В Арт-галерее Ельцин Центра 8 декабря состоялось открытие выставки картин из коллекции Евгения Ройзмана* «Выбрал дорогу — не сворачивай!»
Общественный деятель, в недавнем прошлом — мэр Екатеринбурга, поэт, писатель, благотворитель и коллекционер собирал произведения искусства более тридцати лет. Благодаря его усилиям на карте города уже появились Музей Невьянской иконы и Музей наивного искусства.
Из картин, представленных в Ельцин Центре, можно было бы создать ещё один художественный музей уральского искусства XIX–XXI веков. И это только начало большой работы с коллекцией, которая требует осмысления и окончательной атрибуции произведений, подчёркивают специалисты галереи. Однако уже сейчас можно сказать, что это уникальное собрание, объединившее картины лучших художников Урала: Ивана Слюсарева, Александра Бурака, Германа Метелёва, Александра Алексеева-Свинкина, Александра Лысякова, Валерия Гаврилова, Геннадия Мосина, Валерия Дьяченко, Виталия Воловича, Анатолия Калашникова, Виктора Махотина и других выдающихся авторов. Всего здесь 292 работы, которые расположились на двух этажах Арт-галереи.
Мероприятие открыли исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов и куратор проекта Марина Мирицкевич. Марина рассказала, что выставку задумали ещё в начале года и с тех пор вели кропотливую работу. Удивительным образом к ней подошло название одной из представленных картин — «Выбрал дорогу — не сворачивай!» Игоря Терещенко.
— Мы долго обсуждали, как эта выставка должна выглядеть, отбирали работы для неё. Это далеко не вся коллекция, но по ней можно изучать историю искусства от начала XIX века до работ, написанных в 2022 году. И в то же время — это очень личная история, так как отношение и выбор владельца собрания сквозит в каждой работе. Вы сразу отмечаете эти связи, видите, какие темы и какие авторы интересуют его, какие никак сюда не попадают. Несмотря на то, что Евгений Вадимович сегодня не смог присутствовать на открытии, но незримо он с нами. В нашей экспозиции он присутствует в двух работах Миши Брусиловского — «Портрет Жени Ройзмана» и «Женя Ройзман, побеждающий льва» и Леонида Баранова «Ройзман приехал!». Я рада, что мы завершаем год таким интересным, насыщенным проектом, и надеюсь, что вам он будет так же интересен, — Марина Мирицкевич поблагодарила всех, кто принимал участие в проекте, и пригласила к микрофону супругу Евгения Ройзмана Юлию Крутееву.
— Так получилось, что я наблюдала за созданием коллекции с самой первой картины Игоря Шурова («Фонарь» — ред.) в 1987 году, когда проходила первая неформальная выставка художников. Те, кто постарше, знают, что это было грандиозное событие. Художники не могли так запросто выставляться. А тут первая свободная выставка, и мы, конечно, пошли. Это не был какой-то продуманный шаг. Просто мы были студентами и нам очень захотелось её приобрести. Вторую картину Женя приобрёл на первом аукционе, первый же лот. А потом в нашем доме стали появляться книги по искусству — все, какие удавалось достать. У нас не было глубокого понимания искусства. Но за очень короткий период он начитал огромный объём информации. С тех пор он всё время в искусстве, он всё время читает, всё время отсматривает. Он даже меня научил ходить по музеям.
Однажды, когда он был депутатом, я приехала к нему в Москву, и он позвал меня в Третьяковку. Он провёл мне такую экскурсию, так рассказывал о картинах и скульптурах! Это был свой очень неформальный рассказ, свой очень особенный взгляд. Я влюбилась в искусство тоже. Евгений не любит, когда его называют коллекционером. Он не относится к своей коллекции прагматически, рационально, с точки зрения вложения денег. Это не про него. Он вкладывает душу в каждое приобретение. Спасибо, что вы нашли время сюда прийти. Я расскажу ему, как много народу пришло увидеть его коллекцию, — подытожила Юлия.
Экспозиция состоит из нескольких разделов. Первый — искусство Екатеринбурга конца XIX - первой половины XX века. Представленные в нём работы — лишь небольшая часть собрания, необходимый пролог. Он демонстрирует, как поразительно менялось искусство Урала на протяжении времени: от реалистического и соцреалистического подходов к разнообразию взглядов, стилей и направлений. Здесь и изящные портреты выпускника Академии художеств профессора Юлия Бершадского, и завораживающие полотна художника-символиста Василия Денисова. Работы Сергея Михайлова, Владимира Игошева, Александра Бурака, Михаила Гумённых, Олега Бернгарда, которые и сегодня волнуют зрителя.
