В День памяти и скорби 22 июня юные историки – участники проекта «Я смотрю на фотокарточку» – представят свои сайты памяти, посвящённые родственникам – участникам Великой Отечественной войны.
Совместный проект Музея Бориса Ельцина и Ельцин Центра воплощается не первый раз. В нынешних условиях он, конечно, видоизменился – полностью перешёл в online. Это не только усложнило задачу, но и сделало её более интересной, считает руководитель отдела детских программ в Ельцин Центре Валерия Бармина.
– Первый раз мы проводили его в 2016 году, – вспоминает Бармина. – Тогда это был проект Музея Бориса Ельцина, он включал в себя выставку фотографий и сопровождавшие их небольшие эссе, которые писали дети, рассказывающие о фронтовом пути своих предков. В 2020 году у нас изменилось представление о том, что мы хотим сделать, и совместно с отделом музейной педагогики мы усложнили концепцию. Мы предложили ребятам не только принести фотографии, но и погрузиться в историю Великой Отечественной войны. Конечно, на том уровне, на котором им это доступно. Они изучали боевой путь своих прадедов, который те прошли в годы Великой Отечественной. Они создавали семейные сайты памяти и параллельно с этим изучали необходимые для этого IT-технологии. Кроме того, они учились сохранять драгоценные документы, которые уже стали частью не только истории одной семьи, но и частью большой истории. Все документы были бережно отсканированы и отреставрированы сотрудниками музея. Получилась значительная сумма знаний и технологий, результатом которой стали три замечательных сайта, которые мы презентуем 22 июня.
Изначально в проекте приняло участие девять человек, рассказала Валерия, но пандемия и последующий карантин внесли свои коррективы. В связи с переходом на дистанционный режим проект тоже перешёл в такой формат, и на финишную прямую вышло четыре участника, трое из которых сделали свои сайты памяти, которые размещены на платформе Tilda.
– Валерия, с какими трудностями столкнулись участники проекта?
– Трудностей было много: и те, которые мы могли просчитать, и те, которые стали для нас совершенно неожиданными. В первую очередь, это была не та работа, к которой они привыкли. В школах им предлагают написать о боевом пути своего прадедушки. Здесь пришлось работать с документами. Эта была действительно поисковая, историческая, источниковедческая работа. Они провели настоящее историческое исследование. Это не был пересказ, завершающийся фразой «Я горжусь своим прадедом или прабабушкой». Это была последовательная исследовательская, историческая работа с источниками. Поскольку сам ход проекта был построен таким образом, что на первом этапе ребята знакомились с историей Великой Отечественной войны, многие из них впервые начали работать с военными и географическими картами. Для них это было совершенным открытием и трудностью одновременно. Эти занятия вела я и видела, как это для них интересно и важно.
С резким переходом на дистанционный режим, причём как самого проекта, так и всей системы образования, было трудно ориентироваться в расписании. Школа давала своё расписание, поэтому по большей части мы работали через электронную почту, а уже потом перешли на консультации с сотрудниками музея через платформу Zoom и непосредственную работу с сайтами. Думаю, что ребятам было очень непросто с созданием сайтов, но то, что получилось, сделано на хорошем уровне, учитывая, что самому старшему из участников проекта двенадцать, а самому младшему – семь лет. Для этого возраста и этого уровня владения технологиями – это просто потрясающий результат. Нам было важно, чтобы в ходе проекта возникло не только осознание, но и некий уровень эмпатии. В ходе работы они прошли через исторический круг, через источниковый круг, через технологический круг, погрузились в исследовательскую ситуацию. По той работе, которую они проделали, становится понятно, насколько это важная и значимая деятельность для них. Они не могли подвести свою семью и память о дедах и прадедах. Они не просто пришли к осознанию, они пришли к сопереживанию. Мы этого и добивались – их личной сопричастности.
– Родители им помогали?
– Конечно. Родители были включены сразу, поскольку нам было необходимо посмотреть и отсканировать документы и фотографии, которые есть в семье. Семейные архивы приносили родители, они тоже были сопричастны и включены в процесс. Кроме того, они организовывали самих ребят, такая помощь требовалась. И оказывали большую поддержку в создании сайтов. В том, что сайты увидели свет, львиная доля заслуги родителей.
– Вы как историк и преподаватель истории столкнулись с новым прочтением истории другого поколения?
