Юрий Феклистов: «Моя визитная карточка – фото Ростроповича с автоматом»

20 декабря 2021 г.Наталья Шурмина
Юрий Феклистов: «Моя визитная карточка – фото Ростроповича с автоматом»

Творческая встреча с выдающимся российским фоторепортёром Юрием Феклистовым, в работах которого эпоха 90-х нашла особое отражение, прошла в начале декабря в Музее Бориса Ельцина. Классик отечественной фотографии показал снимки из своего архива и рассказал их историю.

Юрий Феклистов начал свою карьеру в 1984 году в газете «Комсомольская правда», в 1988 году был приглашён в журнал «Огонёк», где проработал 13 лет. Потом был журнал «Итоги», «Националь», с 2005 года по настоящее время – «7 Дней ТВ-программа». В 1996 году Академией свободной прессы был признан лучшим фоторепортёром года, а в 2000 году Гильдия фотографов-профессионалов присудила ему звание «Золотой глаз России». Феклистов также награждён высшей профессиональной наградой Союза журналистов России – «Золотое перо».

– Моя визитная карточка – это фото Мстислава Ростроповича с автоматом во время августовских событий 1991 года, – отметил Феклистов. – Эта фотография оказалась символом события, символом тех дней – музыкант взял в руки оружие и держит автомат как виолончель. Прошло много лет, но все её вспоминают.

Встречу, на которой было показано множество снимков из личного архива, Феклистов начал с небольшого рассказа о себе. Пояснил, что был назван Юрием в честь Гагарина, поскольку родился в 1961 году, когда человек впервые полетел в космос. В 10 лет в подарок от отца получил свой первый фотоаппарат и всерьёз увлёкся фотографией. Учился на операторском факультете ВГИКа, а после учёбы служил в армии в должности личного фотографа военного коменданта Москвы.

Именно тогда Феклистову удалось сделать один из знаковых своих снимков, запечатлев Михаила Горбачёва в первые минуты на посту генерального секретаря ЦК КПСС. Позже этот кадр напечатает «Огонёк» к годовщине перестройки. В конце 80-х, работая в качестве фотокорреспондента самого популярного в то время журнала, Феклистов сделал свои первые фотографии Бориса Ельцина.

– В 1989 году мы с Валентином Юмашевым встретились с Ельциным, который избирался в народные депутаты СССР. Юмашев снимал документальный фильм, а я ходил тогда за Борисом Николаевичем «хвостиком», поэтому удалось сделать редкие фотографии на теннисном корте, в момент, когда он в районную поликлинику записывается. Были мы и у Ельциных дома в их квартире на Белорусской, я много фотографировал всю семью. Борис Николаевич и его близкие мне доверяли, с его семьей я дружу до сих пор.

Феклистов показал множество снимков первого российского президента, сделанных им в разные годы при различных обстоятельствах, и рассказал кратко их историю. Вот Ельцин, избранный председателем верховного совета РСФРС, подъехал к Кремлю на «Москвиче» своего родственника и идёт через Спасские ворота, а тут Борис Николаевич, который очень хорошо танцевал, кружит свою жену в вальсе. На других снимках – хроника встреч четы Ельциных с однокурсниками, поздравительная речь на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской, с которыми Борис Николаевич дружил.

Эксклюзивный кадр в Екатеринбурге перед выходом на сцену Дворца молодежи, где Ельцин объявил о своём решении баллотироваться на второй президентский срок, а ещё один важный исторический кадр был сделан на XXVIII съезде КПСС, когда Борис Николаевич публично покинул ряды коммунистов.

– Я снимал на этом съезде, и когда Ельцин пришёл, то меня позвал Коржаков и сказал: «Следи за Борисом Николаевичем», а я в тот момент не знал, что случится. Ельцин попросил слово и сказал, что выходит из партии, а потом медленно через большой проход Дворца съездов пошёл к выходу, и за ним также медленно закрылась дверь. Всё это происходило в полной тишине, прямо как в замедленном кино.

Юрий Феклистов снимал Ельцина до его самого последнего дня, хотя никогда не имел статуса официального фотографа первого президента России.

Еще один большой блок фотографий, который Феклистов показал в ходе встречи в Музее Бориса Ельцина, был посвящен событиям августа 1991 года.

– В гуще событий я оказался только на второй день, мы с женой тогда поехали в Пензенскую область делать репортаж для «Огонька», а когда узнали, что в стране путч, сразу же вернулись в Москву. Утром я поехал в редакцию, чтобы забрать негативы, потому что было не понятно, закроют журнал или нет. Возле здания, где находился «Огонёк», стояли БТРы и танки. Я отвёз свои вещи домой, а потом пошёл к Белому дому.

Когда уже ночью я ходил по зданию, то набрёл на радиостудию: там Саша Политковский и ещё один журналист вели трансляцию на площадь, где собрались люди. В этой студии я увидел Мстислава Леопольдовича Ростроповича и сделал тот кадр, который меня прославил. Ростропович ждал своей очереди, чтобы выступить, у него на плече уснул Юра Иванов, а музыкант взял у него с колен автомат и держал его в руках. Иванов был юристом в Белом доме, ему поручили охранять Ростроповича, а если что-то случится, то он должен был стрелять в воздух и предупреждать, что тут великий музыкант. Было тревожно, мы не знали, как это всё закончится и куда повернётся. Кстати, потом Ростропович и Иванов подружились, музыкант называл его своим Санчо Панса и приглашал в гости на все праздники.

Юрий Феклистов признался, что все находящиеся в тот момент в Белом доме его защитники опасались штурма группы «Альфа», но были готовы к любому развитию событий и настроены стоять насмерть. Затем фоторепортёр снимал, как в центре Москвы строят баррикады, как демонтируют памятник Якову Свердлову на площади Революции, как солдатам у Манежа раздают религиозную литературу и как демонстранты братаются с военными.

– Перелом произошёл после того, как погибли ребята. ГКЧП дрогнул, войска из Москвы начали выводить, и все почувствовали, что это победа. Есть фотографии, как её празднуют Ростропович, Ромашин, Хмельницкий, Назаров и другие защитники. А когда над Белым домом впервые подняли российский триколор, то весь народ ликовал. Я снимал это на крыше, был у самого основания флагштока. Снимал и похороны погибших, гробы которых поставили возле Белого дома, а Борис Николаевич тогда на траурной церемонии от всего сердца и со слезами на глазах попросил прощения у матерей, что не уберёг их детей.

Затем Феклистов показал свою фотохронику 93-го года и отметил, что на кадрах тот же Белый дом, но уже совсем другая ситуация, другая атмосфера и другие лица.

Фоторепортёр также рассказал собравшимися на встречу зрителям, как в мае 1988 года снимал возвращение режиссёра Юрия Любимова в театр на Таганке после шести лет эмиграции, как освещал визит в Москву принцессы Дианы в 1995 году, а в 1997 году делал репортаж о том, как устроены звезды Кремля.

– Я был знаком с пресс-службой Кремля, снимал Бориса Николаевича, и меня знала охрана, поэтому мне разрешили сделать такой репортаж. Мы залезли вначале на Спасскую башню, на меня надели страховку, но было страшно, поэтому мы пошли на Троицкую – единственную башню, которую оборудовали подъемником ещё при коммунистах. Мы с верхолазом поднялись до середины звезды и два часа я там работал, снимал. Все кадры сделаны без монтажа, фотошопа и без помощи дрона.

В завершение встречи Юрий Феклистов сказал, что планирует выпустить книгу и сделать персональную выставку, которая вначале будет показана в Москве, а потом и в Екатеринбурге.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.