Выбрал дорогу — не сворачивай!

16 декабря 2022 г.Татьяна Филиппова
Выбрал дорогу — не сворачивай!

В Арт-галерее Ельцин Центра 8 декабря состоялось открытие выставки картин из коллекции Евгения Ройзмана* «Выбрал дорогу — не сворачивай!»

Общественный деятель, в недавнем прошлом — мэр Екатеринбурга, поэт, писатель, благотворитель и коллекционер собирал произведения искусства более тридцати лет. Благодаря его усилиям на карте города уже появились Музей Невьянской иконы и Музей наивного искусства.

Из картин, представленных в Ельцин Центре, можно было бы создать ещё один художественный музей уральского искусства XIX–XXI веков. И это только начало большой работы с коллекцией, которая требует осмысления и окончательной атрибуции произведений, подчёркивают специалисты галереи. Однако уже сейчас можно сказать, что это уникальное собрание, объединившее картины лучших художников Урала: Ивана Слюсарева, Александра Бурака, Германа Метелёва, Александра Алексеева-Свинкина, Александра Лысякова, Валерия Гаврилова, Геннадия Мосина, Валерия Дьяченко, Виталия Воловича, Анатолия Калашникова, Виктора Махотина и других выдающихся авторов. Всего здесь 292 работы, которые расположились на двух этажах Арт-галереи.

Мероприятие открыли исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов и куратор проекта Марина Мирицкевич. Марина рассказала, что выставку задумали ещё в начале года и с тех пор вели кропотливую работу. Удивительным образом к ней подошло название одной из представленных картин — «Выбрал дорогу — не сворачивай!» Игоря Терещенко.

— Мы долго обсуждали, как эта выставка должна выглядеть, отбирали работы для неё. Это далеко не вся коллекция, но по ней можно изучать историю искусства от начала XIX века до работ, написанных в 2022 году. И в то же время — это очень личная история, так как отношение и выбор владельца собрания сквозит в каждой работе. Вы сразу отмечаете эти связи, видите, какие темы и какие авторы интересуют его, какие никак сюда не попадают. Несмотря на то, что Евгений Вадимович сегодня не смог присутствовать на открытии, но незримо он с нами. В нашей экспозиции он присутствует в двух работах Миши Брусиловского — «Портрет Жени Ройзмана» и «Женя Ройзман, побеждающий льва» и Леонида Баранова «Ройзман приехал!». Я рада, что мы завершаем год таким интересным, насыщенным проектом, и надеюсь, что вам он будет так же интересен, — Марина Мирицкевич поблагодарила всех, кто принимал участие в проекте, и пригласила к микрофону супругу Евгения Ройзмана Юлию Крутееву.

— Так получилось, что я наблюдала за созданием коллекции с самой первой картины Игоря Шурова («Фонарь» — ред.) в 1987 году, когда проходила первая неформальная выставка художников. Те, кто постарше, знают, что это было грандиозное событие. Художники не могли так запросто выставляться. А тут первая свободная выставка, и мы, конечно, пошли. Это не был какой-то продуманный шаг. Просто мы были студентами и нам очень захотелось её приобрести. Вторую картину Женя приобрёл на первом аукционе, первый же лот. А потом в нашем доме стали появляться книги по искусству — все, какие удавалось достать. У нас не было глубокого понимания искусства. Но за очень короткий период он начитал огромный объём информации. С тех пор он всё время в искусстве, он всё время читает, всё время отсматривает. Он даже меня научил ходить по музеям.

Однажды, когда он был депутатом, я приехала к нему в Москву, и он позвал меня в Третьяковку. Он провёл мне такую экскурсию, так рассказывал о картинах и скульптурах! Это был свой очень неформальный рассказ, свой очень особенный взгляд. Я влюбилась в искусство тоже. Евгений не любит, когда его называют коллекционером. Он не относится к своей коллекции прагматически, рационально, с точки зрения вложения денег. Это не про него. Он вкладывает душу в каждое приобретение. Спасибо, что вы нашли время сюда прийти. Я расскажу ему, как много народу пришло увидеть его коллекцию, — подытожила Юлия.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Первый — искусство Екатеринбурга конца XIX - первой половины XX века. Представленные в нём работы — лишь небольшая часть собрания, необходимый пролог. Он демонстрирует, как поразительно менялось искусство Урала на протяжении времени: от реалистического и соцреалистического подходов к разнообразию взглядов, стилей и направлений. Здесь и изящные портреты выпускника Академии художеств профессора Юлия Бершадского, и завораживающие полотна художника-символиста Василия Денисова. Работы Сергея Михайлова, Владимира Игошева, Александра Бурака, Михаила Гумённых, Олега Бернгарда, которые и сегодня волнуют зрителя.

