналах и публикациях, но и о тех проектах, на которые они вдохновили. Интересные идеи, воплощенные в квартирах и на дачах, определили вкусовые предпочтения на многие годы вперед. Читая их, россияне знакомились с различными стилями в декоре и интерьере.

Оказалось, что участницы клуба любили почитывать и мужские журналы. Им хотелось знать чуть больше о тех, кто находится рядом с ними в институте, дома, на работе.

Отношение к женщине изменилось, но изменилась и сама женщина. И этому в немалой степени способствовали журналы 90-х.

По традиции, участники клуба «Мои 90-е» снялись на фоне любимого артефакта – настоящего московского троллейбуса – в экспозиции «Первого дня». Лучший рассказчик получил приз от Музея первого президента России Бориса Ельцина. Если бы приз получал журнал, то это был бы Burda Moden. Однако лучшей рассказчицей единодушно была признана Ольга Логинова – она получила в подарок от музея книгу воспоминаний Наины Ельциной «Личная жизнь».

Людмила Старостова пригласила всех на будущие заседания клуба «Мои 90-е», которые проходят в музее каждый месяц.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.