В мае Ельцин Центр поддержал акцию #ISHAPEMYWORLD, разместив на своих площадках плакаты со специальным QR-кодом. В рамках акции 21 июня психолог Зара Арутюнян прочла лекцию «Насилие. Каким оно бывает и как его распознать».
Зара Арутюнян – психолог, социолог, психотерапевт. Много лет она исследует психологию насилия и терапию травмы, консультирует людей с депрессиями и суицидальными наклонностями, а также людей с паллиативными диагнозами.
Накануне в магазине «Пиотровский» Зара как автор участвовала в презентации сборника «Мы так не говорим», изданного вместе с порталом «Такие дела».
Насилие – одно из главных бед нашего общества, считает Арутюнян. Не случайно дело сестер Хачатурян так всколыхнуло общество и раскололо его пополам, как яркий и жёсткий пример современного домашнего насилия.
– Я благодарна тем, кто, несмотря на занятость и хорошую погоду, всё же находит время, чтобы прийти и поговорить о насилии. Мы все боремся за то, чтобы девушки остались на свободе. История существования девушек с отцом, которая является пытками разного рода, должна была прекратиться. Не могу об этом не говорить, потому что борьба происходит ежесекундно. Я рада, что присоединяются журналисты. Люди стоят в пикетах, участвуют в акциях. Только так можно остановить насилие, – говорит лектор. – Это – первая рамка, но существует и вторая – государственное насилие. Мы находимся в Ельцин Центре – месте, в котором надо об этом говорить. Потому что Борис Ельцин сломал ту систему, которая перманентно воспроизводила насилие и уничтожала достоинство человека. Он вернул нам понятие достоинства и свободы. Спустя почти тридцать лет – с 1991 года – история повторилась. История с вашим сквером держала в напряжении нас всех. Когда вы отвоевали свой сквер, моя лента была набита новостями о вас. Потому что для меня, кроме всего прочего, это история противостояния насилию, противостояние вседозволенности. Это единственный способ говорить насильникам «стоп».
Зара утверждает, что насилие – наша главная скрепа, которая связывает нас всех. Потому что в биографии каждой семьи есть примеры государственного насилия: кого-то репрессировали, кого-то переместили с насиженных мест, кто-то был невыездным. Говоря языком психологии, мы все травматики и дети травматиков. Тот фильм, с которого начинается экспозиция вашего музея, каждый видит по-разному. Я тоже увидела его по-своему. Мне кажется, его должны показывать в школе. Сейчас появилась тенденция, что Советский Союз это была такая лепота. Фильм показывает, что никакой лепоты не было, говорит Зара Арутюнян, и началось это не в семнадцатом году.
Мы сталкиваемся с насилием каждый день на уровне государства. У нас нет дискурса о правах человека, подчеркивает лектор. И мы можем ему противостоять только тогда, когда все вместе выходим на улицу.
Недавние события показали, что всех нас можно привлечь по 228-й статье: это то, что произошло с Голуновым. И если бы мы все не вышли, то его не удалось бы отстоять.
Государственное насилие проявляется в медицине и педагогике. Насилие – это не обязательно мордобой. Навязчивая забота – это тоже насилие. Любая машинерия, которая имеет целью лишить тебя воли и чувства собственного достоинства, – это насилие.
– Оно многослойно, как слоёный пирог, под одним слоем – второй, третий, – убеждена кризисный психолог. – И нигде в культурной повестке, с которой мы соприкасаемся, кроме вашей прекрасной оранжереи, мы не видим настойчивой работы по сохранению чувства собственного достоинства и уважения по отношению к тебе.
Противовесом насилию является не сила и не насильственный акт, продолжает Зара. Его можно победить только уважением. Если завтра мы все начнём уважать друг друга, то насилие уйдет. Оно не приживается там, где есть уважение и достоинство.
Когда человек загнан в угол, и его каждый день уничтожают, у него совсем другая логика существования. Арутюнян обращается к официальной статистике. Оказывается, что среди женщин, находящихся в колониях, осужденные за убийство своего партнера, который подвергал их насилию, составляют огромный процент. Нет ничего на государственном уровне, чтобы могло бы помочь – нет даже самого закона о домашнем насилии.
Далее лектор напомнила слушателям о школьном насилии, с которым рано или поздно сталкиваются все. Семьдесят процентов современных детей подвергаются буллингу (травле). Это тоже форма насилия, с которой все знакомы. Зара предложила аудитории вспомнить, по какой причине каждый из присутствующих подвергался травле со стороны сверстников в школе. Неделю, месяц или год каждый из нас был в роли жертвы. И это тоже большая травма, которая не проходит бесследно.
Почему насилие – это зло? Даже если оно не физическое. Почему это плохо, когда поражают вашу волю и ваше представление о себе, как о нормальном человеке? Потому что от этого трудно оправиться, это остаётся с нами на всю жизнь, мешает нам жить. Никто из нас не должен с этим мириться.
Никто из насильников не скажет вам: «Я – абьюзер! (насильник)». Но есть «звоночки», которые подсказывают девушкам, что их слишком активные женихи в браке превратятся в домашних тиранов. Этим реперным точкам коммуникации Зара посвятила часть лекции. Она разобрала те общественные стереотипы, которые приводят самых образованных девушек в лапы тиранов. Никакое материальное благополучие не стоит унижения и насилия в семье. И даже дети не могут быть препятствием в прекращении насилия в браке. Потому что детям нужны счастливые мамы, только тогда они смогут развиваться нормально и сами никогда не будут применять насилие по отношению к другим.
Лекция Зары Арутюнян «Насилие. Каким оно бывает и как его распознать».
– Всё, что человек может сделать со своей жизнью – это сохранить свое достоинство и саму жизнь. Мы должны стараться в любой ситуации сохранять самоуважение и физическую неприкосновенность. Боритесь и отстаивайте себя – это наша единственная прививка от насилия. Когда мне было двадцать лет, мне нагадали мужа-миллионера. Мне пятьдесят и миллионера что-то не видно. И вот я думаю: «Неужели он появится в семьдесят?» Я –неутомимый оптимист. И гадалка была серьёзная. Мы не знаем ничего про нашу будущую жизнь, мы не знаем, что будет с нами и со страной, будем ли мы здоровы и как долго будем жить. Мы заходим к врачу с банальным чихом и вдруг узнаём, что это пневмосклероз. Мы мало что способны контролировать в своей жизни, – подытожила Зара Арутюнян. – Но то, что мы обязаны контролировать и делать это ответственно – это свой выбор, своё достоинство и, по возможности, свою жизнь.
Аудиоверсию лекции Зары Арутюнян можно послушать прямо на сайте, а также на подкаст-платформах «ВКонтакте», Anchor.fm, Google Podcast и ITunes.