Второй раздел посвящён шестидесятникам. В него вошли натюрморты Германа Метелёва, пейзажи, портреты и автопортреты его единомышленников — Виталия Воловича, Анатолия Калашникова, Геннадия Мосина. Евгений Ройзман был со многими знаком лично и приобретал их работы непосредственно в мастерских.

Раздел «Место силы» посвящён уральскому пейзажу. Один из самых ранних на выставке — пейзаж Александра Лаврова, датированный концом XIX века. Традицию создания живописных видов Урала, заложенную ещё Леонардом Туржанским, в ХХ веке продолжили Иван Слюсарев, Николай Чесноков, Виктор Трясцин, Владимир Вахмянин. Современных художников представляют работы Дмитрия Васильева и Руслана Фатхисламова.

Городские пейзажи занимают особое место в творчестве Александра Бурака, Германа Метелева, Михаила Вдовкина, Виктора Добровольского, Геннадия Шаройкина, Николая Моргунова, Геннадия Черемисина и Светланы Тарасовой — лиричные, ироничные, бесконечно тёплые, солнечные и даже интимные.

В разделе «Своя линия» представлено неофициальное искусство, у которого были сильные позиции именно в Свердловске 1970–1980-х годов. Поначалу оно сосредотачивалось в мастерских, подвалах и чердаках, в виде квартирных выставок. Первая «легитимация» случилась в 1987 году на выставке «Сурикова 31», о которой рассказала Юлия Крутеева и где Евгений Ройзман приобрёл свою первую картину.

Свободная культурная среда породила целый букет новых объединений, частных галерей, нацеленных на демонстрацию современного творчества, а также стимулирование интереса к новым художественным практикам. Одним из самых последовательных проводников новой эстетики был Александр Алексеев-Свинкин, ставший успешным коммерческим художником. В этом разделе представлены работы Валерия Гаврилова, Александра Сажаева и Валерия Дьяченко.

Начало коллекции Ройзмана совпало с тем, что Союз художников перестал быть системообразующей структурой в художественной жизни города. Художникам приходилось выживать и подстраиваться под новые реалии. Само время стимулировало поиск новых стилистических решений и разнообразило художественный ландшафт 90-х и последующих за ними десятилетий. Вкусы приобретателей ещё не были сформированы, впрочем, как и критерии художественной ценности работ.

Ройзман всегда полагался на собственное чутьё, и оно его не подводило — о чём и свидетельствует выставка. Это своего рода история с особенной, не всегда очевидной драматургией, считают устроители. Зачастую это объёмный роман, в котором разные сюжетные линии переплетаются, создавая масштабное полотно, портрет явления, общества и эпохи. Одна история — это своеобразная антология уральской живописи с конца XIX до начала XXI века. Другая история — онтологическое повествование о том, как художники Екатеринбурга/Свердловска сосуществовали в творческом пространстве города и создавали свои удивительные работы.

Однако самое важное — это история коллекции. Представленное на выставке — лишь часть собрания, формировавшегося в течение нескольких десятилетий и призванного сохранить искусство Екатеринбурга во всём его многообразии. Оно получилось таким необычным и разнообразным потому, что основным критерием отбора были и остаются личные вкусы и взгляды владельца. Сегодня же из исторического повествования оно трансформируется в личное высказывание.

Собрание Ройзмана уникально ещё и тем, что формировалось в тесном контакте с авторами. Судьба коллекции связана с городом, без которого она бы и не появилась.

Работы Миши Брусиловского — от раннего автопортрета, созданного художником еще в подростковом возрасте, до самой последней картины — заполнят отдельный музей его имени. Другая часть произведений будет закреплена за «Фондом Ройзмана», чтобы в дальнейшем они могли участвовать в благотворительных сборах средств. Практика показывает, что аукцион с яркими работами уральских художников позволяет собрать необходимую сумму намного быстрее.

Остальное станет вкладом в Общество поддержки художников: выплату стипендий молодым талантливым художникам, приобретение работ состоявшихся и творчески активных художников, материальную поддержку вдов и семей художников, ушедших из жизни, а также деятельность по сохранению их творческого наследия. Первые шаги уже сделаны.

Выставка картин «Выбрал дорогу — не сворачивай!» продлится до 29 января.

* Евгений Ройзман признан в России иноагентом.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.