Стало уже традицией вежливое покашливание PR-директора магазина «Пиотровский» Олега Лутохина и его предупреждение: «Господа, через десять минут мы закрываемся!». Посетители книжного в Ельцин Центре никак не хотят отпускать лектора. Как выяснилось, качество образования в стране волнует даже тех, кто еще только собирается стать родителями.
В рамках научно-мировоззренческого лектория с заявленной темой «Новое образование: как научить друг друга всему, чему нас не научили в школе» 28 января выступил Юрий Сапрыкин — отец двух детей, журналист, редакционный директор издательства Moscow Times.
– Разговоры об упадке традиционной системы образования стали привычными не только в России, – утверждает лектор, – сегодня они звучат повсеместно. Вместе с тем, мы видим вокруг множество частных образовательных инициатив: от «пабликов» в соцсетях до глобальных онлайн-ресурсов с их миллиардными инвестициями. Реально ли изменить привычные школы и университеты? Что можно сделать прямо сейчас, если нужно чему-то научиться или хочется научить других. Как преодолеть инертность традиционной «вертикали образования»? Мне интересно как родителю, который внимательно относится к тому, что происходит с его детьми, и как такому же, как они, учащемуся. Это участь всех, кто продолжает самообразование. В какой-то момент, подобно многим моим знакомым, я ощутил, что читать еще один новый журнал мне уже не интересно, а пройти курс лекций «онлайн» или, наоборот, самому прочитать курс лекций, представляется гораздо более осмысленным, интересным и благодарным занятием. Есть ощущение того, что традиционная система чего-то нам в свое время не додала или мы не до конца чего-то взяли. 2000-е для моего поколения было беззаботным временем зарабатывания денег. А сейчас есть ощущение, что нужно и очень хочется наверстать, создавая подобные проекты и одновременно пользуясь ими.
Юрий Сапрыкин привел уникальный пример омского педагога литературы, которая, устав от безденежья, организовала своих коллег в профессиональный клуб. Они договорились с каким-то кафе и стали проводить лекции для всех желающих по английской литературе, французской поэзии и чему-то еще. Вход демократичный – 100 рублей. И дело пошло, от желающих отбою нет. Замечательный опыт для всех, кто в момент кризиса остался безработным, или чьи доходы значительно сократились, а это почти повсеместно. Это прекрасный способ актуализировать собственные знания и самому поучиться чему-нибудь полезному.
– Сегодня высшее образование доступно практически всем. Если не бесплатно, то за деньги ВУЗы принимают всех желающих. А доходят до диплома меньше половины. Нужно ли в таком случае высшее образование?
– Больше вам скажу: из тех тридцати процентов, что получат диплом, меньше половины будут работать по специальности. Как говаривал наш декан, не будем называть фамилий: «Я осознаю, что некоторые девушки не найдут себе работу и пойдут работать простыми секретаршами, но с нашим дипломом у них больше шансов попасть в приличное место! Они будут образованными женами и грамотными мамами. Это меня утешает». Сегодня система высшего образования превратилась в фабрику печатания дипломов. Но так будет, пока на работу вас будут принимать при наличии диплома, а не при наличии неоспоримых профессиональных компетенций.
– Мы все знаем людей, которые получают 2-3 высших образования, но при этом не становятся ни взрослее, ни компетентнее.
– Это вопрос своевременной профориентации. Так получается, что система высшего образования очень негибкая. И человек, на втором курсе осознавший, что образование не то, о каком мечталось, ничего не может сделать. Он вынужден под нажимом семьи завершать то образование, которое ему не нужно, и только потом поступать туда, куда хочется.
– А если опять осечка?
– В том-то и дело, что есть такая категория людей – вечных студентов, но это именно состояние, с этим ничего не поделаешь. Я говорю о других людях, которым интересно учиться, расти, получать от этого удовольствие, самим учить. На встрече выпускников мне рассказали про одного нашего сокурсника, который и тогда-то уже был старше всех, а тут совсем уж пожилой и получает четвертое высшее образование. Так вот, он в деканат объяснительную писал, что опоздал на экзамен потому что пенсию в собесе оформлял.
