Киноклуб: о СССР глазами Голливуда

12 декабря 2024 г.Михаил Лузин
Киноклуб: о СССР глазами Голливуда

Посвящённая Октябрьской революции книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» стала основой для двух известных фильмов. Это «Красные» (1981) Уоррена Битти, отмеченный «Оскаром» за режиссуру, и эпопея Сергея Бондарчука «Красные колокола» (1982) – одна из самых заметных работ «позднего застоя». Из-за близости во времени многие сочли голливудский фильм провокацией американцев. Однако изначально планировался совместный проект, в который внесли разлад идеологические расхождения (и ввод советских войск в Афганистан в 1979 году).

Почему Голливуд интересовался политической историей России? Часто ли героями «фабрики грёз» были Николай II, Ленин, Троцкий, Сталин, Бухарин, а среди исполнителей этих ролей — звезды первой величины, такие как Ричард Бартон, Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Харви Кейтель? Только ли конфронтация определяла характер политического заказа? Всегда ли это был политический заказ? На эти и другие вопросы попытался дать ответы Вячеслав Шмыров — киновед, член Российской академии кинематографических искусств, руководитель киноклуба Ельцин Центра. Его лекция состоялась 23 ноября в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

Первые шаги: от несостоявшейся «Матильды» до «Британского агента»

В какой момент в Голливуде стали интересоваться русской и советской политической историей? Первые попытки обратить внимание на эту тематику возникли в контексте монархической драмы. Один из первых русских кинорежиссёров Александр Дранков, бежавший в США от Октябрьской революции, предложил поставить фильм о юношеской любви цесаревича Николая и балерины Матильды Кшесинской. Голливуд это совершенно не заинтересовало, и лишь десятилетия спустя замысел воплотил Алексей Учитель в фильме «Матильда».

Первый голливудский игровой фильм, масштабно отразивший события Октябрьской революции, — «Британский агент» (1934) режиссёра Майкла Кёртиса. Он показал революционные события через призму авантюрного жанра, переплетая исторические факты с вымышленными деталями. В фильме есть реальные политические деятели — Владимир Ленин, Лев Троцкий и Иосиф Сталин, которые, впрочем, находятся на втором плане. Сюжет содержит множество стереотипов: колонну рабочих возглавлял актёр с бородой, как у Карла Маркса, а Москва не обходилась без колоколов.

Лента основана на мемуарах бывшего сотрудника британского посольства Брюса Локарта. Отношения новых властей с британским посольством прерваны, почти все дипломаты уехали, и только главный герой остался в качестве агента. Его задача – не допустить мира между Советами и германским правительством. Одна из линий повествования связана с покушением на Ленина — Локарта обвиняли в причастности к выстрелам Фанни Каплан 30 августа 1918 года.

Майкл Кёртис — прославленный голливудский режиссёр, известный в первую очередь фильмом «Касабланка». Причина его интереса к российской политической истории долгое время оставалась в тени — а помимо «Британского агента» он снял картину «Миссия в Москве», о которой Вячеслав Шмыров подробнее рассказал позже. Уже после смерти Кёртиса выяснилось, что режиссёр был одним из зачинателей Венгерской народной республики и бежал с родины после того, как попытка распространить мировую революцию на неё не удалась. Это была настолько потаённая страница его истории, что даже в годы маккартизма ФБР об этом ничего не знало.

Западные и советские Ленины

Интересно, что первые киновоплощения Ленина появились не в СССР, а на австрийском экране в пропагандистском фильме «Поджигатели Европы»: уже из названия видно, что в нём видели человека, представляющего огромную угрозу для стабильности на континенте.

Канонический кино-Ленин впервые появился в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», основанном на уже упомянутой книге американского журналиста Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Это был 1927 год, играл вождя мирового пролетариата рабочий Василий Никандров, и брал он, конечно, прежде всего типажным свойством, — комментирует Вячеслав Шмыров.

С приходом звука в кино наступает эпоха самых разных Лениных. И, пожалуй, один из самых характерных образов был создан в картине Михаила Ромма «Ленин в октябре» (1937). Ромм пригласил на роль вождя Бориса Васильевича Щукина — что характерно, актёра из традиции итальянского дель-арте, клоунской школы.

— Многие действительно видели в этой паре Ленина и Сталина из фильма Ромма рыжего и белого клоуна, — комментирует эксперт. — Есть холерик Ленин, как бы неуправляемый, брызжущий гениальной энергией, но которого всё время надо остановить, защитить, если кто, не дай бог, на него поднимет руку. И в этот момент «белый клоун» Сталин погрозит пальчиком и внимательно посмотрит вокруг.

