Юлия Ауг. Театр будто наказан: «Сапсаны» переполнены, а залы пустые

14 сентября 2020 г.
Юлия Ауг. Театр будто наказан: «Сапсаны» переполнены, а залы пустые

Актриса театра и кино Юлия Ауг – новый гость онлайн-цикла «Скоро в кино». Она рассказала, что за время карантина артистам пришлось стать блогерами и научиться ставить свет. При этом Ауг считает, что большинство карантинных произведений – скорее публицистика и свидетельство времени, а не искусство. Как выпускать спектакль перед пустым залом? Будет ли театр обыгрывать эту ситуацию? Как влияют закрытые границы на кинопроизводство?

– Пандемия на какой-то момент не просто нарушила, а разрушила формы взаимодействия в театре и в кино. Как и надлежит человеку, как существу необыкновенно быстро приспособляющемуся, мы стали очень быстро придумывать, как возместить потерю жизненного пространства, которое для нас было очень важно. Имею в виду театральное и кинопространства. Быстро были найдены возможности взаимодействия, которых раньше не было. Они были позаимствованы и у блогеров, зумеров, у людей, которые большую часть жизни проводят в сети. Кино оклемалось быстрее чем театр. И очень быстро стали снимать screenlife-проекты, когда действие всего фильма происходит на экране компьютера: ты можешь принимать участие в съемках и снимать себя сам. Для этого надо уметь пользоваться техникой, научиться выставлять свет; есть в продаже разные осветительные приборы, и у тебя на лице хороший мягкий свет без теней. И ты, все это подключив, можешь очень неплохо выглядеть на экране. Входя в систему Zoom, ты можешь принимать участие в съемках, а потом путем монтажа создаются эти screenlife-проекты.

Конечно, чтобы они были увлекательными, нужны специальные сценарии. Они не только рассказывают о пандемии и о том, что люди заперты и не могут выходить (такие проекты были быстро сняты). Невозможно только об этом говорить, это быстро наскучило. Нужны специальные сценарии, которые рассказывают о людях, которые волею обстоятельств оказываются в едином пространстве Сети. И я знаю, что сейчас, несмотря на то, что карантин на съемочный процесс не распространяется; и процесс сейчас уже вошел в то русло, которое было до пандемии, разрабатываются новый сценарные именно под screenlife-съемки.

С театром чуть сложнее, потому что театр, на мой взгляд, так до конца нигде в мире не оправился и не пришел в себя. Если говорить о кинотеатрах и о прокате – этого не произошло и с кино. Потому что сам процесс, съемки вернулись, а проката – нет. Несмотря на то, что кинотеатры открыты (в Москве точно), только процентов 20 от ожидаемой наполняемости зала сейчас есть. То есть люди поняли, что удобнее и комфортнее купить домашний кинотеатр и смотреть дома. А те, кто не может себе этого позволить, смотрят кино на компьютере. Для этого не нужно никуда выходить, оформляешь подписку на ресурс и смотришь. И это на мой взгляд довольно серьезная потеря. Сейчас надо будет разрабатывать механизмы для возвращения зрителя в кинотеатр. Как это будет происходить? Время покажет.

– Театральная жизнь восстанавливается трудно?

– Театр до сих пор не вернулся к своему необходимому способу существования. У меня в Санкт-Петербурге была театральная (закрытая) премьера 21–22 августа. И это было очень тяжело, потому что в Санкт-Петербурге театры до сих пор еще закрыты (до 20 сентября), и на нашей премьере присутствовало совсем небольшое количество зрителей. Мы должны были ее сыграть по условиям договора с Министерством культуры: деньги были выделены, и мы должны были отчитаться. На премьере было столько человек, сколько обычно бывает на сдаче спектакля. И это невероятно для меня травматичный и тяжелый опыт.

