В Ельцин Центре в Екатеринбурге 22 ноября открылась выставка «Власть без ретуши», где можно увидеть лишённые официоза, наполненные жизнью и искренностью фотографии политиков 90-х. Автор этих снимков – фотокорреспондент газеты «Московские новости» Алексей Сазонов, который в те годы работал в кремлёвском пуле.
Выставка, на которой представлены фотографии из Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина, состоит из двух блоков. Первый – политические портреты, второй – жанровые снимки, в которых автор работает с говорящими деталями и выразительными композициями. Завершает экспозицию изображение, ставшее визитной карточкой Сазонова, – первый российский президент, прощаясь, машет рукой из уходящего поезда.
На открытии выставки её куратор, первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень, которая в 1992–2005 годах занимала пост первого заместителя главного редактора «Московских новостей», рассказала об авторе представленных фотографий и многолетней совместной работе с Сазоновым.
– С Алексеем мы работали с 1992 года и до конца 90-х – это было счастливое время для российской журналистики. В «Московские новости» он пришёл начинающим фотокорреспондентом. Сначала работал как репортёр «в поле»: ездил в горячие точки, снимал акции протеста и шахтёрские забастовки – всё, что составляло уличную политическую жизнь 90-х годов. А потом со своим отношением к репортажному снимку как искусству попал в кремлёвский пул. И оказалось, что и там, снимая серьёзных людей «при галстуках», можно работать совершенно иначе.
На выставке можно увидеть блоки фотографий известных российских политиков эпохи 90-х: Бориса Ельцина, Михаила Горбачёва, Егора Гайдара, Виктора Черномырдина, Бориса Немцова, Юрия Лужкова, Евгения Примакова. Сделанные в разные годы, в самых различных ситуациях и ракурсах снимки Алексея Сазонова удивительным образом угадывают и передают зрителю особенности характера официальных лиц государства того времени.
– Дух свободной журналистики захлестнул и фотокорреспондентов кремлёвского пула, которых с лёгким пренебрежением называли «паркетники». Но Алексей Сазонов оказался совсем не паркетным паркетником. Наверное, поэтому политики на его фото мало чем отличаются от других героев его репортажных съёмок. Такие же люди, просто работают в Кремле.
По словам Телень, Сазонов был удивительно талантливым человеком и высококлассным фоторепортёром. У него был «глаз», умение заранее придумать сюжет, он мастерски работал с деталями и улавливал характеры. Но при этом Алексей был очень требователен к себе – всегда считал, что не дотянул, не доделал, не доработал.
Сюжет фотографии, где Борис Ельцин машет на прощание рукой из уходящего поезда, был заранее придуман Сазоновым. Он был уверен, что наступит время и первый российский президент уйдёт с высокого поста, поэтому ему для съёмки нужен был именно уезжающий Ельцин. Практически целый день осенью 1995 года он провёл на вокзале в Рязани, чтобы сделать свою главную фотографию, которая в момент добровольной отставки Ельцина была напечатана не только в «Московских новостях», но и многими другими изданиями.
Выставку работ Алексея Сазонова открывает блок фотографий, названный «Смотрите, кто пришёл», а завершает – «Уйти вовремя». Жанровые фотографии также объединены в серии «По парам», «Глаза бы не смотрели», «В игре», «Под флагом», «Приехали». Первая в блоке снимков «Говорящие ноги» – очень тёплая и трогательная фотография Геннадия Зюганова, где он сидит у себя дома в носках, а перед ним – коврик.
– Алексей никогда не снимал парадных фотографий – он этого не любил. Если его герои оказывались запечатлёнными в каких-то иронических ракурсах, то это всегда делалось беззлобно. Когда он принёс свою фотографию Зюганова в газету, все согласились, что она достойна первой полосы. И мы её там напечатали. После чего Зюганов наотрез отказывался давать интервью корреспондентам «Московских новостей», а с Сазоновым долгое время не разговаривал. Это был единственный такой случай, другие герои относились к работам Алексея с пониманием и никогда не обижались.
Алексей Сазонов ушёл из жизни в 2021 году, не дожив до 60 лет. В последние годы он пытался собрать свой архив, но так и не успел это сделать. Семья Сазонова передала его работы Архиву Президентского центра Б.Н. Ельцина, где в течение двух лет наследие известного фоторепортёра было тщательно исследовано. В итоге появилась персональная выставка «Власть без ретуши».
– Я очень хочу, чтобы вы внимательно посмотрели эти фотографии, потому что в них есть и фотограф, и его эпоха, и журналистика того времени, и редакторы, которые выбирали именно такие фотографии, ставили их в газету, не визируя героев, не боясь, что их вызовут на ковёр, – отметила в конце церемонии открытия Людмила Телень.
Выставка фотографий Алексея Сазонова «Власть без ретуши», расположившаяся на первом этаже Ельцин Центра в холле кинозала, будет работать до 2 марта. Вход свободный.