– Если говорить о восприятии детей, то нет. Мы столкнулись с поколенческой особенностью, я её наблюдаю последние десять лет. Это связано с отдалённостью войны, с тем, что она воспринимается не так как нашим поколением. У нас был большой эмоциональный пласт, который мы воспринимали в первую очередь. Сейчас это уходит на второй план. Что порадовало меня лично – отсутствие пафоса и патетики. Переживание было, но нам было важно, чтобы было и эмоциональное, и рациональное сознание того, что такое война. Это страшнейшая трагедия, которая изменила жизнь не одного народа. В поколенческом плане да, меньше эмоциональности. Они воспринимают более спокойно. Мы стояли на позиции исторического осмысления, не давали оценок, но давали факты. Мне показалось, что такая позиция ребятам наиболее близка. Но я бы не назвала это новым прочтением.
– Вы работали с картами, ребятам не захотелось побывать в тех местах, где воевали их предки?
– Наряду с картами мы использовали видеофрагменты. Их сегодня достаточное количество. Это была и кинохроника, и, например, фильм «Великая война». Мы использовали кадры из фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Зная вехи боевого пути прадедушек и прабабушек, делали наибольшие акценты на тех военных операциях, в которых они могли принимать участие. Например, у Дмитрия дед был водителем грузовика, возил грузы через Ладожское озеро. Естественно, мы говорили о том, какое значение для блокадного Ленинграда имела «Дорога жизни». У прадеда Петра вообще интересная история: с 1944 по 1946 год он постоянно мигрировал и вёл дневник. В дневнике он по понятным причинам не указывал причину, и неизвестно, почему его перекидывали то в Венгрию, то в Австрию. Тут многое можно домысливать. Поэтому на освобождении Европы мы сделали особый акцент. Старались максимально приблизить историю войны к истории конкретного человека.
– Эмпатия, которая у них возникла, не привела их к желанию попробовать солдатскую кашу или фронтовой чай? Помню, когда нам первый раз на военном деле предложили намотать портянки под кирзовые сапоги, это был интересный опыт.
– Намотать портянки – это целая история. Мы не варили им солдатскую кашу и не хотели бы, чтобы им когда-нибудь довелось есть блокадный хлеб. Мы старались избежать любой театральности. О трудностях военных лет им могли бы рассказать поисковики-волонтёры. К примеру, ребята в Крыму проводят раскопки захоронений и проходят по следам тяжелейших сражений. Они это видят воочию, и я очень хочу, если мы будем продолжать проект, именно этих ребят пригласить на наши занятия, потому что это молодые ребята, и то, что они рассказывают, стоит послушать.
Анна Бородулина, руководитель отдела музейной педагогики Музея Бориса Ельцина рассказала, что представляют собой сайты памяти. По сути каждый сайт – это семейный музей.
– Практическим результатом нашего проекта стало создание семейного сайта памяти – своеобразного виртуального музея семьи. Сначала мы начали изучать какими бывают музеи, и по какому принципу строятся их экспозиции: тематическому или хронологическому. Потом начали разбирать, из чего должна состоять экспозиция. Мы говорили о том, какими бывают исторические источники, о чём могут рассказать фотографии про историю Великой Отечественной войны. Мы учились анализировать разные источники: письма, фотографии, предметы личного пользования. Выбрали самые интересные, оцифровали в домашних условиях, что было достаточно сложно. Подобрали специальную программу для оцифровки, самостоятельно выбрали лучший сервис для размещения виртуального музея – Tilda. Сняли видеоинтервью с родственниками, которые имеют личные воспоминания о ветеранах. И всё это поместили на сайты. У всех есть вводная часть, в которой рассказывается об авторе проекта и почему ему было столь важно запустить этот проект. Самая большая часть посвящена самому герою-фронтовику. Она делится на жизнь до войны, фронтовой путь, который мы отслеживали по картам, и период после войны. Очень помогали родители, поскольку в домашних условиях заниматься проектом было сложно. Поэтому проект получился по-настоящему семейным. Самому младшему участнику было семь лет, он работал в паре со старшим братом, им помогала вся семья. Самой старшей участнице было 12 лет. Ей тоже помогала семья. Ещё одна семья так вдохновилась проектом, что решили летом проехать по местам памяти своего деда и прадеда. Они узнали, где он родился, где был призван, составили его фронтовой путь и собрались побывать во всех этих местах. Если говорить об итогах проекта, то, наверное, это хороший результат.