Юлий Рыбаков, правозащитник, диссидент, политзаключенный, депутат Госдумы РФ трех созывов — в совместном проекте Ельцин Центра и радио Коммерсант FM «90-е. Разрушение мифов».
Раз в неделю, по субботам, в 19.00 в эфире радиостанции идет диалог об эпохе 90-х. Гости программы — участники самых важных событий в истории становления новой России. Ведущие выпуска — Петр Косенко и Артем Амелин. Цикл передач «90-е. Разрушение мифов» приурочен к открытию Президентского центра Бориса Ельцина в Екатеринбурге, которое состоялось 25 ноября.
Тема передачи, которая выходит на Коммерсант FM 28 ноября: "Первая чеченская война". В музее в Ельцин Центре чеченской трагедии посвящена целая экспозиция.
Юлий Рыбаков - в проекте Коммерсант FM «90-е. Разрушение мифов»
Полная аудиоверсия программы
Бориса Ельцина его оппоненты обвиняли в том, что в преддверии чеченской войны он слишком поддался влиянию силовиков. В какой степени чеченская трагедия была ошибкой для нашей страны? Об этом в программе рассуждает Юлий Рыбков. В 1995-м по поручению Черномырдина, тогда премьера, и Ковалева, он вел переговоры в Будённовске об освобождении заложников. В годы войны в Чечне участвовал в освобождении более 2500 военнослужащих.
- Что крылось за вводом войск в Чеченскую республику - попытка остановить парад суверенитетов?
- Попытка остановить ход движения России к демократии. Это было главной задачей тех, кто пытался любой ценой развязать войну, чтобы страхом, кровью, раздорами остановить те процессы, которые тогда шли. Было желание силовиков скрыть те гигантские хищения военной техники и снаряжения при возвращении из Восточной Германии. И застоявшаяся кровь генералов, которым хотелось повоевать и получить новые звезды на свои погоны…
Общество, да и мы, правозащитники, не подозревали, что подобное могло случиться, что начнется полномасштабная война с применением тяжелой артиллерии, бомб и напалма. Кто мог это предположить? Мы узнали только в последние недели перед Новым годом, когда группа Ковалева поехала освобождать пленных офицеров и солдат, от которых наше командование отказалось. Тогда мы поняли, на краю какой пропасти стоим. Правозащитники стали выходить на улицы с требованием остановить войну…
Я полетел со Львом Пономаревым туда, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. Мы оказались в здании республиканского комитета КПСС, который потом стали называть президентским дворцом. В подвале, где был пресс-центр, сели обсудить, что бы мы хотели увидеть - и тут по лестнице скатился чеченец с автоматом и сказал: штурм, танки на подходе. И мы остались на двое суток в подвале.
…Чеченская война с точки зрения здравого смысла это была чудовищная ошибка военных дилетантов, которые запустили танковые колонны в город без пехотного охранения. Эти танки были обречены на гибель. Значительная часть оружия оставалась в Чечне, и гранатометов там хватало…
- Роль чеченского лидера Джохара Дудаева: насколько он был договороспособен?
- Сама идея, что Дудаев может возглавить Чечню, пришла из Москвы. Кто-то из посланцев Горбачева предложил ему включиться в политическую жизнь Чечни, чтобы потом сохранить Чечню в составе нового Союза. Дальше Дудаев, сохраняя партийный билет в кармане, понадеялся на контакт с Ельциным - потому, что не дал в свое время возможности сесть в аэропорту Тарту десантникам в тот момент, когда там находился Ельцин. Но Дудаеву и Ельцину не дали возможности встретиться…
Слушайте Коммерсант FM по субботам в 19.00.
Гости предыдущих программ:
— Евгений Ясин, в 1994 году министр экономики РФ, в 1997-1998 годах - министр без портфеля по экономическим вопросам и инвестициям (аудиоверсия)
—Юлий Нисневич, депутат первой Госдумы, доктор политических наук (аудиоверсия)
— Георгий Сатаров, советник президента России с 1994 по 1997 годы (аудиоверсия)
— Евгений Гонтмахер, начальник управления Минтруда России в 1992 году, в 1993-1994 - зам. министра социальной защиты (аудиоверсия)
— Аркадий Мурашев, глава ГУВД Москвы в 1991–1992 годах (аудиоверсия)
— Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992–1993 годах (аудиоверсия)
— Тамара Морщакова, судья Конституционного суда в отставке, доктор юридических наук, член Конституционного суда России с 1991 года (аудиоверсия)