Встречи с коллекционерами в «Гостиной под абажуром»

21 января 2023 г.Татьяна Филиппова
Встречи с коллекционерами в «Гостиной под абажуром»

Праздничные дни Нового года в Ельцин Центре прошли в формате тёплых камерных встреч под девизом «В тишине и со своими». Мастер-классы, просмотры любимых мультфильмов, музыкальные концерты и встречи с коллекционерами в «Гостиной под абажуром» стали местом паломничества для увлечённых горожан.

Уютная гостиная с диваном и креслами, пледом и подушками, наряженной ёлкой и оранжевым абажуром, гигантским арт-объектом, ставшим уже традицией для города, стала не только зоной для фотографирования, но и местом общения с интересными людьми. Они рассказывали о своих коллекциях, истории приобретения отдельных экземпляров и собственной увлечённости. Так в «оранжевой» гостиной со 2 по 9 января гости Ельцин Центра встретились с собирателями и хранителями открыток, пластинок, комиксов, ёлочных игрушек, растений и парикмахерских инструментов. Известно, что о своих коллекциях их владельцы могут рассказывать часами. Во времени рассказчиков никто не ограничивал, но в финале каждой встречи самые внимательные гости отвечали на вопросы, выигрывали памятные сувениры и приглашения на культурные мероприятия и экскурсии в галерею и музей.

Цикл встреч 2 января открыл Роман Кардаков – коллекционер комиксов и владелец магазина GotComics в Ельцин Центре. Он увлекается комиксами с детства, но на встречу принёс не редкие экземпляры, а те, которые наиболее ёмко представляют мир комиксов за последние 30-40 лет и показывают, как менялись супергерои в комиксах 80–90-х годов ХХ века. Когда рухнул «железный занавес» и появились первые комиксы, Роман был ребёнком. Первый комикс ему принесла мама. Он был о служащем технодрома Шрёдере, который так боролся с насекомыми, что сам превратился в таракана-мутанта. Такие сюжеты были в 90-х. Первым российским комиксом в его коллекции стал сборник «Велес», который печатался в Екатеринбурге, соединяя в себе серии из российского эпоса с комиксами про Робокопа. Существовал даже такой комикс как «Бэтмен в России».

Любимыми у детворы, однако, были комиксы с героями Уолта Диснея, выпускаемые в Италии огромными тиражами, в разы большими, чем в самой Америке. С кризисом 1998 года комиксы на какое-то время исчезли из России и появились вновь с развитием интернета. Роман подчеркнул, что мир комиксов не ограничивается супергероикой. Но, например, комиксы французского художника Мишеля Фиффе, который, как и Роман, рос в последнее десятилетие ХХ века, изобилуют маскулинными героями. Это, считает Роман, влияние 90-х. Мишель остался верен стилю 90-х и теперь рисует комиксы в стиле ретро. Он же любит и авангардный стиль в комиксах, непохожий ни на один другой. То акварельный, то контурный, но всегда содержательный.

Ещё один любимый сегмент коллекции Романа – фантастические комиксы Брэндона Грэма, не лишённые лирики. Если говорить о коллекционной ценности комиксов, то это экземпляры издательства «Зангавар», особенно великолепное, красочное полное собрание комиксов «Муми-Тролли» по оригинальным стриппам шведской писательницы Туве Янссон, которые выходили в газетах в 50-е годы. Или комиксы «Полуночники» Брехта Эйванса издательства «Бумкнига» – красивые, остроприключенческие, по-своему уникальные. У слушателей была возможность полистать комиксы. Роман рассказал, как их читать (не у всех это получается), и подготовил несколько вопросов для внимательных слушателей. В том числе, вопросы о комиксах, посвящённых Ельцину и Ельцин Центру.

3 января парикмахер-стилист Ильдар Абдулов представил свою коллекцию старинных парикмахерских аксессуаров. Не так давно он начал забегать на блошиные рынки, которых в Екатеринбурге только два – один на Уралмаше, другой в Верх-Исетском районе на территории птичьего рынка. Первым приобретением Ильдара стала механическая машинка для стрижки волос. Впрочем, точно такими же стригли шерсть собак и овец. Потом появились электрические машинки, и очень долго бытовало мнение, что они излучают вредные импульсы. Представив несколько электробритв из своей коллекции, Ильдар задал первый вопрос внимательным слушателям: какую бритву приготовила Надя в подарок Ипполиту в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Ну, конечно, «Агидель» уфимского производства. Кстати, именно электробритва «Агидель» первой полетела в космос.