На этом фоне ярких Лениных в Голливуде не было. Единственное упомянутое лектором исключение — образ, созданный замечательным актёром Беном Кинсли в фильме режиссёра Дамиана Дамиане «Ленин. Поезд». Это итальянская картина о том, как Ленин ехал в Россию делать революцию. Дамиано Дамиане был мастером политического детектива — очень распространённого в это время в Италии жанра. На роль Ленина он пригласил Бена Кинсли, который тремя годами раньше сыграл в фильме Ричарда Аттенбора «Ганди» и получил за эту премию «Оскар».

«Миссия в Москву»: Голливуд, воспевающий террор

Вспомнив про Ромма, Шмыров вернулся к тому, как «диетически» разрешается ситуация революционного террора в картине «Британский агент» 1934 года. Как своеобразная советская «рифма», отражающая новую реальность, в 1938 году появляется новая картина Михаила Ромма «Ленин в 1918 году». Это ещё одна история покушения на вождя мирового пролетариата, но одновременно и политическая трансляция выстрелов Фанни Каплан на события 37-го года, на то, что происходило тогда в стране. С программным заявлением экранного Ленина: «Вот и досталась мне пуля от вашей интеллигенции».

По словам эксперта, «посадки» 1937 года оказались в мире довольно резонансными. И резонансу этому способствовало то, что процессы были открытые, и подсудимые на них сознавались в том, что они действительно враги, предатели и шпионы. В этом контексте стал показательным фильм «Миссия в Москву», поставленный тем же Майклом Кёртисом в 1943 году, в разгар союзнических отношений между СССР и США. Фильм, основанный на книге американского дипломата Джозефа Дэвиса, назовут самым советским фильмом, снятым на территории Голливуда.

— Удивительная картина, её хочется бесконечно цитировать, потому что это действительно «визитная карточка» Советского Союза, снятая в Голливуде. Здесь есть политические деятели, как репрессированные, как и те, что владеют миром: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов с женой, Максим Литвинов. В этом фильме есть даже Галина Уланова, которая танцует на сцене Большого театра. Всё сделано с такой основательностью, чтобы подчеркнуть: сегодня Советский Союз — наш друг, а Сталин всё делал правильно. Он-де устранил «пятую колонну», и если бы он этого не сделал в 1937 году, потери Советского Союза в войне были бы ещё больше, — комментирует Вячеслав Шмыров.

Эта постановка дала возможность работать очень многим актёрам русского происхождения. Например, в роли Бухарина выступил Константин Шеин — родной брат советского писателя Льва Никулина и дядя замечательного артиста театра «Современник» Валентина Никулина.

Фильм снимался два года, и его пышная премьера состоялась в Белом доме в апреле 1943-го с участием президента Теодора Рузвельта. Через месяц премьеру сделали в Кремле. И все те люди, которые были изображены американскими актёрами, увидели себя на экране. Ещё через месяц картина вышла в советский прокат. В ответ Сталина послал Рузвельту фильмы «Волга-Волга» и «Мечта», где руководитель США особенно отметил Фаину Раневскую.

В условиях 1943 года фильм «Миссия в Москву» стал мощным средством пропаганды и дружбы, — комментирует эксперт. — Однако после окончания войны многие из работавших над картиной сильно пострадали в годы маккартизма. Студия Уорнер Бразерс сделала всё, чтобы фильм уничтожить, но когда началось расследование коммунистического присутствия в Голливуде, именно эта лента ознаменовалась одним из самых больших скандалов.

Троцкий: запретный образ в СССР и интерес на Западе

Наибольшее внимание на Западе привлекала фигура Льва Троцкого, в то время как в СССР он был вычеркнут из истории. В 1972 году на мировые экраны вышел фильм «Убийство Троцкого» режиссёра Джозефа Лоузи. В роли Троцкого выступил Ричард Бартон. Убийцу, Меркадера, сыграл Ален Делон. А одну из женских ролей — Роми Шнайдер.

В СССР попытки показывать Троцкого предпринимались в Оттепель, но никогда его не называли по фамилии, имени или отчеству. Просто была такая зловещая фигура, некий человек с демоническим обаянием, — комментирует киновед. — Его играл Ефим Захарович Капилян, которого чаще всего вспоминают как закадровый голос фильма «17 мгновений весны».

Своеобразный ренессанс Троцкого, по иронии судьбы, случился к столетию Октябрьской революции, когда на телеэкраны вышел многосерийный фильм «Троцкий». Поставил его Александр Котт, а главную роль сыграл Константин Хабенский.

