Время в пути. История Екатеринбургского метро

15 января 2020 г.Татьяна Филиппова
Время в пути. История Екатеринбургского метро

22 декабря 1994 года в Екатеринбурге открылись сразу две станции метро – «Динамо» и «Площадь 1905 года». Музей Бориса Ельцина подготовил точечную экскурсию «Время в пути. История Екатеринбургского метро». Метро связало прямым маршрутом городские север и юг.

Торжественный митинг по случаю открытия метро состоялся. 26 апреля 1991 года. Это была последняя, тринадцатая система метрополитена, открытая в СССР и шестая в Российской Федерации. Введённые в эксплуатацию на тот момент три станции были внесены в книгу рекордов Гиннесса как самый короткий действующий метрополитен в мире.

Впервые о метро в городе заговорили всерьёз в 1967 году, когда на Эльмаше, в роддоме №23, появился миллионный житель – Игорь Кузнецов. Тогда же появились и планы строительства свердловского метро.

Согласно Генеральному плану развития Свердловска, к 2000 году планировалось ввести в эксплуатацию 47 километров подземки, соединяющей пять районов города. Но такие решения принимались только в Москве. Вот тут и сыграл главную «двигательную» роль Борис Ельцин. Он добился положительной резолюции Леонида Брежнева, а вслед за ним одобрения членов политбюро.

Экскурсию провела научный сотрудник музея Рамзия Галеева. Экскурсия началась у телефонного аппарата высокочастотной связи, которая в то время была наиболее защищенной. На диске уникального экспоната из Свердловского обкома КПСС 80-х годов, представленного в экспозиции «Лабиринт истории ХХ века», подробная инструкция: «Подними трубку и послушай. Чтобы набрать номер ВЧ 2-91, крути диск до остановки». Аппарат служил для круглосуточной правительственной связи первого секретаря Свердловского обкома с генеральным секретарем ЦК КПСС.

Борис Ельцин вспоминал, как созвонился с Леонидом Брежневым:

«Ну, давай, приезжай!» – сказал он. Я, зная стиль его работы, подготовил записку, чтобы ему оставалось только наложить резолюцию. Переговорили 5–7 минут – это был четверг, последний день его работы. В пятницу он обычно уезжал в Завидово. Резолюцию он сочинить не мог. Сказал: «Давай диктуй, что писать». Я продиктовал: «Ознакомить Политбюро, подготовить проект постановления о строительстве метро в Свердловске». Он расписался, отдал мне бумагу. Но зная, что даже при этом документы терялись, пропадали, я попросил: «Пригласите помощника и дайте ему поручение, чтобы он зарегистрировал документ и официально оформил поручение». Помощник забрал бумаги, мы попрощались, и скоро Свердловск получил решение Политбюро о строительстве метро».

На сегодняшний день в Екатеринбурге существует только одна линия метро, которая состоит из девяти действующих станций. Их протяжённость составляет 13,8 километра. Средняя скорость передвижения составов – 40 км/ч. Следует отметить, что доля метро в общегородских перевозках составляет 25%. Суточный пассажиропоток – 170 000 горожан в будни и 90000 в выходные дни.

Строительство свердловского метрополитена, начавшееся в 1980 году, приняло на себя всю тяжесть экономических реформ Перестройки. В период экономического спада 90-х строительство замедлилось, и метро связало лишь район Уралмаша с Центральным железнодорожным вокзалом. В середине 90-х добавились новые участки – станции «Динамо» и «Площадь 1905 года», которые позволили удвоить протяжённость ветки. Станция «Геологическая» была открыта в 2002 году. «Ботаническая» – в 2011 году. На её открытие приехал президент РФ Дмитрий Медведев. Последняя, девятая станция – «Чкаловская» –открылась в июле 2012 года.

15 февраля 1996 года Екатеринбургский метрополитен посетил Борис Ельцин. Президент не мог обойти вниманием своё детище. Городские и областные газеты писали: «Президент одобрил, что не забыли уральский камень при отделке станций. Неформальное общение с земляками возникало на всем пути следования. От метростроевцев президент получил в подарок настольные часы из малахита. Он высоко оценил, что работа выполнена не ювелирами, а именно умельцами, которые облицовывали стены станций».

В отделке станций применялись уральские мрамор и гранит. Сметная стоимость первой очереди (трёх станций) составляла 205 миллионов рублей.

Любопытно, что в 80-е годы в проектировании интерьеров станций метро участвовал музыкант Вячеслав Бутусов – лидер культовой группы «Наутилус Помпилиус». Тогда он был выпускником Свердловского архитектурного института, делал чертежи облицовки колонн для самой первой станции «Проспект Космонавтов». Он же вычертил буквы названия станции «Уралмаш». Станция «Проспект Космонавтов» оформлена согласно космической тематике: чёрный мрамор, вкрапления цветного камня, похожие на созвездия; отполированный до зеркального блеска металл колонн; люстры, напоминающие сопла ракет. Ельцин лично курировал оформление станций. На обсуждении эскизов он подчеркивал, что оформление должно быть не слишком дорогим, но строгим и обязательно из местных материалов.

В архивах первого в России Президентского центра сохраняются записи повесток дня, из которых следует, что первый секретарь обкома КПСС Борис Ельцин лично курировал все этапы строительства метро. Он был хорошо знаком с вопросами финансирования.

Администрация Свердловской области Страхов А. Письмо с информацией о пуске первой очереди Екатеринбургского метрополитена

Экскурсия об истории Екатеринбургского метро

Ещё один экспонат в витрине музея – объявление о встрече Бориса Ельцина со студентами высших учебных заведений во Дворце молодежи в мае 1981 года – свидетельствует об этом. В течение пяти часов Борис Ельцин отвечал на вопросы студентов и преподавателей. Всего более 900 вопросов. Одни из первых, касающиеся метро, сгруппированные в один блок: о строительстве, о сроках, о районах, через которые пройдёт линия метро, о названиях станций и предполагаемой отделке.

Отвечая на вопросы зала, Ельцин был конкретен в цифрах и датах, и поэтому, как всегда, убедителен.

Сегодня метро кажется нам привычным. Его история – неотъемлемая часть истории города. Горожане продолжают мечтать о метрополитене, охватывающем весь Екатеринбург. Заявки на проведение Всемирной выставки ЭКСПО-2025 включали планы на расширение метро.

Новая ветка должна связать восточные и западные районы города.

Но не все считают строительство нового метро целесообразным – в силу глубокого залегания скальных пород это дорогостоящий и поэтому экономически неоправданный проект.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.