Юрий Сапрыкин в Ельцин Центре: «Как научить друг друга всему?»

30 января 2016 г.Татьяна Филиппова
Юрий Сапрыкин в Ельцин Центре: «Как научить друг друга всему?»

Стало уже традицией вежливое покашливание PR-директора магазина «Пиотровский» Олега Лутохина и его предупреждение: «Господа, через десять минут мы закрываемся!». Посетители книжного в Ельцин Центре никак не хотят отпускать лектора. Как выяснилось, качество образования в стране волнует даже тех, кто еще только собирается стать родителями.

В рамках научно-мировоззренческого лектория с заявленной темой «Новое образование: как научить друг друга всему, чему нас не научили в школе» 28 января выступил Юрий Сапрыкин — отец двух детей, журналист, редакционный директор издательства Moscow Times.

– Разговоры об упадке традиционной системы образования стали привычными не только в России, – утверждает лектор, – сегодня они звучат повсеместно. Вместе с тем, мы видим вокруг множество частных образовательных инициатив: от «пабликов» в соцсетях до глобальных онлайн-ресурсов с их миллиардными инвестициями. Реально ли изменить привычные школы и университеты? Что можно сделать прямо сейчас, если нужно чему-то научиться или хочется научить других. Как преодолеть инертность традиционной «вертикали образования»? Мне интересно как родителю, который внимательно относится к тому, что происходит с его детьми, и как такому же, как они, учащемуся. Это участь всех, кто продолжает самообразование. В какой-то момент, подобно многим моим знакомым, я ощутил, что читать еще один новый журнал мне уже не интересно, а пройти курс лекций «онлайн» или, наоборот, самому прочитать курс лекций, представляется гораздо более осмысленным, интересным и благодарным занятием. Есть ощущение того, что традиционная система чего-то нам в свое время не додала или мы не до конца чего-то взяли. 2000-е для моего поколения было беззаботным временем зарабатывания денег. А сейчас есть ощущение, что нужно и очень хочется наверстать, создавая подобные проекты и одновременно пользуясь ими.

Юрий Сапрыкин привел уникальный пример омского педагога литературы, которая, устав от безденежья, организовала своих коллег в профессиональный клуб. Они договорились с каким-то кафе и стали проводить лекции для всех желающих по английской литературе, французской поэзии и чему-то еще. Вход демократичный – 100 рублей. И дело пошло, от желающих отбою нет. Замечательный опыт для всех, кто в момент кризиса остался безработным, или чьи доходы значительно сократились, а это почти повсеместно. Это прекрасный способ актуализировать собственные знания и самому поучиться чему-нибудь полезному.

Сегодня высшее образование доступно практически всем. Если не бесплатно, то за деньги ВУЗы принимают всех желающих. А доходят до диплома меньше половины. Нужно ли в таком случае высшее образование?

– Больше вам скажу: из тех тридцати процентов, что получат диплом, меньше половины будут работать по специальности. Как говаривал наш декан, не будем называть фамилий: «Я осознаю, что некоторые девушки не найдут себе работу и пойдут работать простыми секретаршами, но с нашим дипломом у них больше шансов попасть в приличное место! Они будут образованными женами и грамотными мамами. Это меня утешает». Сегодня система высшего образования превратилась в фабрику печатания дипломов. Но так будет, пока на работу вас будут принимать при наличии диплома, а не при наличии неоспоримых профессиональных компетенций.

Мы все знаем людей, которые получают 2-3 высших образования, но при этом не становятся ни взрослее, ни компетентнее.

– Это вопрос своевременной профориентации. Так получается, что система высшего образования очень негибкая. И человек, на втором курсе осознавший, что образование не то, о каком мечталось, ничего не может сделать. Он вынужден под нажимом семьи завершать то образование, которое ему не нужно, и только потом поступать туда, куда хочется.

А если опять осечка?