Премьера – это как рождение ребенка. Извините за пафос, за такое высокое сравнение. Кстати, когда раньше при мне режиссеры и педагоги использовали такое сравнение, оно мне казалось чрезмерным, а сейчас мне так не кажется. Создание спектакля и фильма – это непрерывный процесс (неважно, сколько он длится – несколько месяцев или годы), внутри которого создатели идут к цели. И вот ты приходишь к этой цели, а результата нет. То есть, он есть, но косвенный. Любая премьера фильма в сети, на большой площадке или на фестивале, событие, где получаешь фидбэк от зрителей, а еще лучше – награду. Но здесь ты выходишь к зрителю на премьере, а не на сдаче (там ты всегда знаешь, что выходишь к своему зрителю, его немного, и ты проверяешь что-то на своем зрителе). А премьера – это все-таки люди, которые хотят увидеть спектакль, купили билеты, и у них есть некая коллективная энергия. Во время премьеры зал заполнен априори. Мне повезло, я уже давно не играю спектакли на залы, в которых есть свободные места. А на премьере ты всегда знаешь, что будет аншлаг, будет огромный поток коллективной энергии, который очень ждет твоего спектакля. И ты будешь чувствовать, ты будешь отдавать энергию этим людям из зала; а они тебе в ответ на то, что ты делаешь – будут отдавать свою энергию.

Рождение спектакля вне зрителя не происходит. Сдать спектакль вне зрителя можно, а чтобы произошло рождения спектакля без зрителя – не случилось. И при том, что мы очень радовались, что несмотря на условия, в которых сейчас живет театр, премьера состоялась. То небольшое количество зрителей, которые были у нас на спектакле – были совершенно счастливые в конце, и нам аплодировали стоя. Но все равно подсознание нельзя переубедить: ты выходишь на сцену и видишь зрительный зал, заполненный меньше, чем на треть. Люди рассажены по всему залу и между ними пустое пространство, и ты сколько угодно можешь себе говорить: «Это не провал, это не потому, что спектакль плохой, это из-за обстоятельств и пандемии» – не работает. Подсознание упрямо говорит: «Провал. Они не пришли, и это плохо». И ты находишься внутри такого раскола.

Поэтому думаю: до тех пор, пока не будут сняты все ограничения на посещения театров – театр будет страдать. И страдать будут и актеры, и зрители. Совершенно не понимаю, почему так происходит. В последнее время я много езжу и летаю: самолеты и поезда заполнены полностью. Ни в поездах, ни в самолетах нет никакой социальной дистанции и ограничительных мер. «Сапсан» забит под завязку, даже вагоны бизнес-класса; в Казань я недавно летела – полный салон, и, хотя это был Суперджет – он был полон. При этом, театры либо не открываются (как в Питере до 20-го) или после открытия обязаны соблюдать социальную дистанцию, а это даже не шахматный порядок: если пришел в компании десяти человек, то вас посадят вместе, но между этой компанией и другим человеком обязательно будет пространство. И этот один человек будет сидеть в одиночестве и бояться всего. У зрителей есть такой психологический момент: когда их в зале мало они начинают бояться, не смеются и не испытывают ту яркость эмоций, которую испытывают, когда их много. Это тоже психологический феномен театра. Поэтому я не понимаю, почему театр наказан. У меня есть, конечно, теория, но я о ней молчу, потому что она больше похожа на теорию заговора.

– Будет ли театр обыгрывать ограничения?

– Можно как угодно обыгрывать. Например, актеры спектакля, в котором я была режиссером, они как раз в отличии от меня получили крутой опыт возвращения. Потому что спектакль «Перемирие», который я поставила для театра на Литейном, был сыгран под открытом небом в крепости Ивангород, и там зрителей было человек сто. Это открытая площадка и зрители так соскучились по театру, а актеры были рады аудитории, что и те и другие получили кайф. То есть, да, можно выйти в открытое пространство, можно обыграть и посадить манекенов в зрительный зал, такое уже есть.

