Забытый голод 1930-х

26 ноября 2020 г.Михаил Лузин
Забытый голод 1930-х

В кино-конференц-зале Ельцин Центра 14 ноября состоялся показ фильма Big Lies («Голод») режиссёра Игоря Рунова. Документальная лента посвящена голоду 30-х годов в Советской России, и акцентирует внимание как на замалчивании темы со стороны властей, так и на отсутствии широкой общественной дискуссии об этой трагедии.

— Все знают о Холокосте, жертвами которого стали 7 миллионов евреев, а о том, что в начале 30-х годов 10 миллионов наших сограждан умерло голодной смертью вследствие насильственной политики коллективизации, мало кто знает, – сказал режиссёр, анонсируя показ. — Этот фильм — попытка восполнить пробелы в нашей коллективной памяти.

Игорь Рунов отметил, что, несмотря на миллионы жертв, в России существует лишь один памятник жертвам Голодомора — металлический крест в Пензенской области. А официальная оценка масштабов голода ограничивается заявлением Государственной думы от 2008 года «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Согласно заключению комиссии при Госдуме, «от голода и болезней, связанных с недоеданием», в 1932–1933 годах в Советском Союзе погибло около 7 млн человек, причиной чему были «репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок», которые «значительно усугубили тяжёлые последствия неурожая 1932 года».

Режиссёр сообщил, что сборы от фильма, а также добровольные пожертвования граждан пойдут на сооружение мемориала жертвам голода 1930-х годов. Основой для него станет одна из работ Эрнста Неизвестного, которую вдова скульптора Анна Грэм согласилась передать авторам идеи монумента. Подробнее об этом – по ссылке.

— Цель фильма — не ответить на все вопросы, а заставить задуматься, — сказал Игорь Рунов. — Сейчас Россия производит рекордные 110 миллионов тонн зерна в год, а в 1970-х массово закупала зерно в США, потому что не хватало своего. Да и сегодня больше 97 миллионов гектаров пахотных земель, которые когда-то обрабатывались, больше не возделывается, — это официальная цифра. Это по размерам больше, чем территории Франции и Германии вместе взятых. По мнению режиссёра, это долговременные последствия коллективизации и связанного с ней голода.

Почему в англоязычном прокате фильм называется «Большая ложь»(Big Lies)?

— У нас в руках оказалось несколько документов, свидетельствующих о весьма двойственной роли, которую сыграли американский бизнес и СМИ в политической жизни Советской России в начале 30-х годов, — рассказывает Игорь Рунов. — Репортажи московского корреспондента «Нью-Йорк Таймз» Уолтера Дуранти, превозносящего Сталина и отрицающего сам факт массового рукотворного голода, массовый импорт в США конфискованного у крестьян зерна и, наконец, само по себе установление двусторонних дипломатических отношений в 1934 году , — все это было свидетельством оглушительной победы стратегии Большой Лжи, впервые опробованной Сталиным именно в эти годы. Это прибавило всей истории новое, «американское» измерение и заставило внести дополнения в первоначальный сценарий.

В фильме Big lies («Голод») трое пожилых людей: две женщины и мужчина, проживающие в разных частях России, рассказывают писательнице из США Кэтлин Витковски Тарр об их чудесном спасении во время голода начала 30-х годов. Николай Иваницкий вспоминает о том, как были раскулачены и высланы в Сибирь его ближайшие родственники. Лидия Воробьева вспоминает уроки выживания, и что они вынуждены были есть, чтобы уцелеть, — в то время, когда люди умирали прямо на улицах и некому было их похоронить. «Баба Катя» отчётливо вспоминает 30-е, военные и послевоенные годы.

Путешествуя по России, Кэтлин Витковски Тарр понимает, что раны, нанесённые насильственной коллективизацией, уничтожением традиционных укладов и умерщвлением 10 миллионов сограждан, далеко ещё не залечены. Как свидетельствует Архип — 20-летний парень из-под Пскова, — даже крупные инвестиции в агроиндустриальные комплексы не в состоянии вдохнуть новую жизнь в заброшенные деревни и поля.

Съёмки велись в разных частях России: на юге, в Поволжье и северо-западе страны. Игорь Рунов подчеркнул, что специально не стал обращаться к опыту Украины, где тема Голодомора давно поднимается на государственном и общенациональном уровне, чтобы показать зрителям пагубные последствия действий коммунистического режима на примере российской глубинки.

Показ фильма Big lies («Голод») в кино-конференц-зале Ельцин Центра прошёл при содействии общества «Мемориал».

Другие новости

Лекция

Александр Архангельский: «Делать имеет смысл только то, что не имеет смысла делать»

Александр Архангельский: «Делать имеет смысл только то, что не имеет смысла делать»
Эпоха перестройки для культуры стала временем легализации, выхода из подполья всего того, что было создано и намечено в предшествующие годы. Поэтому творить, делать надо даже тогда, когда кажется, что…
9 декабря 2022 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Выбрал дорогу – не сворачивай!»

Публичная программа выставки «Выбрал дорогу – не сворачивай!»
С 9 декабря по 29 января в Арт-галерее Ельцин Центра проходит выставка «Выбрал дорогу – не сворачивай!», представляющая коллекцию Евгения Ройзмана*. Собрание формировалось в тесной связи с художниками…
8 декабря 2022 г.
Конференция

Программа Ельцин Форума 2022 в Екатеринбурге

Программа Ельцин Форума 2022 в Екатеринбурге
В честь дня Конституции Российской Федерации 11 декабря в Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет очередной Ельцин Форум, тема которого – «Конституция как основа духовно-нравственн…
6 декабря 2022 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.