В совместном проекте Ельцин Центра и радио Коммерсант FM «90-е. Разрушение мифов» — Юлий Нисневич, депутат первой Думы, доктор политических наук, профессор Высшей школы экономики. 26 сентября разговор пойдет о Государственной думе России первого созыва 1993 года.
Раз в неделю, по субботам, в 19.20 в эфире радиостанции идет диалог об эпохе 90-х. Гости программы — участники самых важных событий в истории становления новой России. Ведущие — Анатолий Кузичев и Артем Амелин. Цикл передач «90-е. Разрушение мифов» приурочен к открытию в конце 2015 года Президентского центра Бориса Ельцина в Екатеринбурге.
Юлий Нисневич - в проекте Коммерсант FM «90-е. Разрушение мифов»
Полная версия программы
Фрагменты интервью с Юлием Нисневичем:
<…> На самом деле первая партия власти появилась во второй Государственной думе и называлась «Наш дом — Россия». Это была партия власти чистой воды. Миф о «Выборе России» как о партии власти широко распространён, но прототипом партии власти была другая партия — созданная Сергеем Шахраем «ПРЕС» — Партия Российского единства и согласия. Она создавалась из сотрудников администрации президента, бывших и действующих, и правительства.
Миф появился вот почему. «Выбор России» было объединением из двух частей: первое — движение «Демократическая Россия», самое массовое в начале 90-х годов, оппозиционное СССР и поддерживающее Ельцина. К 1993 году оно почти выдохлось. Вторая часть — движение «Выбор России». Эту схему придумал Сергей Юшенков, в основном это были фигуры знаковые, в том числе из правительства (Гайдар), публицисты (Сергей Ковалев). В первой Госдуме депутаты одновременно могли быть членами правительства — отсюда появилось ощущение, что это была партия власти.
В российской политической сфере партия власти — всегда та структура, которая поддерживается властью и формируется для поддержки власти. Сегодня «Единая Россия» — классическая партия власти. В этом смысле «Выбор России» не был партией власти — там были люди, которые входили в правительство, и были резкие критики того, что происходило. Ельцин не имел к этому никакого отношения. Технологи, которые создавали партии, появились позже. «Наш дом — Россия» была действительно создана администрацией президента <…>
* * *
<…> Была еще серьёзная проблема, за которую мы сегодня расплачиваемся. Администрация президента Ельцина заняла позицию над схваткой, они не участвовали в выборах 93-го года как политическая сила. Чтобы оставить себе возможность политического маневра, они в эти выборы не вмешивались никак. Это были единственные выборы в России, когда институт президентства не влиял на выборы и не являлся прямым участников выборов…
В тот момент мало кто понимал, какую роль может играть Дума. Бизнес и политические силы не понимали, что это за новое образование, что оно будет делать, насколько будет влиятельно. Вся система хозяйствования была построена на указах президента, а тут появляется какой-то парламент. Серьезность парламента стала понятна только после первой Госдумы. Почему стала создаваться партия власти ко вторым выборам — потому что стало понятно, что это серьезный орган <…>
* * *
<…>Как депутатами трактовался и воспринимался Ельцин? Было понятно, что если реформы двигаются, то благодаря Борису Николаевичу. Он был таран, за которым шла вся система реформ. После чеченских событий отношение в Ельцину в «Выборе России» было неоднозначное. Стопроцентной поддержки не было. Тогда Гайдар вышел из Президентского совета именно на фоне событий в Чечне. Я считаю, что конец революции — это была Чечня. После этого разошлись интересы демократически настроенной части, упор стали делать на нейтральные блоки.
«Выбор России» свою историческую роль выполнил. Считалось, что у первой Госдумы есть только одна задача — создать избирательное законодательство. Дума за два года (причем первые полгода — на коленке, без своего помещения) создала основы российского законодательства, которое до сих пор существует — 485 законопроектов, половина — от «Выбора России». Следующие думы в таком темпе и объеме не работали. Такого рывка от нее никто не ожидал, но там были профессиональные люди. Стало понятно, что Дума — тот орган, за который стоит побороться. И власть стала бороться.
Не было единомыслия. Было принято все публично обсуждать, споры были резкие <…>
Слушайте Коммерсант FM по субботам в 19.20.
Гость предыдущей программы - экономист Евгений Ясин (аудиоверсия).