Вячеслав Ямбор: открываем новые грани, расширяем диапазон

31 мая 2024 г.Татьяна Филиппова
Вячеслав Ямбор: открываем новые грани, расширяем диапазон

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 17–19 мая цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» продолжил актёр, режиссёр, педагог Вячеслав Ямбор трёхдневным мастер-классом «Интенсив по методу Вячеслава Кокорина».

Цикл театральных занятий режиссёров и педагогов «Где Станиславский?», подготовленный Театральной платформой «В Центре», знакомит профессионалов и любителей театра с различными театральными школами — от Михаила Чехова и продолжателя его идей Вячеслава Кокорина до Бориса Павловича. Станиславский не остаётся в стороне, он всегда с нами. Там, где Станиславский предлагает искать сходство, Чехов предлагает искать различия. Русская театральная школа продолжает развиваться, появляются новые практики, а иногда и хорошо забытые старые, которые необходимо брать на вооружение.

Выдающийся российский режиссёр и педагог Вячеслав Кокорин (1944–2017) хорошо знаком театралам Екатеринбурга. В 2001–2006 годах он возглавлял Екатеринбургский ТЮЗ, где последовательно проводил собственную программу, в основе которой лежал глубокий интерес к современности. Театральный педагог с 1982 года. Преподавал в Екатеринбургском государственном театральном институте (ЕГТИ), обучая студентов методу освоения роли по системе Михаила Чехова, совмещающей в себе как русский, так и западный подход. Последователями чеховской школы были выдающиеся американские актёры — Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес.

Ученик и последователь Кокорина Вячеслав Ямбор окончил ЕГТИ в 2006 году. В 2014 году — РАТИ-ГИТИС, мастерскую Женовача-Бутусова по специальности «режиссура». Работал актёром в Екатеринбургском и Нижегородском ТЮЗах. Ставил спектакли в театрах Москвы, Омска, Екатеринбурга. Ассистировал Кокорину на Международных летних театральных школах, организованных Союзом театральных деятелей в 2015 и 2016 годах. Уже в качестве педагога участвовал в Летней театральной школе 2021 года. В настоящее время — преподаватель актёрского мастерства в «Класс-центре» Сергея Казарновского.

— В основе метода Кокорина лежит система Михаила Чехова как принцип создания уникального персонажа. Его система в течение долгих лет преподавания была дополнена и преобразована Кокориным в собственную систему, которую он назвал «Алхимия восприятия», — рассказал Вячеслав Ямбор. — Она основана на взаимодействии с постоянно меняющимся пространством, как с личным — физическим и психологическим, — так и с воображаемым, сочинённым, взятым из мира образов. Восприятие и Действие. Имею — Хочу — Получаю. Импульс — Реакция. Взаимодействие со Стихиями. Диалог «Я — НЕ Я — МЕЖДУ». Все эти элементы системы направлены на отвлечение ума от шаблонных, предсказуемых, готовых оценок и на открытие тех граней и того диапазона, на которые актёр не рассчитывал, но хотел бы в себе развить.

В первый же день участники мастер-класса учились исследовать личное пространство, его границы в разных обстоятельствах, делать их осязаемыми, сужать до состояния исчезновения и расширять, включая в него партнёров по сцене. Система упражнений, проигрывания этюдов отчётливо показала, что исполнение у всех абсолютно разное — все по-разному обживают и личное, и сценическое пространство.

Участники мастер-класса: педагоги инклюзивного образования, режиссёры народных и профессиональных театров, непрофессиональные актёры, начинающие драматурги — все пришли почерпнуть что-то новое для себя.

Наполненность пространства определяет наше отношение к нему. В тренинге мастер предлагает исследовать разные обстоятельства, которые вторгаются в наше пространство, и мы, не думая, реагируем на них. Обустраивая пространство и наше существование в нём, мы совершаем работу над ролью. Важно понять, разглядеть заданное пространство, присвоить его себе. Задания могут быть парадоксальными, которые невозможно представить, но и тут важно отпустить себя, дать возможность проявиться естественным реакциям. Голову надо отключать, говорит Ямбор. Включённый мозг старается всё упростить, сделать доступным и читаемым. А мир образов намного сложнее и многограннее. Конечно, есть психотип — как базис, от которого мы отталкиваемся, но мы должны его наполнять, говорит мастер, расширять собственное пространство, делать его объёмнее, богаче.

Кокорин считал, что актёр обязательно должен быть умным, сложным, но на сцене превращаться в полость, этакую мембрану, которая, получая импульсы, создаёт резонанс.

— В воду падает камушек и идут круги по воде. Вода, как мембрана, отразила импульс, дала ему новую жизнь, — резюмирует мастер. — Это работа на вход. Не что попало, а что в меня попало. Чем вы сложней, тем восприимчивей к импульсам. Выход должен возникнуть, если вы направлены на вход. Давайте приступим к упражнениям, если сейчас вам что-то непонятно, то в процессе работы обязательно откроется.

Три дня мастер-класса, девять часов практических занятий не могли не дать результат: от осознания до свободного применения. Участники научились органично воспринимать своё личное пространство, анализировать, наполнять образами, а также реагировать на любое изменение в нём максимально естественно.

Эти навыки, убеждён мастер, значительно разнообразят профессиональную палитру.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.