Владимир Вишневский: «В 90-е я вырвался из эзопова языка»

27 февраля 2020 г.Татьяна Филиппова
Владимир Вишневский: «В 90-е я вырвался из эзопова языка»

В Ельцин Центре 15 февраля состоялся творческий вечер поэта, сатирика, шоумена Владимира Вишневского.

Вишневский – один из наиболее цитируемых современных поэтов. Его одностишия давно разобраны на цитаты и стали частью народной разговорной культуры. Он – автор более 20 книг. Его выступления становятся одновременно интеллектуальными шоу и сеансами «стихотерапии».

Вишневский – действительный член национальной Российской академии музыки, Евразийской телеакадемии и российской Академии юмора, лауреат профессиональных премий «Золотое перо России», «Венец», «Золотой Остап» и национальной премии «Любовь народная».

С уральской столицей его связывают особые отношения. В 90-е годы Владимир печатался в журнале «Mixmag: Культура сегодня», который издавался в Екатеринбурге. Дружил с Ильёй Кормильцевым. Дружит по сей день с основателями и авторами уникального журнала «Красная бурда». Здесь проходили его первые концерты.

– Пережив компактную, но емкую экскурсию, хочу сказать большое спасибо хозяевам, которые успели провести меня по музею. Невозможно не вспомнить 90-е годы, которые сегодня многие ругают, и не отсалютовать легендарному времени и Борису Ельцину. Вспомните, какие стихи писались в то время? Задолго до августа 1991 года в совершенно бытовой ситуации написал строчки, которые потом видел на плакатах у Белого дома. «Роняю ключ, прижав к груди буханки. Вот так войдёшь домой, а дома танки!». Или такие стихи: «Как в консерватории на пиру созвучий скрипачи заспорили, чьи бандиты круче». И вот ещё: «Блефую на курортном фото и симулирую успех. Не делай вид, что от дефолта ты пострадал сильнее всех».

Фрагмент выступления Владимира Вишневского в Ельцин Центре

Владимир Вишневский припомнил и прочёл много ранних одностиший, которые вполне актуальны и сегодня. Их узнавали, им аплодировали.

От «лихих 90-х» автор перешел к «тучным нулевым» и вечным российским темам: русские женщины, отношения полов, внезапно наступившая зима, футбол. Последний, сказал сатирик, тема мистическая для России: «Когда б мы попадали в створ ворот, совсем иначе жил бы наш народ!»

Рассказал о давних, тёплых отношениях с Валентином Гафтом, чьим мнением поэт очень дорожит. Он прочитал любимые строчки актера из своих одностиший его же хриплым голосом: «Я помню всех, кто не перезвонил!», «При входе в рай мне продали бахилы!».

Целый раздел заняли цитаты на все случаи жизни: «А я вас не узнал без санитаров?», «Без галифе вам лучше не храбриться!», «О, как внезапно кончился диван!», «Всё, уходи, а то сейчас привыкну!».

Некоторые одностишия вызывали гомерический хохот: «Семнадцать лет, как молодой поэт, а тридцати семи всё нет и нет…».

Вечер сатирика превратился одновременно в стихо- и смехотерапию. Поэт оставил время для вопросов.

Завершила творческий вечер автограф-сессия. Зрители могли приобрести подписанные и подписать собственные томики Владимира Вишневского.

Владимир Вишневский - о Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

Как и многие гости Ельцин Центра, поэт посетил Музей Бориса Ельцина и поделился своими впечатлениями.

– Впечатление от музея даже более сильное, чем я ожидал. Говорю без всякой интеллигентной готовности похвалить креатив и гостеприимство хозяев. Конечно, я много слышал про музей, тем более, что многие мои друзья, земляки-москвичи, собратья по эпохе были причастны к его созданию. Но при этом не знал, что дружественный мне человек и один из любимейших режиссеров Павел Лунгин имеет к этому отношение. Вижу, что это серьёзная режиссёрская концепция. Мне нравится воплощение. Всё художественно и адекватно, как это часто бывает, когда искусство правдоподобнее реальности. В данном случае нет преувеличения. Особенно на фоне того, что всё более поляризуется мнение о ельцинской эпохе. Я, в какой-то степени, считаю себя её продуктом. И при этом у меня ко всему свое отношение. Считаю, что такой музей должен был быть в Екатеринбурге. И то, что он так креативно выполнен – это правильно. Он живой, это главное.

– Вы ощутили эффект погружения?