История появления электробритв в Советском Союзе связана с визитом Леонида Брежнева в США. Ему подарили электробритву Philips и она показалась ему крайне неудобной. На встрече с харьковскими инженерами он «запретил» им заниматься копированием подобных вещей. И через два года в Харькове появились первые опытные образцы отечественных электробритв. На блошиных рынках Эльдару попадалась профессиональная литература, где рассказывалось, как лечить волосы. Однако самым редким экземпляром своей коллекции стилист считает механические щипцы для создания «волн» на волосах, крайне популярных в первой половине ХХ века.

Их можно увидеть практически во всех в фильмах Григория Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна». Они неразрывно связаны с образом Любови Орловой. А назывались они по имени их изобретателя француза Марселя Грато. Они нагревались на углях и, конечно, очень вредили волосам. Сегодня мы имеем дело с модернизированными электрическими щипцами Марселя, так называемыми плойками с керамическими пластинами, щадящими волосы. В коллекции Эльдара вполне рабочие инструменты, он не пользуется ими, но обязательно опробует, чтобы понять, с чем сталкивались в работе его предшественники.

4 января Данил Маевский – биолог, художник, коллекционер – представил свою коллекцию растений. Он занимается коллекционированием с 12 лет. Он делит людей на тех, у которых «всё цветёт», и тех, у которых всё умирает. Те, у которых «всё цветёт», оборвав в чужом подъезде листик, умудряются вырастить полноценное растение. Готовясь к встрече, Данил узнал, что у его увлечения есть вполне официальное название – фитофилия. Первым экземпляром его коллекции стал литопс, который Данил приобрёл за сто пятьдесят рублей, сумму немыслимую для шестиклассника. К несчастью, литопс вскоре «умер», потому, что мальчик не знал, как за ним ухаживать. Но он не отчаялся и начал собирать растения самых разных видов и семейств.

Около двухсот растений разместилось на подоконниках в квартире, и все они требовали ухода. Впрочем, Данил говорит, что привык это делать автоматически, не задумываясь, так люди обычно чистят зубы. Гордостью его коллекции было собрание орхидей, более тридцати видов, и ещё около двадцати гибридов. Уже с детства Данил не хотел заниматься ничем другим. Он посещал экостанцию, занимался выращиванием растений, читал много книг, общался с такими же увлечёнными и по-хорошему сумасшедшими людьми, как он сам. Он сразу понял для себя, что увлечение его это, прежде всего, огромный физический труд, который не приносит серьёзных доходов. Но пандемия ковида в 2020 году подтолкнула людей, засевших дома, к выращиванию растений, и тогда Данила стали приглашать в качестве эксперта в кафе, офисы и к частным коллекционерам.

Сегодня Данил учится в магистратуре и занимается не просто растениями, а вовлечением их в арт-практики. А началось всё, вспоминает он, с крошки литопса. Конечно, коллекционировать живые растения очень трудно. Им нужно постоянное внимание. Вы не можете оторваться от них и уехать в отпуск, вы вынуждены их перепоручать кому-то очень ответственному, кому доверяете, как самому себе. Из-за этого он не стал поступать в МГУ, не мог бросить своих зелёных питомцев. Его увлечение не только энергозатратно, но ещё и весьма недёшево.

Но есть и положительные стороны. Растения преображают не только любой дом, но и всю вашу жизнь, считает Данил. Вы находитесь в постоянном наблюдении и, можно сказать, не принадлежите самому себе. Коллекционные растения – это большой бизнес. Есть растения, которые стоят по полмиллиона рублей и больше. И это актив, хотя иногда и очень сомнительный, именно потому, что живой. Данил утверждает, что ему достаточно взглянуть на растение, чтобы понять, что ему нужно. Иногда это трудно описать словами, но он находится в постоянном контакте со своими подопечными. Может говорить часами с ними и о них. Данил рад, что его увлечение растениями сегодня становится модным трендом. Он дал ряд практических советов, где покупать саженцы, как за ними ухаживать дома и в уральском климате.

