Вячеслав Курицын: «В эпоху постмодернизма изменилась система ценностей»

17 марта 2016 г.Татьяна Филиппова
Вячеслав Курицын: «В эпоху постмодернизма изменилась система ценностей»

Продолжает работу Образовательный центр. 13 марта в Ельцин Центре состоялась лекция культуролога и писателя, лауреата премии Андрея Белого Вячеслава Курицына «В чем виноват постмодернизм?».

На встрече со слушателями писатель, шоумен и политтехнолог Вячеслав Курицын попытался подробно объяснить свою версию о том, почему такие замечательные идеи как либерализм, права человека, мультикультурализм и демократия не помогли построить рай на земле. Лекцию он сопроводил собственными иллюстрациями, каждая из которых обозначала некий постулат. Высказывание Ницше «Бог умер!» Курицын связал со смертью Льва Толстого в 1910 году. И предложил рассмотреть, что произошло в мире после ухода самого могущественного автора с комплексом гуманитарных, художественных и политических идей в ХХ веке:

– На место большого дискурса пришли дискурсы поменьше: бихевиоризм, фрейдизм, коммунизм, фашизм с большими претензиями на создание собственной метафизики. Два самых больших дискурса – германский и советский – столкнулись в середине века в большой войне. После этого наступило идейное затишье. Люди перестали верить в то, что существует всеобъемлющая система ценностей. Постмодернистское мировоззрение сформировалось в первое послевоенное десятилетие. На месте одного бога возникло много-много богов. Как в язычестве. Каждый из нас бог. И любая локальная правда ничуть не хуже другой. В мире появилось множество разных локальных концепций. Большой правды нет, но есть много маленьких правд, – объяснил Вячеслав Курицын.

Лектор констатировал: в эпоху постмодернизма изменилась система ценностей. Идея плюрализма, в которой каждый прав по-своему, нет правых и нет виноватых, человек имеет право выбирать национальность, пол, родину – стала основополагающей. То, что в модернистской картине мира было чем-то неприемлемым, в постмодернистской – стало совершенно нормальным. Девиз индивидуума постмодернистской эпохи: я сам решу, кем и каким мне быть.

Постмодернизм – это не болезнь общества, а естественное состояние усталости от катаклизмов и героических лозунгов эпохи модерна. Общество вдруг осознало, что быть героем трудно, больно, неудобно. Куда прекраснее жить простым человеком, получать зарплату и радоваться простым вещам. Не важно, в каком государстве ты живешь: социалистическом, капиталистическом, каком угодно – любое государство думает лишь о себе и обеспечивает лишь себя. Было бы возможно, жили бы вовсе без него. Объединившиеся после войны, осознавшие важность кровных уз семьи избегали вовлечения в любые формы коллективной жизни, кроме самой необходимой – работы. Уход в приватность, частную жизнь в некотором смысле стал угрозой для государства.

В постмодернистской системе ценностей каждая мелочь обретает смысл, ничтожное оказывается значимым. Возрастает значимость сегодняшней, а не будущей жизни. Люди хотят сегодня жить хорошо, а не ждать, что после затягивания поясов на два-три года все снова наладится. Справедливость, как движущая сила, также утратила свою значимость. Наблюдается отсутствие национальных идей, ориентиров, знамён, за которыми массово идут все люди. Все та же разобщенность на группы, близкие по интересам и взглядам. Идея сплочения нации постепенно сошла на нет. Но идея объединяться перед лицом внешнего врага тоже не находит отклика. Возросла потребность в культурном самовыражении. Огромное количество людей, не имеющих возможности реализовать себя «off-line», выстраивают коммуникацию в интернете. Вот он я, мои фото, мои тексты, мои друзья, мои посты и лайки. Я живу в сети, значит, я существую.

Постмодернизм говорит – каждый имеет право быть таким, какой он есть. Возникает модель гомогенного культурного поля – мультикультурализм. Если разрешить проблему контакта культур, можно ли построить рай на земле? Для этого мы слишком разобщены, считает Курицын. Человечество в разном темпе проходит определенные стадии – кто-то медленнее, кто-то быстрее, но всех нас объединяет ощущение, что мы стоим на пороге больших событий.

– В концепции постмодернизма всегда есть «другой», – продолжил культуролог. – И с этим «другим» надо уметь договариваться. Есть непреодолимая сложность в нашем представлении о «другом», и почти всегда трудно увидеть в «другом» равного себе и вступить с ним в равноправный диалог. Когда мы думаем о «другом» не как о равном, мы совершаем принципиальную ошибку. Мы заблуждаемся, думая о «другом», как о себе, делегируя ему собственные черты, такие же способности и уровень знаний. Я хочу привести пример с оружием. Уже появились ультрасовременные самолеты, которые стоят миллиард долларов. Их может быть пять-шесть во всем мире, и они могли бы воевать между собой, но все понимают, что угрохать такой самолет было бы весьма затратно. А в той войне, которую мы видим, нет таких самолетов, и все вооружение – это взрывчатка и бесплатный человек. Этот бесплатный человек, которым движет только идея, оказывается намного эффективнее напичканного электроникой пехотинца.

Самая прекрасная идея в руках не тех людей – штука опасная. В музее это понимаешь особенно остро. Когда идеологические основания становятся жупелом, ситуация осложняется. Я видел Ельцина на выступлении во Дворце молодежи, когда он был еще секретарем обкома. Я тогда не осознавал всего масштаба его личности, но голосовал за него и был его поклонником. Находясь здесь, в этом замечательном центре, с грустью понимаешь, что сегодня побеждают не идеи – прекрасные, чистые, либеральные и демократические – побеждают средства, которыми эти идеи хотят осуществлять, – считает Вячеслав Курицын.

Послушать Вячеслава Курицына пришло много его давних друзей со времен учебы на факультете журналистики, были филологи, философы и нынешние студенты журфака. Всех их лектор пригласил на творческий вечер, на котором собирался почитать неопубликованный рассказ из 90-х и центоны (стихотворение, целиком составленное из известных строк других стихотворений – ред.) , написанные недавно.

Другие новости

Фестивали

Открывая Китай древний и современный

Открывая Китай древний и современный
В 2024 году исполнилось 75 лет со дня образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. 5 октября Музей Бориса Ельцина совместно с Институтом К…
31 октября 2024 г.
Выставка

Фотовыставка Андрея Князева – в Москве на Никитской

Фотовыставка Андрея Князева – в Москве на Никитской
В московском филиале Ельцин Центра на Малой Никитской 22 октября появилось выставочное пространство. На новой площадке открылась выставка фотографа Андрея Князева – результат сотрудничества Галереи Лю…
30 октября 2024 г.
Лекция

Анна Новикова – об «образах счастья» в соцсетях

Анна Новикова  – об «образах счастья» в соцсетях
Как цифровая культура формирует представления о счастье и какие вызовы это влечёт для общества и личности? Об этом и многом другом смогут узнать посетители авторского курса «Цифровая культура: как не …
25 октября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.