Обыгрывать, конечно, можно, но все равно не произойдет то, ради чего существует театр. Конечно, во время пандемии были репетиции в Zoomе, даже читки, и я принимала участие в одной. Мы с Оскарасом Коршуновасом делали спектакль «Обморок» по пьесе Марюса Ивашкявичюса, и в этом онлайн-спектакле принимали участие актрисы и актеры не просто из разных городов, но из разных стран мира. Это дает колоссальную свободу: с одной стороны, я могла сколько угодно мечтать поработать с Оскарасом Коршуновасом, но когда бы это произошло. А интернет-пространство дает эту возможность. Поработать с фантастическими партнерами из Израиля, Латвии, Литвы, Грузии, Украины – это та опция, которую невозможно получить в офлайн-пространстве. И все равно: это как факт рождения спектакля и как документ времени очень круто, но как отдельный продукт, который можно пересматривать – это скорее имеет больше отношение к публицистике, нежели к театру.

И опять-таки если вспомнить вообще историю театра, то театр родился из некого священнодействия. Если мы говорим об античном – это Дионисийские игры, а если о христианском – то театр родился из литургии и из рождественских пещерных игр. Поэтому в нем есть элемент обряда, инициации, священнодействия. Когда человек, создающий обряд, дает зрителям возможность пройти через него, то это должно быть единое пространство, которое объединяет и создателя ритуала, и его зрителя. К сожалению, интернет-пространство этой эмоции и энергии не дает, поэтому надо побыстрее открывать театры, тем более что в ограничении по заполняемости залов нет никакой логики.

– Вернутся ли зрители в залы?

– Абсолютно уверена, что театр своего зрителя не потеряет. Потому что это необходимое эмоциональное живое общение, оно так же необходимо как актерам, так и зрителям. Я, например, абсолютно точно знаю, что на нашу закрытую премьеру были листы ожидания в интернете: можно было записаться и ждать продажи. На оба премьерных показа в листе было на полтора раза больше человек, чем вмещает зал. Театр не потеряет зрителя, наоборот, когда все откроется, будет определенный зрительский всплеск, потому что те, кто ходил в театр, уже не могут от этого отказаться. И правильно говорила Марина Давыдова, на самом деле очень здорово, что театры открыли архивы и выложили записи в Сеть, у зрителей появилась возможность посмотреть спектакли, которые они никогда не видели, спектакли двадцати-тридцатилетней давности в Сети. Но это все опять-таки история и архив. Это интересно не с точки зрения живого общения, а с точки зрения истории, публицистического факта.

Вот с кинопоказами все будет сложнее. Прокатчикам придется приглашать артистов, чтобы они разговаривали со зрителем после фильма, чтобы привлекать людей в залы; возможно еще какие-то механизмы появятся, потому что все-таки кино ты можешь посмотреть дома. Чтобы получить эмоцию тебе нужен большой экран, но не то что бы необходим. Я, например, помню, что последние серии последнего сезона «Игры престолов» я досматривала на телефоне, потому что у меня не было другой возможности – ни компьютера, ни приставки, подключенной к телевизору, а только телефон. И я досматривала эти серии на маленьком экране и точно так же рыдала, выкидывала телефон и не хотела на него смотреть в моменты особо важных происшествий, которые происходили на экране. Потом я вернулась в Москву и пересмотрела на большом экране, и все равно получила эмоции даже с экрана телефона. Поэтому мне кажется, что зрителей в кинотеатр надо будет возвращать. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы на меня смотрели только на большом экране, ведь это опять-таки совсем другая эмоция: ты видишь даже роговицу глаза актера, каждую морщинку. Да, мне бы так хотелось. Но я прекрасно понимаю, что и на экране телефона зритель получит тут информацию и ту эмоцию, которые я вкладываю в момент, когда живу в пространстве фильма.

– Актеры стали блогерами за время карантина?

