Юрий Рост: «Мне не стыдно ни за одну фотографию!»

2 мая 2019 г.Татьяна Филиппова
Юрий Рост: «Мне не стыдно ни за одну фотографию!»

В Ельцин Центре 16 апреля открылась ретроспективная юбилейная выставка «Люди» известного фотографа и журналиста Юрия Роста. В её экспозицию вошли более ста сюжетов и двухсот фотографий, созданных за шестьдесят лет творческой жизни.

Юбиляр, несмотря на солидный возраст, не ищет покоя. В настоящий момент он является обозревателем и фотокорреспондентом «Новой газеты», автором и ведущим документального цикла «Рэгтайм, или Разорванное время» на телеканале «Культура», автором фотолетописи «Групповой портрет на фоне века» и «Групповой портрет на фоне мира». Готовит к изданию последнюю часть трилогии – «Групповой портрет на фоне жизни», куда войдут снимки и тексты новой выставки.

Его героями становятся как великие деятели культуры – Сергей Параджанов, Фаина Раневская, Булат Окуджава, Галина Уланова, Владимир Спиваков, Белла Ахмадулина, Дмитрий Лихачев, – так и очень простые люди из самых отдалённых уголков России. Каждый человек на снимке становится таким же значимым для зрителя, как и для автора. Рост – продолжатель традиции гуманистической фотографии Картье-Брессона. Он дает возможность зрителю вглядываться в лица и души людей и видеть их особенную человечность. Его фотографии – повесть о больших людях в большой стране.

На открытии выставки присутствовали юбиляр, Татьяна и Валентин Юмашевы, куратор выставки Елена Мисаланди. Открыл выставку руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. Он предоставил слово члену попечительского совета Президентского центра Б.Н. Ельцина советнику президента РФ Валентину Юмашеву:

– Добрый вечер, друзья! Чрезвычайно рад, что сегодня в Ельцин Центре мы открываем выставку замечательный человека – Юрия Михайловича Роста. Так сложилась судьба, мне посчастливилось с ним работать. Помню маленький эпизод из нашей жизни, который произошел почти сорок лет назад. Юрий напечатал не очень большую в масштабах газеты заметку про собаку, которая потерялась в аэропорту и каждый день встречала самолёты в надежде вернуть хозяина. Вы не представляете, что случилось с газетой. Она просто перестала работать, потому, что в редакцию начали поступать мешки писем со всей страны. Юрий устроил судьбу этой собаки и благодаря ему у этой истории был хороший конец. Но это только маленький эпизод из его жизни. К счастью, Юрию не двадцать лет, а чуть больше, и таких историй у него тысячи. Мы с вами можем увидеть совершенно удивительные фотографии людей, которые составляют славу и гордость нашей страны. Например, Татьяна Тарасова, заслуженный тренер, воспитавшая не одного олимпийского чемпиона. На фотографии она совсем ещё девочка. Или академик Сахаров, здесь ему не больше сорока лет. У нас есть возможность увидеть весь цвет русской интеллигенции, лучших людей России и даже ещё Советского Союза. Юрий Михайлович дружил и продолжает дружить с удивительными людьми. В мире есть хорошие фотографы и замечательные журналисты, но, на мой взгляд, только один человек который фантастически пишет и фантастически снимает – это он. Огромное ему спасибо!

Проект стал возможен благодаря партнерству Ельцин Центра с московским Мультимедиа Арт музеем. Куратор выставки Елена Мисаланди призналась, что рада представлять одного из самых любимых авторов московского Дома фотографии. Она рассказала о замечательной традиции каждые пять лет к юбилею Юрия Роста устраивать очередную отчётную выставку.

– Так случилось и в этом году. В Московском манеже прошла юбилейная выставка, на мой взгляд совершенно особенная по интонации, очень пронзительная, потому, что нет ничего интереснее в искусстве, чем сам человек. И никто, кроме Юрия Роста не напишет лучше и не снимет лучше этого человека. Мы рады, что эту выставку увидят не только москвичи. Важно отметить, что эта выставка в Арт-галерее Ельцин Центра получилась необыкновенно красивой. Благодаря особенности пространства, она здесь выглядит лучше, чем в Московском манеже. Это пространство придало выставке новый смысл, ты не знаешь, что ждет тебя за поворотом, какой человек встретится тебе. Я рада за тех, кто придёт на выставку. Смотрите не только фотографии, читайте, вникайте в эти замечательные тексты, - сказала Мисаланди.

