Забытый голод 1930-х

26 ноября 2020 г.Михаил Лузин
Забытый голод 1930-х

В кино-конференц-зале Ельцин Центра 14 ноября состоялся показ фильма Big Lies («Голод») режиссёра Игоря Рунова. Документальная лента посвящена голоду 30-х годов в Советской России, и акцентирует внимание как на замалчивании темы со стороны властей, так и на отсутствии широкой общественной дискуссии об этой трагедии.

— Все знают о Холокосте, жертвами которого стали 7 миллионов евреев, а о том, что в начале 30-х годов 10 миллионов наших сограждан умерло голодной смертью вследствие насильственной политики коллективизации, мало кто знает, – сказал режиссёр, анонсируя показ. — Этот фильм — попытка восполнить пробелы в нашей коллективной памяти.

Игорь Рунов отметил, что, несмотря на миллионы жертв, в России существует лишь один памятник жертвам Голодомора — металлический крест в Пензенской области. А официальная оценка масштабов голода ограничивается заявлением Государственной думы от 2008 года «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Согласно заключению комиссии при Госдуме, «от голода и болезней, связанных с недоеданием», в 1932–1933 годах в Советском Союзе погибло около 7 млн человек, причиной чему были «репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок», которые «значительно усугубили тяжёлые последствия неурожая 1932 года».

Режиссёр сообщил, что сборы от фильма, а также добровольные пожертвования граждан пойдут на сооружение мемориала жертвам голода 1930-х годов. Основой для него станет одна из работ Эрнста Неизвестного, которую вдова скульптора Анна Грэм согласилась передать авторам идеи монумента. Подробнее об этом – по ссылке.

— Цель фильма — не ответить на все вопросы, а заставить задуматься, — сказал Игорь Рунов. — Сейчас Россия производит рекордные 110 миллионов тонн зерна в год, а в 1970-х массово закупала зерно в США, потому что не хватало своего. Да и сегодня больше 97 миллионов гектаров пахотных земель, которые когда-то обрабатывались, больше не возделывается, — это официальная цифра. Это по размерам больше, чем территории Франции и Германии вместе взятых. По мнению режиссёра, это долговременные последствия коллективизации и связанного с ней голода.

Почему в англоязычном прокате фильм называется «Большая ложь»(Big Lies)?

— У нас в руках оказалось несколько документов, свидетельствующих о весьма двойственной роли, которую сыграли американский бизнес и СМИ в политической жизни Советской России в начале 30-х годов, — рассказывает Игорь Рунов. — Репортажи московского корреспондента «Нью-Йорк Таймз» Уолтера Дуранти, превозносящего Сталина и отрицающего сам факт массового рукотворного голода, массовый импорт в США конфискованного у крестьян зерна и, наконец, само по себе установление двусторонних дипломатических отношений в 1934 году , — все это было свидетельством оглушительной победы стратегии Большой Лжи, впервые опробованной Сталиным именно в эти годы. Это прибавило всей истории новое, «американское» измерение и заставило внести дополнения в первоначальный сценарий.

В фильме Big lies («Голод») трое пожилых людей: две женщины и мужчина, проживающие в разных частях России, рассказывают писательнице из США Кэтлин Витковски Тарр об их чудесном спасении во время голода начала 30-х годов. Николай Иваницкий вспоминает о том, как были раскулачены и высланы в Сибирь его ближайшие родственники. Лидия Воробьева вспоминает уроки выживания, и что они вынуждены были есть, чтобы уцелеть, — в то время, когда люди умирали прямо на улицах и некому было их похоронить. «Баба Катя» отчётливо вспоминает 30-е, военные и послевоенные годы.

Путешествуя по России, Кэтлин Витковски Тарр понимает, что раны, нанесённые насильственной коллективизацией, уничтожением традиционных укладов и умерщвлением 10 миллионов сограждан, далеко ещё не залечены. Как свидетельствует Архип — 20-летний парень из-под Пскова, — даже крупные инвестиции в агроиндустриальные комплексы не в состоянии вдохнуть новую жизнь в заброшенные деревни и поля.

Съёмки велись в разных частях России: на юге, в Поволжье и северо-западе страны. Игорь Рунов подчеркнул, что специально не стал обращаться к опыту Украины, где тема Голодомора давно поднимается на государственном и общенациональном уровне, чтобы показать зрителям пагубные последствия действий коммунистического режима на примере российской глубинки.

Показ фильма Big lies («Голод») в кино-конференц-зале Ельцин Центра прошёл при содействии общества «Мемориал».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.