Фильм Уоррена Битти «Красные»

Одной из самых значимых голливудских интерпретаций событий Октябрьской революции стали «Красные» (1981), снятые Уорреном Битти. Этому фильму Вячеслав Шмыров уделил особое внимание. Отправной точкой для картины послужила каноническая книга Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». Однако вместо идеологизированного подхода советского кино, Битти сосредоточился на личных отношениях Рида с его возлюбленной Луизой Брайант.

Революционные события в фильме служат лишь фоном для эмоциональной и опасной истории двух главных героев. Луиза, по сути, становится центральной фигурой, олицетворяя драматизм событий. В отличие от советских кинолент, где революция всегда в центре внимания, у Битти акцент сделан на человеческих чувствах и переживаниях. Битти, представитель «Нового американского кино», известен своей склонностью к исследованию сложных тем. Его картина не только раскрывает жизнь Джона Рида, но и рассматривает аспекты американской компартии, внутренние конфликты и расколы. Фильм удивительно документален для Голливуда, где обычно доминирует развлекательный сюжет.

Интересно, что в фильме присутствует Керенский, роль которого исполнил его собственный внук Олег Керенский. Фильм получил премию «Оскар» и был воспринят как одна из самых «левых» голливудских картин, подчёркивающих серьёзное отношение американского общества к социалистическим идеям.

Фильм Сергея Бондарчука «Красные колокола»

В тот же период Сергей Бондарчук, вдохновлённый теми же событиями, создаёт свою дилогию «Красные колокола». Первая часть картины, «Восставшая Мексика», вышла в 1981 году, а вторая, «Рождение нового мира», — в 1982 году. Замысел фильма созревал более семи лет, если верить мемуарам дочери режиссёра Натальи Бондарчук, и был создан к 65-й годовщине Октябрьской революции.

В отличие от Битти, Бондарчук уделяет основное внимание историческим событиям, а не личным переживаниям героев. Ленин в фильме почти не появляется крупным планом, акцент сделан на массовых движениях и общем настроении революции. Это соответствует советским традициям мифологизации Октября, где центральным событием становится штурм Зимнего дворца. Наиболее эмблематичным и отчасти новаторским элементом фильма Бондарчука стал подъём красного флага на вершину колокольни Петропавловского собора, рядом с ангелом и крестом. Это была попытка символически объединить российскую и советскую историю, — отметил Вячеслав Шмыров.

Несмотря на мастерскую работу оператора Вадима Юсова, фильм провалился в прокате. Многочисленные усилия по его продвижению, включая всесоюзные премьеры, не спасли картину от критики и непонимания. Причина кроется в сложности восприятия материала, который, был слишком «забронзовелым» и политически тяжеловесным. Однако дилогия Бондарчука остаётся значимым вкладом в советский кинематограф, демонстрируя масштабность и серьёзность подхода режиссёра.

Рассуждая об отличиях двух картин, Вячеслав Шмыров отметил, что фильм Уоррена Битти романтизирует революцию, представляя её как эмоциональную драму, в то время как Бондарчук следует канонам советского кинематографа, фокусируясь на коллективных действиях. Голливудская версия более персонализирована и акцентирована на человеческих историях, тогда как советская — на политических и идеологических аспектах.

По словам киноведа, оба фильма отражают эпоху Холодной войны и демонстрируют разные подходы к осмыслению одной и той же исторической темы в зависимости от политического и культурного контекста.

Другие новости

Литература

Читальный клуб: новые смыслы любимых книг

Читальный клуб: новые смыслы любимых книг
В наступившем 2025 году в читальной гостиной Музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге продолжатся встречи книжного клуба «Суета вокруг дивана» вместе с Еленой Козьминой — доктором филологических наук, про…
21 января 2025 г.
Инклюзия

«Етопия»: любимый город, каким он должен быть

«Етопия»: любимый город, каким он должен быть
Театральная инклюзивная студия в Ельцин Центре «Простые действия» подготовила к Новому году спектакль «Етопия» в постановке Александра Вахова. В начале декабря они показали его друзьям, родителям и те…
17 января 2025 г.
Конкурсы

«Зачем я это помню». Павел Руднев – о пьесах о 90-х

«Зачем я это помню». Павел Руднев – о пьесах о 90-х
Продолжается прием работ на V конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню», который проводит Президентский центр Б.Н. Ельцина. Напомним, что пьесы принимаются на почту konkurspies@ycenter.ru до 31 марта, а…
15 января 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.