Рост поблагодарил вдохновительницу выставки – Ольгу Свиблову.

– После жутких скандалов, ночной ругани, переходящей все границы, мы всё-таки пришли к единому мнению, – рассказал юбиляр. – Мы придумали такую форму, которая объединила тексты и фотографии. Благодарю моих друзей Таню и Валю (Юмашевых – ред.) Я попал сюда явно по блату. Когда-то Наина Иосифовна приглашала меня выпить ее фирменной ельцинской наливки за открытие Центра, но что-то не срослось тогда. И всё же я приехал в этот фантастический дом со своим имуществом, и это имущество предлагаю вам. Мне не стыдно ни за одну фотографию. Они все здесь для вас. Не торопитесь. Пообщаетесь с ними. Придите ещё раз. Всем нам в этом мире нужен человек, который, как сказал Брэдбери, возьмёт нас за руку и переведет через ночь. Не я этот человек. Ищите на фотографии. Эти люди всегда будут обращены к вам тем, что они создали, тем, что прибавили к нашему миру, а прибавили они хотя бы одно доброе дело. Посмотрите на эти лица. Вот это десять братьев, которые ушли на войну и все (!) – это единственный случай в истории – все остались живы. Все вернулись домой к своей матери. Это ли не чудо? Посмотрите на эту фотографию, на эту готическую красоту дирижера Мравинского, для которого музыка – вся его жизнь. Или эти свинарки, которые работают с большим достоинством в тяжелейших условиях, и посмотрите, поросятки у них ухоженные и невероятно чистенькие. За каждой фотографией не просто история, а еще и чья-то жизнь. Валентин рассказал про собаку, эта история преследует меня всю жизнь. Для меня большой подарок быть представленным в этом замечательном месте.

Юрий Рост в Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

Незадолго до открытия выставки Юрий Рост посетил Музей первого Президента России Бориса Ельцина.

– Мне показалось, что это очень интересный музей. Он хорошо сделан. В нём достойно представлена не только жизнь президента, но и всей страны. Очень полезный музей, и люди, которые приезжают в город, должны обязательно посетить его.

– То, что вы увидели, совпало с вашим восприятием 90-х?

– У каждого своё представление о них. Поскольку я не жил жизнью президента, я не могу представить, как чувствовал себя он. Вот я зашел в его кабинет, он намного скромнее кабинета нынешнего президента. Судя по всему, и жизнь его была скромнее. В нём было много обаяния. Он, конечно, был человек не простой и наследие нам оставил не простое. Но его безусловными завоеваниями были свобода и воля. Жили не богато, период был тяжёлый – переход от одной формации к другой. Не знаю, кто бы лучше него справился с тем количеством проблем, которые на него навалились. Что касается страны, которая ему досталась – ну, какая есть. Музей хороший. Впечатляют залы, посвящённые путчу и прошлой жизни в ХХ веке. Очень толковая экспозиция – можно узнать всё, что хочешь. Ничего похожего в стране нет. Разве только Музей толерантности в Москве, где тоже использованы современные технологии. Вся история окрашена тем, что Ельцин всё-таки был местным уроженцем. Это надо понимать и гордиться им. Он сделал много хорошего. Я, честно говоря, ждал, что после него не будет хуже, но стало хуже. Конечно, жить стало веселее, взять хотя бы разгоны демонстраций и этих космонавтов на улицах Москвы, защищённых до зубов. При Ельцине такого не было. В нём не было злопамятности – это большое достоинство для политика. Он был здоровый, красивый, очень обаятельный человек.

– Интернет изменил вашу профессию?

– Мою – нет. Я его использую как справочное подспорье. Если раньше надо было искать словарь, тратить время, то сейчас я могу залезть в интернет и, будучи уверенным, что там всё правильно, воспользоваться этой информацией.

– Ну, хорошо, а приход цифры повлиял на профессию?

