Яков Друскин: «Летом запрусь от мира и обдумаю все-как-что есть…»

26 января 2016 г.Татьяна Филиппова
Яков Друскин: «Летом запрусь от мира и обдумаю все-как-что есть…»

В «Пиотровском» на втором этаже Ельцин Центра в Екатеринбурге 23 января была прочитана очередная лекция. На этот раз ее темой стала философия Якова Друскина – участника эзотерических содружеств поэтов, писателей и философов «Чинари» и ОБЭРИУ, куда входили и Александр Введенский, и Даниил Хармс. Он же автор знаменитых «Дневников» о литературной жизни России 20-30-х годов. Читал лекцию Сергей Пургин — кандидат философских наук, преподаватель кафедры истории философии и философии образования Уральского федерального университета имени Бориса Ельцина.

Яков Семенович Друскин — создатель собственного оригинального учения и своего же философского языка, мыслитель экзистенциальной традиции. Екатеринбуржцам он примечателен еще и тем, что жил в эвакуации на Урале в 1943-44 годах и создал здесь так называемые «Свердловские трактаты». Сергей Пургин рассказал читающей публике о жанровых и содержательных особенностях этих трактатов, а также показал их связь с этическим творчеством знаменитых обэриутов.

Друскин был невероятно одаренным человеком – философом, поэтом, математиком, музыкантом. Он единственный из дружеской компании «чинарей» и «обэриутов» не был уничтожен сталинским террором, дожил до почтенной старости, и благодаря ему были изданы многие произведения друзей юности. В 1942 году вместе со второй женой Хармса Мариной Малич он собрал рукописи в их пострадавшем от бомбёжки доме и вынес их в старом потертом чемодане. Ни Хармса, ни Введенского уже не было в живых. Рукописи, что взяла Марина, безвозвратно исчезли. Да и как они могли уцелеть, если сначала она оказалась в оккупации, затем была угнана на работы в Германию, из лагеря бежала во Францию, в надежде разыскать мать и отчима. Большая же часть спасенных рукописей в том же чемодане совершила поездку на Урал и в нем же вернулась в Ленинград. Сейчас трудно представить, как рисковал Яков Семенович! В 60-70-х годах он передал основную часть архива в Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, другую часть – в Рукописный отдел Института русской литературы, более известный, как «Пушкинский Дом». Всю свою жизнь он посвятил безвременно и трагически ушедшим друзьям. Работая скромным учителем математики, он интерпретировал их творчество, готовил тексты к публикациям, боролся с корректорами и редакторами, стараясь максимально сохранить близость текстов к оригиналу. Это не удивительно, но, например, в текстах Даниила Хармса зачастую полностью отсутствовала пунктуация. Друскин видел в этом глубокий философский смысл. Сохранять оригинальность авторского текста помогала младшая сестра Лидия Семёновна Друскина, физик, кандидат физико-математических наук. Она же стала издателем большинства посмертных публикаций старшего брата.

Долгое время Друскина причисляли лишь к ученикам и последователям философов Гуссерля и Кьеркегора. Однако если бы Друскин, как всякий респектабельный философ, позаботился о том, чтобы самому приискать себе «предшественников», то ему наверняка вспомнился бы странствующий мудрец Григорий Сковорода, от которого ведет свое родословие русская религиозная мысль. В диалоге «Нарцисс», осуждающем влюбленность во все внешнее и обращающем человека к внутреннему самосозерцанию, он пишет: «Знай же, что вера смотрит на то, чего пустое твое око видеть не может. Увидев в зеркале чужого человека, но не такого чужого, как другие, те не очень чужие, а этот очень, до страха чужой, я испытываю что-то вроде озарения, пришедшего ко мне понимания моей греховности и вины. Невинность еще не видит, греховность уже потеряла дар видения. Мы же должны «увидеть свое невидение и в видении невидения увидеть видение». Кто же увидел мое невидение? Я сам? Нет, моя самость слепа. Значит, видит кто-то другой. И этот другой моя вера или Бог, познающий меня, дающий мне вопреки всякой логике, которая сродни автоматизму, увидеть мое невидение. Получив дар видеть свое невидение, я почувствовал, что со мною что-то произошло».

– Читать тексты Друскина нелегко, – говорит слушателям Пургин, – но вместе с тем безумно интересно. Я лишь на какую-то малость приблизился к их пониманию.

Трудночитаемость текстов Друскина состоит в том, что он говорит с читателем на весьма непривычном языке: цитирует Евангелие, перемежает тексты философскими антиномиями, определениями, парадоксами, которые свидетельствуют о серьезной школе философской мысли. В его текстах не встретишь иностранных слов, иногда облегчающих понимание. Описание собственных, интеллектуально переживаемых состояний относит его к традиции экзистенциализма. Иногда они кажутся нарочитыми, вычурными, и хочется заподозрить философа в желании намеренно запутать читателя, лишить его почвы под ногами. Философский стиль Друскина напоминает стиль датского философа Кьеркегора тем, что ищет в «стенании» - бесконечном сомнении - однако стройностью мысли, ясностью, точностью, строгой последовательностью изложения, скорее демонстрирует традицию, полученную во время изучения Гегеля в стенах Ленинградского университета.

– Я далек от философии, – говорит постоянный покупатель магазина «Пиотровский» Леонид Матанцев, – но про Друскина слышал дважды от разных людей на прошлой неделе. Когда увидел сегодняшнюю тему в повестке лектория, решил для себя, что это такой знак мне свыше. Тем более Друскин – друг Хармса, а я его с детства очень люблю, скупил все, как только начали его издавать. Многое не понял, это хороший повод самому почитать трактаты Друскина. Но согласен с ним, что мы находимся в плену традиционных представлений о предметах, которые нас окружают.

– Я рад, что сегодня клеточки моего мозга напряглись и поработали, – делится впечатлениями преподаватель Педагогического университета Павел Сивков. – Философские тексты дисциплинируют мышление. Мне нравится читать медленно, въедливо, смаковать тексты. Друскина не читал, но теперь обязательно почитаю. И студентам буду рекомендовать.

– Лично мне нравится творчество обэриутов, я поэтому пришла, - рассказывает режиссер Оксана Анчарова, – знаю, что Друскин был одним из них. Меня, конечно, потрясает его самоотверженность и личная преданность памяти своих друзей. Вот так вот пронести это через всю жизнь, не каждый может. Это подвиг. Спасибо «Пиотровскому», что рассказывает о таких людях.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.