Надежда Маценко – арт-лектор, художник, автор telegram-канала «Надежда в искусстве», коллекционер советских ёлочных игрушек – 5 января продолжила цикл встреч с коллекционерами. Во вступлении Надежда рассказала о людях особого замеса – коллекционерах. Коллекция самой Надежды – это история про СССР, про детство, про семейные и новогодние традиции. Сегодня её собрание насчитывает четыре сотни экземпляров. Все мужчины в семье Надежды всегда были военными. Семья много переезжала. Но где бы они не находились, в каких трудных условиях не жили, на Новый год всегда ставилась ёлка. И первые фотографии – у ёлки, и воспоминания, связанные с этим.

История ёлочных игрушек всегда связана с историей страны. Например, в начале 60-х в малогабаритных хрущёвках появились искусственные мини-ёлки и, соответственно, с наборами мини-игрушек. Надежда принесла игрушки и рассказывала историю появления каждой не только в индустрии ёлочных игрушек, но и в её семье, и в её коллекции. Обычно люди впечатляются рассказом Надежды и приносят ей свои ёлочные игрушки, просто чтобы сохранить их. Отдельный рассказ художник посвятила ватным игрушкам, которых в советское время было очень много. В библиотеке имени Белинского сохранились и теперь оцифрованы для широкого доступа книги по технологии изготовления таких игрушек, Снегурок и Дедов Морозов. Удивительный факт: ватным фигуркам придавал блеск раствор подкрашенной бертолетовой соли. У советских Снегурок и Дедов Морозов появился компаньон – румяный мальчик-Снеговичок – символ нарождающегося нового года.

Надежда рассказала о самых популярных ёлочных игрушках – «пеленашках» – детёнышах белого медведя, поросёнка или человеческого младенца в конверте. Делались они из канифоли и папье-маше. Особый сегмент ёлочных игрушек – картонные фигурки, сделанные из лейпцигского картона. У каждой игрушки свой канон и своё христианское значение. Картонаж получил распространение и в советское время. Слоны, мишки, попугаи – персонажи Филатовского цирка. Надежда рассказала историю блокадной ёлки. Взять её было неоткуда. Дедушка в одной семье нашёл выход, набил силуэт ёлки обойными гвоздиками на стену. На них повесили игрушки. И, о чудо! На дне коробке с игрушками обнаружили несколько подсохших шоколадных конфет. Даже в таких страшных условиях взрослые хотели порадовать и поддержать детей. Ёлки отменили в 1914 году в связи с Первой мировой войной, революция назвала ёлку буржуазным пережитком. На долгое время ёлка исчезла из обихода советских людей. Но в 1935 году ёлку вернули советской детворе. И сразу же пропаганда и идеология просочились в изготовление игрушек: появились тракторы и парашютисты, значки ОСОАВИАХИМА, царица полей – кукуруза, лыжники и фигуристы, коровки, свинки, сочные фрукты, грибы и овощи как символы изобилия и достижений народного хозяйства.

Марина Соколовская, руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина, 6 января рассказала о своей небольшой коллекции открыток. Открытки также отражали советские реалии и имели пропагандистское значение. И если в 30-е годы прошлого столетия они имели ещё несколько кустарный вид и выполнялись на фотобумаге, то в 50-е наступает настоящий открыточный бум. С наступлением оттепели люди вздохнули свободней, и у них появилась потребность в открытых посланиях друг другу. В сюжетном центре таких открыток – ребёнок, детство, семья, детские забавы. Даже лениниана фокусируется вокруг изображения Ленина в детстве. И это целый пласт советских открыток.

Позднее в открыточный дизайн начинает проникать потребительская культура, аскетизм сменяется культом изобилия. Открытка воспитывает, утверждает Марина Соколовская, открытка демонстрирует ребёнку норму поведения и распределение гендерных ролей. Исходя из сюжетов на открытках, мы понимаем, насколько важно в это время умение что-то делать своими руками, быть помощниками в своей семье, осваивать технику. Отдельная тема – школа, получение знаний, помощь старшим и младшим членам семьи. Сначала это рисованные изображения, но со временем появляются постановочные фотооткрытки.