– Упростил, да. Разве пишущая машинка изменила литературу? Вон Николай Васильевич чего только руками не понаписывал. Или Александр Сергеевич. Или Лев Николаевич со своей несчастной женой, которая переписывала по семь раз «Войну и мир». Компьютер – та же машинка. Просто удобнее. То, что раньше надо было замазывать, сейчас просто стираешь клавишей. Всё время что-то происходит. Мир меняется. Нынешнее поколение не знает, зачем продают перьевые ручки за три или пять тысяч рублей. Смотрят и не понимают? Зачем чернила покупать, зачем заправлять, когда можно шариком написать, а еще лучше в телефоне пальчиком набрать.

Эта телефонная свобода, с моей точки зрения, очень сомнительна. Старик Оруэлл не предвидел, что настанет время, когда люди сами на себя будут составлять досье, куда пошли, с кем выпивали, о чём говорили. Благодаря интернету, мы все живём под одним грандиозным колпаком.

– Вас это не напрягает?

– Это неприятно, но я смартфонами почти не пользуюсь. У меня – Nokia 2002 года.

– Кнопочная?

– Да, и она меня устраивает. Врать не буду, есть у меня смартфон, но он большей частью выключен. Я пользуюсь им как компьютером, не тащить же за собой ноутбук, а так стараюсь минимизировать общение с ним.

– Чем вы сегодня занимаетесь?

– Открыли выставку. Ещё будет выставка в Падуе, в Италии. Игрушечная выставка – хороший повод чтобы съездить в солнечную Падую. Погода там хорошая. Можно походить по музеям в белой соломенной шляпе. Кроме того, есть два издания, которые меня сегодня волнуют. Одно из них о людях, фотографии которых представлены на этой выставке. Другая книга сложнее, третья часть моей трилогии. Две части уже вышли, внушительные тома, каждый по три килограмма.

– Почти как ребёнок?

– Так и есть. Одна книга называется «Групповой портрет на фоне века». Это любимый ребёнок. Чёрно-белая книга с одним цветовым пятном. Выставка тоже чёрно-белая. Цветовое пятно то же самое, что и в книге – яркий апельсин. Готовую книгу пришлось везти в другую типографию и там, методом шелкографии допечатывать один апельсин. Книга собрала фотографии того времени, когда у нас была неразделенная страна – Советский Союз. Там собраны люди, из разных уголков Советского Союза – теперь уже из разных стран.

Вторая книга называется «Групповой портрет на фоне мира», она сделана так, что фотографии людей в основном чёрно-белые. А мир, наоборот, весь цветной. Альбом, как торт «Наполеон», состоит из слоев – цветных и чёрно-белых. Мир предстает таким, каким он был создан. В нем нет ни проводов, ни технических достижений. Есть четыре цветных путешествия. Мустанг – королевство на границе с Тибетом. Путешествие через океан под парусом на маленькой шхуне. Испытание глубоководных аппаратов. И большой раздел, посвященный Тонино Гуэрра. Когда-то он убеждал меня, что Рим – это не Италия. И Москва – это не Россия. Мы с ним путешествовали по Италии два дня.

Если у меня хватит сил дописать книгу, она будет называться «Групповой портрет на фоне жизни». На нашей выставке есть тексты из неё. Их нет в других книгах. Некоторые вы увидите впервые. Это большие тексты и очень личные. Вот чем я сейчас занимаюсь. Есть ещё игрушечная серия – 9 томов, но маленьких. Ну, и потом существует ещё и телевизионная программа Regtime на канале «Культура». Чем буду заниматься потом? Когда освобожусь, тогда и буду думать. Лишь бы хватило сил.

17 апреля в Образовательном центре состоялся творческий вечер Юрия Роста. Поклонников творчества знаменитого фотокорреспондента оказалось так много, что слушали его и за пределами аудитории. За каждой фотографией, об этом Рост говорил на открытии выставки, стоит отдельная человеческая история. Это самое интересное в нашей работе, утверждает самый известный фотодокументалист России. И он с удовольствием, артистично, в лицах, с большой долей юмора и самоиронии рассказывает их. Встреча продолжалась более двух часов. Но и потом поклонники не отпускали гостя. Вопросы, выражение благодарности, советы мастера начинающим фотографам, автографы. Общение продолжилось в кулуарах и завершилось в кафе «1991».

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.