В репетиционной аудитории театральной платформы «В Центре» прошел предварительный показ спектакля в постановке Семена Серзина «Война, которой не было» по чеченским дневникам Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке». Премьера в Ельцин Центре в Екатеринбурге – 4 марта.
В спектакле участвуют всего три актера: Екатерина Соколова, Дмитрий Зимин и Иван Попов. И все же действие больше похоже на моноспектакль – на сцене постоянно находится только одна актриса. Повествование идет от первого лица.
Мужчинам принадлежит гитарный перебор и несколько реплик.
На импровизированной сцене, среди обломков, на стуле в белом девичьем платье, уже знакомая театралам Ельцин Центра по другим спектаклям, Екатерина Соколова в роли девочки-подростка. Она прочитывает день за днем, страницы дневника Полины Жеребцовой. Первая запись появляется в апреле 1994 года.
Девочка пишет: «Здравствуй дневник!» Ничего не предвещает беды.
Потрясение начинается с пронзительных кадров довоенного Грозного – большого, зеленого города с милыми кавказскими особнячками и новостройками, похожими на тысячи советских новостроек. Мы видим лица стариков и детей, красивых женщин, народные пляски, звонкую чеченскую песню. Чистое, ясное небо. Заснеженные вершины кавказских гор. В каждом кадре солнце.
Потом экран гаснет. На нем отбиваются только даты.
И снова страницы дневника. Но теперь в них – боль, страх, ужасы и тяготы войны. Сквозь отчаяние и недоумение проскальзывают воспоминания мирного времени – внимание мальчиков, ссоры с девочками, отношения с соседями и одноклассниками – эмоции и впечатления мирного времени – наивные, сумбурные, милые.
Их корректирует война, которая не прекращается даже во время перемирия – война в мыслях, переживаниях, разговорах.
Не простое по восприятию театральное действие. Минимум декораций: стул и куча строительных обломков. Одна актриса. Полумрак. И только даты-даты-даты, которые ты пытаешься, но не можешь вспомнить, потому что они не коснулись тебя лично.
Тем страшнее примерять эти картинки на себя. И особенно страшно от того, что эта исповедь принадлежит девочке-подростку. Простыми детскими словами она описывает будни мирного населения в зоне военных действий. Постоянно хочется есть. Рядом погибают люди. Страх неизвестности не дает уснуть. День и ночь сравнялись в хаосе войны. Полина и ее чеченский друг всерьез думают о том, что они умерли и все что с ними происходит, уже не может им навредить.
Так много вокруг ушло в небытие, что девочке кажется, эту брешь ничем не залатать, через нее утекают человеческое тепло и сама жизнь. Так страшно, что временами ей кажется, что все это дурной сон, но нет сил проснуться.
Спектакль заканчивается песней-плачем, более похожей на камлание. Ее виртуозно исполняет Катя Соколова. Все очень понятно: прошлого не вернуть, близких и родных не вернуть, как не вернуть детство и веру во все хорошее. И совершенно непонятно, как с этим жить?!
В завершение странно выглядит с высоты птичьего полета – новый Грозный, город-праздник, гигантские небоскребы из стекла и бетона, возведенные заново мечети и минареты, фонтаны, широкие проспекты, сверхмощная ночная иллюминация…
Мы давно живем в мирное время, но каждый день должны помнить, какую страшную цену заплатили за мир.
До или после спектакля по билету на него можно будет посетить экспозицию в музее «Чеченская трагедия».