– Актёры осваивали и многие освоили очень успешно новую сферу деятельности: они стали блогерами, вели прямые эфиры, принимали участие в читках, сами стали придумывать проекты, читать сказки на ночь и циклы стихов. Я тоже хотела делать трансляции, читать «Циников» Мариенгофа, потому что в самом начале пандемии мне казалось, что вот произведение, которое очень соответствует той атмосфере, и я очень люблю эту книгу. Но у меня не получилось. Было много работы, связанной с постоянным выходом в эфир. Иногда были такие дни: казалось, сидишь дома и не уезжаешь на смену, нет 12-часового рабочего дня, ты дома у экрана компьютера. Но у меня было так много эфиров – репетиции питерского спектакля в Zoomе в течение трех недель, потом мы конечно прекратили, потому что подошли к черте, когда надо было встать и идти на сцену. Потом репетиции онлайн проекта с Оскарасом Коршуновасом, потом съемки в screenlife-проектах, у меня было огромное количество благотворительных эфиров, которые были связаны с поддержкой врачей и фондов; чтение литературы для детей и подростков, которое устраивал фонд «Живая классика». Иногда у меня дни были расписаны так, что я вставала в 9, а в 10 уже был первый эфир. За день успевала поесть и бежала дальше. И в какой-то момент поняла, что все время находясь в интернет-пространстве, я энергетически так сильно устаю, что меня уже не хватает на мои личные эфиры, и я эту идею с чтением «Циников» забросила. Но сейчас подумываю к ней вернуться, потому что прямой эфир привлекает много аудитории, ты сразу получаешь отклик и комментарии. И мне история с «Циниками» нравится, и я думаю, что, когда у меня будет больше времени я сделаю этот проект и сделаю его осознанно. Придумаю как разделить роман, ведь больше получаса читать в прямом эфире сложно, аудитория начинает отсеиваться и распадаться.

У нас 9 мая в Инстаграме был очень сильный и мощный проект, считаю его одним из самых важных за все время пандемии. Это придумал Максим Виторган и пригласил 20 актрис, которые в течение дня читали главы из книги Светланы Алексиевич «У войны – не женское лицо». И мы друг за другом по полчаса выходили в эфир по графику, который за неделю был объявлен. Участвовали Аня Чиповская, Чулпан Хаматова, Вика Исакова и другие. Это страшная и сильная книга о войне, наверное, одна из самых страшных. И у нас было такое количество просмотров в Инстаграме, оно исчислялось десятками тысяч. Вот подобные истории, которые появились в процессе пандемии, они очень важны и оказали влияние не только на актеров, которые участвовали, но и на зрительскую и слушательскую аудиторию Инстраграма, потому что все-таки Инстаграм – это немного другой контент. Это уже была не публицистика, а рождение нового жанра.

– Есть ли ощущение, что нас ждет кинематографический бум?

– Сейчас запустилось огромное количество проектов, которые должны были запуститься до пандемии. И это технический момент: их пытаются доснять до наступления холодов. Весна, лето и начало осени – время, когда снимается большинство проектов, потому что на улице круто, хорошая натура. Конечно, есть сценарии и проекты, рассчитанные на осень и зиму, но их в процентном соотношении меньше. А из-за того, что в марте все закрылось, например, те, кто собирался снимать в апреле или мае, заморозили проекты и вышли в съемочный период только в июле. И сейчас у меня такое ощущение, что в Москве нет ни одного района, где не снимали бы кино.

Думаю, что в следующем году будет какой-то взрыв. Многие фестивали не открылись или прошли только в интернете, а очень многие режиссеры и продюсеры не хотят отдавать свои фильмы такому формату. Многие фильмы, которые должны были в этом году оказаться на фестивалях, показаны не будут. Например, я точно знаю про режиссерский дебют Романа Васьянова «Общага» по роману Иванова, он не показывается сейчас на фестивалях. И таких фильмов довольно много. А ведь будут сняты новые фильмы, соответственно через год мы на фестивалях получим взрыв, придется расширять программу. Это я фантазирую конечно, но фильмов будет много.

Давно в истории кинематографа не было такой ситуации, когда люди на всей планете не могли бы ходить в кино. Сегодня ситуация парадоксальная – фильмы не выходят в широкий прокат, кинопроизводство встало, но желание и возможность людей массово смотреть кино выросли. О том, что сейчас переживает индустрия и что ждёт нас, зрителей, обсуждаем с гостями нашего онлайн-цикла «Скоро в кино».

Интервью записано 21 августа 2020 года.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.