Второй раздел посвящён шестидесятникам. В него вошли натюрморты Германа Метелёва, пейзажи, портреты и автопортреты его единомышленников — Виталия Воловича, Анатолия Калашникова, Геннадия Мосина. Евгений Ройзман был со многими знаком лично и приобретал их работы непосредственно в мастерских.
Раздел «Место силы» посвящён уральскому пейзажу. Один из самых ранних на выставке — пейзаж Александра Лаврова, датированный концом XIX века. Традицию создания живописных видов Урала, заложенную ещё Леонардом Туржанским, в ХХ веке продолжили Иван Слюсарев, Николай Чесноков, Виктор Трясцин, Владимир Вахмянин. Современных художников представляют работы Дмитрия Васильева и Руслана Фатхисламова.
Городские пейзажи занимают особое место в творчестве Александра Бурака, Германа Метелева, Михаила Вдовкина, Виктора Добровольского, Геннадия Шаройкина, Николая Моргунова, Геннадия Черемисина и Светланы Тарасовой — лиричные, ироничные, бесконечно тёплые, солнечные и даже интимные.
В разделе «Своя линия» представлено неофициальное искусство, у которого были сильные позиции именно в Свердловске 1970–1980-х годов. Поначалу оно сосредотачивалось в мастерских, подвалах и чердаках, в виде квартирных выставок. Первая «легитимация» случилась в 1987 году на выставке «Сурикова 31», о которой рассказала Юлия Крутеева и где Евгений Ройзман приобрёл свою первую картину.
Свободная культурная среда породила целый букет новых объединений, частных галерей, нацеленных на демонстрацию современного творчества, а также стимулирование интереса к новым художественным практикам. Одним из самых последовательных проводников новой эстетики был Александр Алексеев-Свинкин, ставший успешным коммерческим художником. В этом разделе представлены работы Валерия Гаврилова, Александра Сажаева и Валерия Дьяченко.
Начало коллекции Ройзмана совпало с тем, что Союз художников перестал быть системообразующей структурой в художественной жизни города. Художникам приходилось выживать и подстраиваться под новые реалии. Само время стимулировало поиск новых стилистических решений и разнообразило художественный ландшафт 90-х и последующих за ними десятилетий. Вкусы приобретателей ещё не были сформированы, впрочем, как и критерии художественной ценности работ.
Ройзман всегда полагался на собственное чутьё, и оно его не подводило — о чём и свидетельствует выставка. Это своего рода история с особенной, не всегда очевидной драматургией, считают устроители. Зачастую это объёмный роман, в котором разные сюжетные линии переплетаются, создавая масштабное полотно, портрет явления, общества и эпохи. Одна история — это своеобразная антология уральской живописи с конца XIX до начала XXI века. Другая история — онтологическое повествование о том, как художники Екатеринбурга/Свердловска сосуществовали в творческом пространстве города и создавали свои удивительные работы.
Однако самое важное — это история коллекции. Представленное на выставке — лишь часть собрания, формировавшегося в течение нескольких десятилетий и призванного сохранить искусство Екатеринбурга во всём его многообразии. Оно получилось таким необычным и разнообразным потому, что основным критерием отбора были и остаются личные вкусы и взгляды владельца. Сегодня же из исторического повествования оно трансформируется в личное высказывание.
Собрание Ройзмана уникально ещё и тем, что формировалось в тесном контакте с авторами. Судьба коллекции связана с городом, без которого она бы и не появилась.
Работы Миши Брусиловского — от раннего автопортрета, созданного художником еще в подростковом возрасте, до самой последней картины — заполнят отдельный музей его имени. Другая часть произведений будет закреплена за «Фондом Ройзмана», чтобы в дальнейшем они могли участвовать в благотворительных сборах средств. Практика показывает, что аукцион с яркими работами уральских художников позволяет собрать необходимую сумму намного быстрее.
Остальное станет вкладом в Общество поддержки художников: выплату стипендий молодым талантливым художникам, приобретение работ состоявшихся и творчески активных художников, материальную поддержку вдов и семей художников, ушедших из жизни, а также деятельность по сохранению их творческого наследия. Первые шаги уже сделаны.
Выставка картин «Выбрал дорогу — не сворачивай!» продлится до 29 января.
* Евгений Ройзман признан в России иноагентом.