В киноклубе Ельцин Центра 30 июня режиссёр Юрий Быков представил свой новый фильм «Завод». Это стало хорошей традицией: режиссерам либо исполнителям главных ролей представлять зрителям свои работы.
«Завод» – остросоциальная криминальная драма совместного производства России и Франции. Премьера состоялась в сентябре 2018 на МКФ в Торонто. В широкий российский прокат картина попала в 2019 году. По признанию режиссера, который одновременно был сценаристом, продюсером и композитором фильма (композитором – совместно с Анной Друбич – ред.), государственные деньги в съёмках не участвовали. У режиссера, прославившегося картинами «Дурак», «Майор», «Жить», «Метод», давно сложилась репутация критического реалиста. Следует отметить тот факт, что «Завод» – первый фильм Быкова, снятый им за последние пять лет. После премьеры резонансного сериала «Спящие» на Первом канале он подвергся жёсткой критике в интернете и заявил, что «Завод» будет его последней картиной, потому что он уходит из кино. Однако уже после заявления мимоходом снял фильм «Сторож» и представил его на последнем юбилейном МКФ «Кинотавр».
«Завод» он назвал первой картиной в его биографии, которую стоит смотреть на большом экране.
Действие фильма разворачивается в глубинке: на заводе, который когда-то был большим градообразующим предприятием. Затем перешёл в частные руки. Работникам уже полгода не платят зарплату и в один злополучный день объявляют, что завод нерентабелен и будет закрыт. Тема больше подходит для 90-х, но похоже, что события разворачиваются в наши дни. Люди, доведённые до отчаяния, решаются похитить владельца предприятия, местного олигарха Калугина, чтобы потребовать выкуп за него. Среди рабочих – бывший спецназовец Седой. Он разрабатывает и помогает осуществить план похищения. Отвезти выкуп на завод берётся глава личной охраны олигарха – Туман. С ним отряд вооружённых до зубов парней, готовых устроить настоящую бойню, если потребуется. Они не знают, что террористами являются обычные рабочие завода. Неожиданно в ситуацию вмешивается спецназ. Противостояние длится всю ночь. Рабочие сдаются лишь тогда, когда бандиты начинают угрожать членам их семей. Заканчивается история гибелью главного героя – идейного вдохновителя сопротивления – Седого. Олигарх освобожден без всякого выкупа. Смерти рабочих и бандитов абсолютно бессмысленны.
В фильме поистине звёздный состав. Роль олигарха Калугина исполнил Андрей Смоляков, народный артист РФ, ученик Олега Табакова, полюбившийся зрителям ролью следователя Ивана Черкасова из цикла детективных сериалов: «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал» и «Операция «Сатана».
Роль Седого воплотил Денис Шведов. Он – очень «быковский» актер. Снялся в его картинах «Жить», «Майор», «Инкассаторы». Именно эти фильмы принесли ему всероссийское признание.
Ещё одна звезда фильма Кирилл Полухин играет преданного Калугину специалиста личной охраны Андреича – свирепого, беспощадного, готового на все, чтобы спасти босса. Ему часто достаются отрицательные роли, хотя по признанию режиссёра, Кирилл в жизни добрейший человек.
Ещё один известный участникам киноклуба по фильму «Дама Пик» Павла Лунгина – актёр Иван Янковский, сын Филиппа и внук Олега Янковских. В фильме «Завод» он сыграл самого молодого из заводчан, который погибает в результате перестрелки, причём непонятно даже – от пули своих или чужих. Его смерть «ломает» ситуацию, и в среде заводчан появляется раскол.
Во время обсуждения фильма рефреном звучал один и тот же вопрос: неужели нельзя было сохранить Седому жизнь. Неужели он не заслужил этого? Почему даже в фильме нет справедливости таким как он? Юрий Быков высказался однозначно: он не хотел обманывать зрителя утешительным «хеппиэндом»? Седого всё равно убили бы в этой истории – рано или поздно. Он, лучше других подготовленный к боевым действиям, сам не захотел становиться убийцей? Возможно, это определило его судьбу. Вопрос был в том, насколько он готов был двигаться в своих убеждениях. Оказалось, не готов. Быков – социальный дарвинист. В фильме он показывает не просто противостояние богатых и бедных, у каждого участника этой драмы свой вызов, своя судьба, своя логика, которая приводит их всех на завод.
