Творческая встреча с выдающимся российским фоторепортёром Юрием Феклистовым, в работах которого эпоха 90-х нашла особое отражение, прошла в начале декабря в Музее Бориса Ельцина. Классик отечественной фотографии показал снимки из своего архива и рассказал их историю.
Юрий Феклистов начал свою карьеру в 1984 году в газете «Комсомольская правда», в 1988 году был приглашён в журнал «Огонёк», где проработал 13 лет. Потом был журнал «Итоги», «Националь», с 2005 года по настоящее время – «7 Дней ТВ-программа». В 1996 году Академией свободной прессы был признан лучшим фоторепортёром года, а в 2000 году Гильдия фотографов-профессионалов присудила ему звание «Золотой глаз России». Феклистов также награждён высшей профессиональной наградой Союза журналистов России – «Золотое перо».
– Моя визитная карточка – это фото Мстислава Ростроповича с автоматом во время августовских событий 1991 года, – отметил Феклистов. – Эта фотография оказалась символом события, символом тех дней – музыкант взял в руки оружие и держит автомат как виолончель. Прошло много лет, но все её вспоминают.
Встречу, на которой было показано множество снимков из личного архива, Феклистов начал с небольшого рассказа о себе. Пояснил, что был назван Юрием в честь Гагарина, поскольку родился в 1961 году, когда человек впервые полетел в космос. В 10 лет в подарок от отца получил свой первый фотоаппарат и всерьёз увлёкся фотографией. Учился на операторском факультете ВГИКа, а после учёбы служил в армии в должности личного фотографа военного коменданта Москвы.
Именно тогда Феклистову удалось сделать один из знаковых своих снимков, запечатлев Михаила Горбачёва в первые минуты на посту генерального секретаря ЦК КПСС. Позже этот кадр напечатает «Огонёк» к годовщине перестройки. В конце 80-х, работая в качестве фотокорреспондента самого популярного в то время журнала, Феклистов сделал свои первые фотографии Бориса Ельцина.
– В 1989 году мы с Валентином Юмашевым встретились с Ельциным, который избирался в народные депутаты СССР. Юмашев снимал документальный фильм, а я ходил тогда за Борисом Николаевичем «хвостиком», поэтому удалось сделать редкие фотографии на теннисном корте, в момент, когда он в районную поликлинику записывается. Были мы и у Ельциных дома в их квартире на Белорусской, я много фотографировал всю семью. Борис Николаевич и его близкие мне доверяли, с его семьей я дружу до сих пор.
Феклистов показал множество снимков первого российского президента, сделанных им в разные годы при различных обстоятельствах, и рассказал кратко их историю. Вот Ельцин, избранный председателем верховного совета РСФРС, подъехал к Кремлю на «Москвиче» своего родственника и идёт через Спасские ворота, а тут Борис Николаевич, который очень хорошо танцевал, кружит свою жену в вальсе. На других снимках – хроника встреч четы Ельциных с однокурсниками, поздравительная речь на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской, с которыми Борис Николаевич дружил.
Эксклюзивный кадр в Екатеринбурге перед выходом на сцену Дворца молодежи, где Ельцин объявил о своём решении баллотироваться на второй президентский срок, а ещё один важный исторический кадр был сделан на XXVIII съезде КПСС, когда Борис Николаевич публично покинул ряды коммунистов.
– Я снимал на этом съезде, и когда Ельцин пришёл, то меня позвал Коржаков и сказал: «Следи за Борисом Николаевичем», а я в тот момент не знал, что случится. Ельцин попросил слово и сказал, что выходит из партии, а потом медленно через большой проход Дворца съездов пошёл к выходу, и за ним также медленно закрылась дверь. Всё это происходило в полной тишине, прямо как в замедленном кино.
Юрий Феклистов снимал Ельцина до его самого последнего дня, хотя никогда не имел статуса официального фотографа первого президента России.
Еще один большой блок фотографий, который Феклистов показал в ходе встречи в Музее Бориса Ельцина, был посвящен событиям августа 1991 года.
– В гуще событий я оказался только на второй день, мы с женой тогда поехали в Пензенскую область делать репортаж для «Огонька», а когда узнали, что в стране путч, сразу же вернулись в Москву. Утром я поехал в редакцию, чтобы забрать негативы, потому что было не понятно, закроют журнал или нет. Возле здания, где находился «Огонёк», стояли БТРы и танки. Я отвёз свои вещи домой, а потом пошёл к Белому дому.
Когда уже ночью я ходил по зданию, то набрёл на радиостудию: там Саша Политковский и ещё один журналист вели трансляцию на площадь, где собрались люди. В этой студии я увидел Мстислава Леопольдовича Ростроповича и сделал тот кадр, который меня прославил. Ростропович ждал своей очереди, чтобы выступить, у него на плече уснул Юра Иванов, а музыкант взял у него с колен автомат и держал его в руках. Иванов был юристом в Белом доме, ему поручили охранять Ростроповича, а если что-то случится, то он должен был стрелять в воздух и предупреждать, что тут великий музыкант. Было тревожно, мы не знали, как это всё закончится и куда повернётся. Кстати, потом Ростропович и Иванов подружились, музыкант называл его своим Санчо Панса и приглашал в гости на все праздники.
Юрий Феклистов признался, что все находящиеся в тот момент в Белом доме его защитники опасались штурма группы «Альфа», но были готовы к любому развитию событий и настроены стоять насмерть. Затем фоторепортёр снимал, как в центре Москвы строят баррикады, как демонтируют памятник Якову Свердлову на площади Революции, как солдатам у Манежа раздают религиозную литературу и как демонстранты братаются с военными.
– Перелом произошёл после того, как погибли ребята. ГКЧП дрогнул, войска из Москвы начали выводить, и все почувствовали, что это победа. Есть фотографии, как её празднуют Ростропович, Ромашин, Хмельницкий, Назаров и другие защитники. А когда над Белым домом впервые подняли российский триколор, то весь народ ликовал. Я снимал это на крыше, был у самого основания флагштока. Снимал и похороны погибших, гробы которых поставили возле Белого дома, а Борис Николаевич тогда на траурной церемонии от всего сердца и со слезами на глазах попросил прощения у матерей, что не уберёг их детей.
Затем Феклистов показал свою фотохронику 93-го года и отметил, что на кадрах тот же Белый дом, но уже совсем другая ситуация, другая атмосфера и другие лица.
Фоторепортёр также рассказал собравшимися на встречу зрителям, как в мае 1988 года снимал возвращение режиссёра Юрия Любимова в театр на Таганке после шести лет эмиграции, как освещал визит в Москву принцессы Дианы в 1995 году, а в 1997 году делал репортаж о том, как устроены звезды Кремля.
– Я был знаком с пресс-службой Кремля, снимал Бориса Николаевича, и меня знала охрана, поэтому мне разрешили сделать такой репортаж. Мы залезли вначале на Спасскую башню, на меня надели страховку, но было страшно, поэтому мы пошли на Троицкую – единственную башню, которую оборудовали подъемником ещё при коммунистах. Мы с верхолазом поднялись до середины звезды и два часа я там работал, снимал. Все кадры сделаны без монтажа, фотошопа и без помощи дрона.
В завершение встречи Юрий Феклистов сказал, что планирует выпустить книгу и сделать персональную выставку, которая вначале будет показана в Москве, а потом и в Екатеринбурге.