Ещё один любопытный аспект открытки – её обратная сторона – переписка между людьми, отражающая надежды и чаяния советских людей. Марина зачитала некоторые тексты, обращая внимание слушателей на отдельные нюансы, условности и нормы общения.

Открытка не только поздравление, но и письмо, где сообщаются самые интимные вещи. Встречаются и стихотворные послания, характерные более для 70-х и 80-х годов. Рукописные послания на формализованных открытках цепляет нас больше, чем готовые тексты, напечатанные на современных открытках. Сейчас бумага и практика письма исчезают из нашей жизни, и мы не понимаем, насколько можно быть откровенным в этих открытых посланиях. В конце встречи Марина подготовила вопросы для своих слушателей. Получили сувениры, наборы ёлочных игрушек, а также билеты в музей и арт-галерею самые внимательные из них. Слушатели безошибочно определили, что какое-то время и Наина Ельцина собирала открытки с фотографиями артистов.

Все открытки, о которых рассказывала Марина Соколовская, можно было посмотреть и потрогать.

В Рождество, 7 января, Борис Кошелев – историк, старший научный сотрудник Музея радио, коллекционер музыкальных пластинок – рассказал гостям Ельцин Центра о своём частном собрании, которое он намерен передать в музей. Он приготовил виртуальную экскурсию по Музею радио, рассказал о фонографе – первом звукозаписывающем устройстве, и «прошёлся» по советским звукозаписывающим и звуковоспроизводящим устройствам. Слушатели заглянули в Отдел пластинок, в запасниках которого хранится четырнадцать тысяч экземпляров. Борис Михайлович рассказал, что первую запись создал учёный-изобретатель Томас Эдисон на пластинке из фольги. Это было стихотворение про белую овечку, которая как хвостик бежит за девочкой Мэри. Этот музыкальный валик существует до сих пор.

Эдисон продвигал своё научное изобретение вовсе не для развлечения, предлагал методом звукозаписи изучать языки и сохранять голоса великих людей. Так, он записал голоса Бисмарка и короля Георга VI. Как известно, фонографом обладал граф Лев Толстой. Голос его записывался на воск и, кстати, сохранился до сих пор. Ошибка Эдисона была в том, что он не признавал грампластинку как звуковой носитель и продолжал делать записи на валиках вплоть до 1912 года.

Победила, однако, грампластинка. Она быстро получила распространение. Лектор воспроизвёл граммофонные записи голосов Блока и Маяковского. Первый граммофон создал Эмиль Берлинер. Он же изобрёл микрофон. Эдисон судился с Берлинером за название изобретения. Можно сказать, что путь звукозаписывающих устройств был тернист. Много лет Берлинер искал вещество, пригодное для звукозаписи. Сначала это был шеллак. Затем винилит – предок современного винила. Первая долгоиграющая пластинка появилась в СССР в 1951 году, на три года позже чем в Америке. Стереозвук появился в нашей стране с опозданием на десять лет. Лектор напомнил про существование музыки на «костях», записи на рентгеновских пластинках/плёнках. Несколько таких образцов Борис Кошелев передал в дар Музею Бориса Ельцина. Идея гибких пластинок использовалась потом в музыкальных приложениях к журналам. Все помнят синие миньоны журнала «Кругозор». Слушатели долго не отпускали Бориса Михайловича, задавали вопросы и просили показать, как работает окопный патефон-малютка.

Рядом с «Гостиной под абажуром» в своп-гардеробной другие горожане с большим азартом в дни новогодних каникул обменивались книгами, сувенирами, одеждой, обувью, предметами искусства и быта, обновляя свои домашние коллекции, избавляясь от всего ненужного для них и даря этим вещам новую жизнь.

Уютный оранжевый абажур – младший брат того, что вошёл в коллекцию современного искусства Третьяковской галереи – оставят в Ельцин Центре. Уж очень он пришёлся горожанам по душе.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.