– Возможно, и не всем нужно высшее образование?
– Может быть, но тут связано много социальных факторов. Кто-то получает таким образом отсрочку от армии. Кто-то хочет благополучно выйти замуж. Попасть в правильную тусовку. Иметь пропуск в профессиональное сообщество. Получается, что диплом – это всего лишь подтверждение вашего статуса и вытекающие отсюда социальные преимущества, а я говорю о реальном, качественном образовании, погружении в изучаемый предмет. Если бы поступление на биофак и в столярную мастерскую были социально равнозначны, то многие получили бы от этого большое облегчение. Но, вероятно, это случится нескоро, потому что требует изменения и в психологии, и в трудовых отношениях, и даже в законодательстве. Очень жаль, что замечательная, абсолютно счастливая часть образовательного процесса превращается во время, которое просто нужно где-то пересидеть.
Юрий Сапрыкин рассказал об опыте американцев, который не всегда применим в российской действительности. Хотя случаи создания небольших, частных школ для собственных отпрысков и по собственному разумению известны и в России. Но это единичные случаи, что же делать тем, кто заканчивает обычные школы и ВУЗы – вопрос остается открытым. Тем же, кто продолжает с удовольствием чему-нибудь учиться и после окончания учебных заведений, лектор предложил проявлять более активно свою частную инициативу и предлагать на образовательный рынок самый широкий спектр учебных и просто познавательных программ. В конце концов, как говорил классик: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Мы должны помочь сами себе и своим детям быть содержательными, начитанными, интересными людьми.
Своими впечатлениями о теме, предложенной Юрием Сапрыкиным, поделились слушатели лектория:
Ильнур Вагапов, преподаватель информатики:
– Сейчас не учат детей самому главному – учиться. Они знают, где слямзить готовое и присвоить себе, а оценить качество украденного еще не могут. Какие из них потом вырастут специалисты? Как же они будут лечить людей, строить дома, писать законы? Они же не знания получают, а баллы, и думают об одном – как систему обмануть. У меня сын в этом году пойдет в школу, конечно, я беспокоюсь. Хочется, чтобы он был по-настоящему образованным человеком.
Ирина Юшина, педагог младших классов:
– Согласна с Юрием: нам всем надо чему-то учиться, постоянно. Я бы на месте родителей садилась бы за парту вместе с детьми. А то сгрузят детей на школу - и всё. Но этого мало. Получается такой чудовищный отрыв, родители отмахиваются от детей, поэтому у детей нет мотивации к учебе. Пока они маленькие, у них глаза горят. В пятом классе у них уже потухший взор и абсолютная усталость в глазах. Ни разу никто не сказал, что учеба это дело приятное и даже веселое. А ведь это так важно, чтобы с огоньком, с удовольствием, с большим желанием.
Денис Лекомцев, журналист:
– В отличие от лектора, ничего не имею против бензольных колец. Наверное, кому-то это пригодилось после школы. Мне кажется, со школой у нас все нормально. У нас очень низкий общий культурный уровень. Люди не читают ничего. Мне кажется, человек должен сам себя образовывать. Насильно прививать знания нельзя. Я бы некоторым и в ВУЗ поступать не советовал, а просто заняться самообразованием, но изучать то, что действительно интересно. Я вот знаю про нашу профессию, что самые лучшие журналисты не с журналистским образованием. Парадокс. Или вот другой парадокс: мы приходим после ВУЗа, и нам говорят: «Забудьте, все чему вас учили!» Значит, наше образование морально устарело? И обучают нас люди, далекие от профессии? Мне 27 лет, но я уже усвоил: не будешь развиваться – будешь пятым колесом в телеге.