Зрители снова и снова возвращались к концовке фильма. После освобождения олигарха Туман отказывается садиться с ним в одну машину и уходит с завода пешком точно так же, как в начале фильма приходит на завод Седой. Туман – это реинкарнация Седого, ведь никто не показал нам его мёртвым, спрашивали зрители. Закольцованная композиция оставляет надежду и подсказывает мораль: никакое насилие, даже в благих целях, не может быть оправдано. Оно не остаётся безнаказанным. Побеждает тот, кто сам определяет себе наказание. Седой погиб, но остался непобеждённым.
Исполнителя роли Тумана актёра Владислава Абашина Быков пригласил на главную роль в свой следующий фильм – «Сторож».
Киноклуб с режиссёром Юрием Быковым
В день встречи со зрителем Юрий Быков побывал в Музее Бориса Ельцина. Провел там более двух часов. И после поделился с корреспондентом своими впечатлениями.
– Это достаточно подробная экспозиция. У музея есть своя позиция, в том числе политическая, она достаточно продумана и основательно изложена. Можно оппонировать по многим вещам, но это очень взвешенный, внятный, хороший музейный продукт. Музей объясняет те цели и задачи, которые перед собой ставили его создатели. Эмоционально некоторые места выглядят сильно, и это очень важно, потому что обычно музеи – это сухое, академическое изложение. Но здесь история, которая затрагивает не просто конкретных людей, а всех людей, которые жили в это время.
– Вы сказали, что есть вещи, которым хочется оппонировать.
– Есть вещи, которые очень сильно эмоционально влияют, но мне бы лично хотелось, как человеку, который пережил и Перестройку, и 90-е, увидеть какую-то ложку дегтя. Это моя творческая и человеческая позиция, что в рамках доступной информации все должно быть максимально объективно. Мне показалось, что благородная задача – демократия и либерализация – это главная ценность. Я с этим согласен, но донесение, способ подачи, он иногда радикален. В этом смысле, у меня есть вопросы, но впечатления больше хорошие.
– В музее много уровней. И то, о чём вы говорите, там тоже присутствует. Просто за полтора часа обычной экскурсии вы многого не успеваете увидеть. Самостоятельное, подробное изучение экспозиции позволяет увидеть и ложки с дёгтем тоже.
– Да, там на каждом объекте можно останавливаться и изучать. Дело вот в чем: мы понимаем политический контекст нашего времени, и если говорить откровенно, то он в основном не имеет отношения к тому, что пропагандирует Ельцин Центр. Говорю сейчас без оценки хорошо или плохо. Я хотел бы, чтобы мне объяснили, почему мы пришли к этому сейчас. Это тоже важно. Если все было настолько прогрессивно и правильно, то с какой стати мы находимся в такой политической, экономической и социальной ситуации как сейчас? Может быть, наши реформаторские ожидания были наивными? Где упущена точка контроля над ситуацией? Какие ошибки совершены? Почему мы не стали развиваться дальше и развернулись в другую сторону? С моей точки зрения, в перестройку, в 90-е и 2000-е были допущены серьезные просчеты в общении с народом. Такие вещи надо подробно и объективно разъяснять. Не достаточно говорить о том, что либеральные ценности – это хорошо. Нужно объяснять людям, почему мир, социальная реальность и общество не могут находиться в односложной позиции. Почему время меняется, почему надо соблюдать баланс сил, мнений и противоречий? Как возникает объединение общества вокруг какой-то идеи, а потом она словно испаряется?
– Чего вам не хватило в экспозиции?
– У меня нет однозначного отрицания тех фактов, которые я увидел. Наоборот, есть ощущение, что они очень нужны и правильно изложены – эмоционально, выразительно. Но в какой-то момент я хочу, чтобы мне, человеку из народа, объяснили, почему так долго ничего не получается. Если так много умных людей, которые много знают и постоянно над этим работают?
– Вы прямо облучены девяностыми. Какими они были у вас?