– Вполне ощутил. Были какие-то очень живые моменты. Например, 1993 год. Я был там, но здесь испытал больший эффект, чем сами события. Ещё один момент погружения – речь Бориса Ельцина в 1987 году. Очень хорошо сделана стена оппонентов. Тех, кто тогда не мог принять его заявление. Я ещё подумал с улыбкой, что это была не просто предыдущая эпоха, а пред-предыдущая. Ещё не было сетевого выражения «мем», но сам мем уже был, высказанный устами Лигачёва: «Борис, ты не прав!». Поэтому какие-то вещи сквозь призму продвинутости, не лично моей, а поколения, воспринимаются и помогают осмыслить масштаб сдвига, который не мог не быть болезненным, что сегодня всячески муссируется теми, кто склонен зачеркнуть достижения 90-х. Стало принято их корыстно ругать, говорить: «Лихие 90-е!». При этом забывают, что Ельцин – знаковый для эпохи человек. С чем сравнить? Вспоминается Эрнст Неизвестный, которого Хрущёв и карал, и наказывал, но именно он делал ему надгробный памятник. Из двух красок – чёрной и белой. Это метафора, которая позволяет завершить ответ на вопрос.

– Чем для вас стали 90-е, как отметились в вашей биографии?

– Как не печатавшийся и не выпускавший книги поэт, я должен быть благодарен Горбачёву, а потом Ельцину. В 90-е я смог состояться благодаря своим стихам. Благодаря тренду однострочной поэзии, который создал. Действительно, было воодушевление. Ельцин символизировал свободу или иллюзию свободы, которая постепенно сходила на нет. Но всё-таки она была. У меня о 90-х были такие строчки:

Любви такой добиться должен ты,

Народной в идеале,

Чтоб и крутые, и менты

Тебя в обиду не давали.

Я купался в некотором обожании, уважении и одобрении самых полярных сил. И чувствовал себя в безопасности, как ни странно.

– И шутили без опаски?

– Я вырвался из эзопова языка, хотя эзопов язык имеет свою прелесть. Так же, как эротика поэтичнее, чем порнография. И нет ничего скучнее, чем нудистский пляж. Всегда лучше что-то оставлять в подтексте.

– Эпоха давала пищу для размышлений?

– Конечно. Даже тот несчастный дефолт, который меня задел. Он дал стихи, которые до сих пор известны. Трудное счастье осваивать мир вербально оттуда проистекает. Там подтвердилось моё скромное предназначение и счастье не заниматься вынужденный деятельностью, сколько бы за неё не платили. У меня есть такая возможность в отличие от многих моих коллег. За это приходиться платить непрямой налог в виде неприятностей и жизненных испытаний. За свободу и возможность заниматься тем, что умею и люблю, я тоже плачу налог.

– В ваших одностишиях много сарказма.

– Я пишу не только одностишия. В антологию поэзии я вошёл как лирик. Сарказм есть, но он не доминирует. И разве жизнь сегодняшняя не заслуживает сарказма? Я против стёба над всем. Есть вещи, над которыми сам никогда не буду смеяться и других не одобрю. Даже по понятиям 90-х они не проходят. При этом, черный юмор если он со вкусом и чувством меры, могу одобрить. Я всегда говорил: «Пусть лучше чёрный юмор будет в словах, чем в жизни!». Человек, который все время шутит, так же скучен, как тот, который всё время бьёт чечетку. Не надо шутить над всем и непрерывно. Если ты драгоценно пошутишь, со вкусом, то это хорошо. Но шутить постоянно – это утомляет.

– Чаплин говорил, что все ждут от него юмора, а между тем он мрачный человек.

– Это плата за то, что люди тебя идентифицируют со смешным и радостным. Не раздражайся! Тобой занимаются. Поблагодари за это. Есть масса людей, которые занимаются вынужденной деятельностью. Никогда, никого не надо обижать. Как-то въехал не в те ворота, и мне охранник говорит: «Ты ко мне приезжай, у меня здесь столько юмора!». Для меня это и трогательно, и ценно. Польский поэт Леопольд Стафф написал: «Когда, увенчанный короной, ты восседаешь в зале тронной – Заплачь!.. Чтоб не заплакать смог, когда, покинув сей чертог, презрен, убог, возьмешь суму и будешь нищ в чужом дому…». У меня были случаи, когда жизнь ставила меня на место. Я это осознаю и ценю.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.