– В том-то и дело, что есть такая категория людей – вечных студентов, но это именно состояние, с этим ничего не поделаешь. Я говорю о других людях, которым интересно учиться, расти, получать от этого удовольствие, самим учить. На встрече выпускников мне рассказали про одного нашего сокурсника, который и тогда-то уже был старше всех, а тут совсем уж пожилой и получает четвертое высшее образование. Так вот, он в деканат объяснительную писал, что опоздал на экзамен потому что пенсию в собесе оформлял.

Возможно, и не всем нужно высшее образование?

– Может быть, но тут связано много социальных факторов. Кто-то получает таким образом отсрочку от армии. Кто-то хочет благополучно выйти замуж. Попасть в правильную тусовку. Иметь пропуск в профессиональное сообщество. Получается, что диплом – это всего лишь подтверждение вашего статуса и вытекающие отсюда социальные преимущества, а я говорю о реальном, качественном образовании, погружении в изучаемый предмет. Если бы поступление на биофак и в столярную мастерскую были социально равнозначны, то многие получили бы от этого большое облегчение. Но, вероятно, это случится нескоро, потому что требует изменения и в психологии, и в трудовых отношениях, и даже в законодательстве. Очень жаль, что замечательная, абсолютно счастливая часть образовательного процесса превращается во время, которое просто нужно где-то пересидеть.

Юрий Сапрыкин рассказал об опыте американцев, который не всегда применим в российской действительности. Хотя случаи создания небольших, частных школ для собственных отпрысков и по собственному разумению известны и в России. Но это единичные случаи, что же делать тем, кто заканчивает обычные школы и ВУЗы – вопрос остается открытым. Тем же, кто продолжает с удовольствием чему-нибудь учиться и после окончания учебных заведений, лектор предложил проявлять более активно свою частную инициативу и предлагать на образовательный рынок самый широкий спектр учебных и просто познавательных программ. В конце концов, как говорил классик: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Мы должны помочь сами себе и своим детям быть содержательными, начитанными, интересными людьми.

Своими впечатлениями о теме, предложенной Юрием Сапрыкиным, поделились слушатели лектория:

Ильнур Вагапов, преподаватель информатики:

– Сейчас не учат детей самому главному – учиться. Они знают, где слямзить готовое и присвоить себе, а оценить качество украденного еще не могут. Какие из них потом вырастут специалисты? Как же они будут лечить людей, строить дома, писать законы? Они же не знания получают, а баллы, и думают об одном – как систему обмануть. У меня сын в этом году пойдет в школу, конечно, я беспокоюсь. Хочется, чтобы он был по-настоящему образованным человеком.

Ирина Юшина, педагог младших классов:

– Согласна с Юрием: нам всем надо чему-то учиться, постоянно. Я бы на месте родителей садилась бы за парту вместе с детьми. А то сгрузят детей на школу - и всё. Но этого мало. Получается такой чудовищный отрыв, родители отмахиваются от детей, поэтому у детей нет мотивации к учебе. Пока они маленькие, у них глаза горят. В пятом классе у них уже потухший взор и абсолютная усталость в глазах. Ни разу никто не сказал, что учеба это дело приятное и даже веселое. А ведь это так важно, чтобы с огоньком, с удовольствием, с большим желанием.

Денис Лекомцев, журналист:

– В отличие от лектора, ничего не имею против бензольных колец. Наверное, кому-то это пригодилось после школы. Мне кажется, со школой у нас все нормально. У нас очень низкий общий культурный уровень. Люди не читают ничего. Мне кажется, человек должен сам себя образовывать. Насильно прививать знания нельзя. Я бы некоторым и в ВУЗ поступать не советовал, а просто заняться самообразованием, но изучать то, что действительно интересно. Я вот знаю про нашу профессию, что самые лучшие журналисты не с журналистским образованием. Парадокс. Или вот другой парадокс: мы приходим после ВУЗа, и нам говорят: «Забудьте, все чему вас учили!» Значит, наше образование морально устарело? И обучают нас люди, далекие от профессии? Мне 27 лет, но я уже усвоил: не будешь развиваться – будешь пятым колесом в телеге.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.