В Президентском центре Б.Н. Ельцина 13 сентября прошла панельная дискуссия на тему «Война. Память. Справедливость», а также состоялось торжественное открытие фотовыставки «Самые уязвимые… детям Первой мировой посвящается», разместившейся в Образовательном центре Ельцин Центра.
В дискуссии приняли участие представители Международного Комитета Красного Креста, российской и зарубежной юридической общественности, системы здравоохранения. Разнообразный состав участников не случаен: в ходе дискуссии такой важный для современного общественного сознания аспект, как память о войнах, был рассмотрен с разных сторон.
– Символично, что мероприятие проходит в Екатеринбурге, где особенно заметен процесс формирования постконфликтной памяти, прежде всего, о мировых войнах, – сказал модератор дискуссии, к.ю.н., доцент кафедры международного и европейского права УрГЮА Юрий Безбородов. – Во время Великой Отечественной войны детей эвакуировали именно на Урал (но не только сюда), так же, как и произведения искусства. Здесь жила известная балерина Майя Плисецкая, отсюда выходил в эфир диктор Юрий Левитан. В ходе дискуссии мы сформируем базу для рефлексий на военную проблематику.
– Международное право находится, можно сказать, в точке исчезновения, – отметил экс-президент Института международного права (Женева), почетный профессор Таллинского университета, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Рейн Мюллерсон. – Международное право развивалось в 90-е годы благодаря международным уголовным трибуналам, но оно постоянно нарушается. Сегодняшнее мероприятие имеет большое значение для укрепления международного права.
Помимо правового аспекта, связанного с международными вооруженными конфликтами, в ходе дискуссии обсуждались и психологические последствия войн.
– Психологические травмы – очевидная гуманитарная проблема, долгое время не было понимания, что солдаты от них страдают, – подчеркнул модератор дискуссии, главный редактор Международного журнала Красного Креста, руководитель программы и отдела «Форум по праву и политике» Винсент Бернар. – В основном заходила речь о здоровье солдат и об их питании, однако важно не только накормить людей, но и помочь им справиться с психологическими травмами, разобраться с коллективной и индивидуальной памятью, травмирующими воспоминаниями. С этими воспоминаниями долгие годы живут жертвы и свидетели конфликта, их родственники. Этих людей миллионы, и им сложно забыть те ситуации, в которых они оказывались.
– Российские психиатры времен Крымской войны выделяли синдром участника артиллеристской канонады, также отмечался синдром участника рукопашного боя, – продолжил психолог Сергей Ениколопов. – Вьетнамская война дала толчок к постановке диагноза посттравматического стрессового расстройства, потому что выяснилось, что ветераны этой войны часто попадают в тюрьмы, совершают суициды и употребляют наркотики. Со многими ветеранами Афганской войны происходило нечто подобное.
По словам Ениколопова, синдром свидетеля травмирующей ситуации незаслуженно мало изучается. Так, психологи исследовали состояние москвичей, которые наблюдали по телевизору террористический акт на Дубровке, связанный с захватом заложников: 21 процент зрителей страдали от посттравматического стрессового синдрома, несмотря на то, что их родственники и знакомые не имели никакого непосредственного отношения к произошедшему. У свидетелей травмирующей ситуации, отметил спикер, отмечаются раздражительность, бессонница, порой разрушается картина окружающего мира: люди перестают относиться к миру как к доброжелательному, справедливому, осмысленному и контролируемому, а к себе как к человеку, который может планировать будущее и договариваться с другими.
Поднималась в ходе мероприятия и тема военных архивов.
– Прошедшие в ХХ веке мировые войны и локальные конфликты затронули судьбы миллионов людей в России и за рубежом, – рассказал д.и.н., профессор УрГЮА Владимир Мотревич. – В Свердловской области примерно две тысячи архивов, в каждом из них хранятся документы, в той или иной степени связанные с войнами. Хранят архивы и данные о военнопленных. Через лагеря для военнопленных времен Второй Мировой войны прошли свыше 20 млн человек. В Екатеринбурге есть уникальный архив – Государственный архив административных органов Свердловской области, это 26 тысяч следственных дел. Среди них – фильтрационные документы военнослужащих, призванных в Свердловской области и попавших в плен, немецкие учетные карточки, фотографии и многое другое.
Кроме того, до конца 80-х годов, отметил спикер, все материалы, связанные с иностранными гражданами, были строго засекречены, часть документов до сих пор хранятся в региональных архивах.
– Наибольший интерес вызывают материалы о захоронениях иностранных граждан на территории России, – продолжил Владимир Мотревич. – По официальным данным, на территории СССР умерли 580 тысяч иностранных граждан, думаю, эти данные занижены. Долгое время эту проблему не признавали. Только в начале 90-х в результате соглашений иностранные государства получили возможность благоустройства воинских захоронений, при необходимости осуществить эксгумацию останков.
В свою очередь, сотрудник отдела по связям с общественностью региональной делегации Международного Красного Креста в Российской Федерации, Белоруссии и Молдавии Вероника Выборнова рассказала присутствующим о фотографических аспектах памяти. Наглядное подтверждение значимости этого – фотовыставка «Самые уязвимые… детям Первой мировой посвящается», которую открыли руководитель департамента программ и общественных связей Ельцин Центра Денис Корнеевский и Вероника Выборнова.
Главные герои выставки – дети, наиболее невинные жертвы Первой мировой войны. Маленькие беженцы, эвакуированные, узники, обитатели интернатов в России, США, Франции, Германии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, Португалии – всех их объединяет одно. Страдание. Беспомощность. Ощущение потерянного и непрожитого детства. Среди героев фоторабот – семья императора Николая II, расстрелянная в Екатеринбурге. Известный факт – императрица Александра Федоровна и юные великие княжны занимались благотворительностью, помогали пострадавшим в ходе войны, посещали лазареты, готовили бинты. А великая княгиня Елизавета Федоровна инициировала создание общежития для мальчиков-добровольцев, возвращавшихся с поля брани. К слову, это стало одним из фотофактов выставки. Работы фотографов в основном датированы 1915–1917 годами.
Если подытожить выступления участников мероприятий: война – не только трагедия для участников и жертв, но и огромный блок информации к размышлению – для потомков свидетелей событий.