– Это очень трагическое время для моей семьи. Вплоть до голода, не такого, конечно, как в 30-е годы, но мы иногда недоедали, зарплаты задерживали по полгода. Мне кажется, что даже развод моих родителей – это явление социального характера. Как им было выжить в такой политической ситуации, как найти точки соприкосновения друг с другом, когда ты должен, но ничего не можешь сделать. Говорят, что любовь спасает, но ситуация была такова, что не давала людям нормально жить и растить детей. Сейчас я понимаю, что у молодых экономистов-реформаторов не было другого выхода, надо было отпускать цены, заполнять рынок, способствовать появлению конкуренции. Но народ этого не понимал. В 1991 году было ощущение, что теперь всё будет хорошо, но не получилось. Я смотрел на березовый сок в банке и еле сдерживался, чтобы не зарыдать. Ты вдруг понимаешь, какое тяжелое время мы пережили. Поэтому в 1993 году была попытка возврата. Никто нам не объяснил, что очень долго мы жили неправильно, поэтому долго будем идти к другой экономической модели. А если людям всерьез сказать, что ваше поколение не доживет до лучших дней, то люди скажут: «А зачем нам тогда жить? Чтоб принести себя в жертву следующему поколению?». Это серьёзный философский вопрос. Простые люди не способны на него отвечать глобально. Людям надо объяснять, что это время было неизбежно, закономерно… Но так можно сказать про любое время.
– Можете назвать самое важное ощущение, которое вы вынесли из экспозиции?
– То, что оказывается, все было неизбежно, и это было самое больное и трагическое ощущение, что в какой-то момент ты становишься жертвой истории и ничего не можешь с этим сделать. Наверное, можно найти силы, затянуть поясок, принести себя в жертву следующему поколению, стать кирпичиком в построении общества, но быть в гармонии с этим чувством не сможешь. У меня есть еще время впереди, когда я смогу оказаться в другой системе ценностей, в другой экономической ситуации, но у моих родителей не было такого шанса, у их родителей – тем более. У них даже не было выбора. Я бы маму сюда не привел, ей было бы тяжело от этих воспоминаний.
– Вчера в Ельцин Центре был Кантемир Балагов. Он сказал, если зрителю комфортно смотреть кино, то что-то с этим кино не так. Надо ли ставить зрителя в состояние дискомфорта, чтоб донести до него свою мысль?
– Это позиция Кантемира, полагаю, он из нового поколения людей, которые действительно так думают. Это то самое поколение, которое считает, что им всегда и во всём врали. Правда, особенно абсолютная, не может быть комфортной. Так сформировалась их позиция, вполне понятная: мы будем теперь говорить только правду, как мы умеем. Конечно, это некомфортное ощущение. Если мы говорим о кино как о продукте, то очень большое количество фильмов являются способом времяпрепровождения и развлечения. В том числе и великие фильмы, такие как «Летят журавли» Михаила Калатозова. Есть фильмы, которые я смотрю с дискомфортом, потому что мне нужно работать головой и душой. А есть такие, которые смотришь с ощущением благоухания и надежды. Хотя если бы мне в 17 лет показали «Сталкера» Тарковского, когда я еще буквально прочел две книжки Стругацких, я бы, наверное, уснул. Сейчас я его включаю, когда мне становится плохо, и мне абсолютно комфортно смотреть его каждый раз. Это вопрос возраста. Думаю, что Кантемир, как любой молодой человек – максималист.
– Вы уже посмотрели фильм «Дылда»?
– С моей точки зрения это большое позитивное событие. Хотя я и из поколения картин «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. Для меня в «Дылде» нет настоящей фактуры. Вижу там попытку искренне рассказать правду о том времени, в которое он не жил. Он, вероятно, говорит о людях, у которых еще нет своего эмоционально-эстетического опыта. Поэтому они закрываются – им дискомфортно. Им ещё нужно поработать, чтобы проникнуть туда.
Аудиоверсию встречи с Юрием Быковым в Киноклубе Ельцин Центра можно послушать прямо на сайте, а также на подкаст-платформах «ВКонтакте», Anchor.fm, Google Podcast и ITunes.
Встреча с режиссером Юрием Быковым
Следующее заседание киноклуба состоится 19 июля и будет посвящено специальному показу короткометражных фильмов –лауреатов и участников «Кинотавра-2019».
Фильмы представят их авторы – Иван Твердовский, Иван Соснин и Михаил Архипов. Куратор показа – программный директор ряда международных кинофестивалей короткометражного кино Александра Жукова.