«Я последняя пятилетка»: современное искусство Казани в Екатеринбурге

14 августа 2025 г.Наталья Шурмина
«Я последняя пятилетка»: современное искусство Казани в Екатеринбурге

Арт-галерея Ельцин Центра и Центр современной культуры «Смена» 8 августа представили в Екатеринбурге совместный проект — выставку «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани». Эта экспозиция предлагает зрителям проследить за изменениями, произошедшими на художественной сцене столицы Татарстана за последние пять лет.

Выставка, занявшая пространство второго этажа Арт-галереи Ельцин Центра, стала попыткой очертить некоторые грани, свойственные разным художникам, и представить их работу с образами массовой культуры в самых разных её аспектах и проявлениях: исследовании дизайна 90-х, переосмыслении локальных кодов, обращении к повседневности, размывании границ между миром реальным и вымышленным.

— Это большой проект, который позволит екатеринбургскому зрителю впервые познакомиться с художниками, представляющими современную художественную сцену Казани. И важно то, что мы не обращаемся к архивным проектам, а представляем творчество тех, кто работает здесь и сейчас, живёт рядом с нами, — отметила директор Арт-галереи Светлана Усольцева. — Расстояние между столицами Урала и Татарстана не очень большое, но мы видим, какие разные темы, медиумы и способы выбирают авторы, чтобы показать, что их волнует.

Художник Артур Голяков, который вместе с сооснователем и программным директором центра «Смена» Кириллом Маевским выступил в роли куратора выставки «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани», пояснил, что экспозиция не охватывает всё современное искусство столицы Татарстана, а стремится осмыслить, выявить общие черты и обрисовать контуры казанской художественной сцены, а также то, над чем работают различные авторы.

— Мне кажется, что есть важная черта, свойственная как искусству в глобальном контексте, так и казанскому искусству. Я бы описал её как «возвращение визуального», как зрительный и чувственный опыт, отказ от пост-концептуальных подходов и длительных исследовательских проектов, — подчеркнул Артур Голяков. — Не всегда, не во всех регионах это так ярко проявляется. Вероятно, это немного генетическое. А ещё казанское искусство довольно материальное, конкретное и иногда может казаться обманчиво иллюстративным. Однако художникам удаётся, выходя одной ногой из территории искусства на территорию иллюстрации или дизайна, балансировать так, чтобы это всё-таки оставалось искусством и не превращалось в чистый дизайн, чистую иллюстрацию и так далее.

На выставке в Екатеринбурге представлены работы Махмуда Абзалова и Дарьи Родченко, Зули Алиевой, Тани Бронниковой, Артура Голякова, Нурии Нургалиевой, Надежды Риговой, Зухры Салаховой, Ирины Сафиуллиной и Саши Шардака. Все авторы сосредоточены на работе со спецификой медиа, которые они для себя выбрали: графикой и принтами на бумаге, живописью, керамикой, вышивкой и текстилем, фигурной резкой по металлу и пластику.

Серия «Речные приключения» художницы Зули Алиевой, которая в 2020 году стала лауреатом конкурса «Цифровые сны» от Creative Cultural Agency Qatar-Russia, посвящена Волге. Автор на открытии выставки призналась, что ей захотелось вернуть себе и зрителям то детское и немного наивное ощущение, когда большая река представлялась бескрайним морем, наполненным чудесами, чудищами и сокровищами из пиратских фильмов.

— Мне хотелось показать многогранность образа реки как пространства, которое хранит в себе артефакты, начиная с каких-то древнейших времен до сегодняшнего дня, — отметила Зуля Алиева. — Именно здесь можно найти окаменелости, древнюю породу или какие-то потерянные штучки, которые взрослому могут показаться просто забытой вещью, а у кого-то вызвать ассоциации с сокровищами, даже если это будет просто пластиковая крышечка от бутылки или детская игрушка. Я хотела соединить в этой серии не только мифические образы реки, её духовные и культурные традиции, но и обрывки собственных маленьких воспоминаний о Волге.

Художник Саша Шардак (ранее Александр Скобеев) работает на грани искусства и дизайна с пространством, светом и звуком, а также историей и восприятием. В своей работе «9/0» он обращается к переходу от 1990-х к 2000-м. Автора вдохновила эстетика времени, когда только зарождалась цифровая сфера и среда, а люди пытались предугадать, что ждёт их в будущем.

— Проект построен на теме культурной трансформации смены веков, и мне хотелось показать ту грань, когда человек переходит во что-то новое, но оно не оправдывает возложенных на него ожиданий, — пояснил Саша Шардак. — У меня не было задачи сформировать свой образ будущего, просто, следуя языку 90-х, мне хотелось сравнить фантазию и действительность. Работы здесь имеют чисто символический характер и в самом пространстве расставлены как знаки элементов дизайна, которые я счёл наиболее выразительными для того периода.

Инсталляция «Преображение» Ирины Сафиуллиной, которая часто в своих работах использует элементы татарской культуры и использует пространство как средство самовыражения, отсылает зрителя к теме упрощения визуальной среды. Линия элементов из зеркальной стали, начинаясь сложным национальным узором, постепенно превращается в пиксель как символ глобализации, упрощения. Автор предлагает зрителю начало и конец этой инсталляции выбрать самостоятельно.

Таня Бронникова не только исследует и фиксирует городское пространство, но и преображает его с помощью нейросетей и часто дополняет свои работы вышивкой, а керамический проект Надежды Риговой «Почему люди бросают кроликов?» переосмысляет библейскую тему жертвенности и пытается перенести её на сегодняшний день.

Кураторы поясняют, что для выставки «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани» пятилетка как отправная точка носит условный характер и говорит не о зарождении современного искусства в Казани, а о начале более системной работы Центра современной культуры «Смена» с локальными художниками.

Основой для выставки в Екатеринбурге послужила прошедшая в Центре современной культуры «Смена» в начале этого года экспозиция, получившая название «Забирай меня скорей». В этом проекте участникам предложили представить свои работы в качестве «витрины» по презентации себя или своей практики.

«Смена» — это независимая институция, существующая в Казани с 2013 года. Она организовывает выставки современного искусства; образовательные и профессиональные мероприятия; крупные городские события, такие как книжные фестивали или фестиваль дебютного документального кино «Рудник»; издаёт книги и занимается городским развитием.

Выставку «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани» можно увидеть в Арт-галерее Ельцин Центра до 26 октября.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.