В Арт-галерее Ельцин Центра 19 апреля открылась персональная выставка уральского художника Владимира Селезнёва «Иногда кратчайший путь – самый длинный». Экспозиция наиболее полно представляет работы, созданные за последние двадцать лет. А 17 мая художник провел авторскую экскурсию по своей выставке.
Название выставки отражает сложный процесс становления художника. На открытии Владимир рассказал о том, что стать художником мечтал ещё с детства. Однако воплощение мечты отодвинулось на несколько лет, на которые пришлись учёба в нескольких институтах, служба в армии и работа сварщиком на заводе. Только в двадцать четыре года он поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. В 2002 году в своей дипломной работе он обозначил ключевые направления, которые продолжает развивать в художественной практике и сегодня. Это взаимодействие искусства и городской среды, психология работы в группе и мифы в искусстве.
Владимир Селезнёв – не только художник, но и куратор художественных проектов. За плечами у него организация и участие в проектах арт-группы Zehr Gut, Центра действия «Н.О.Г.А.», кураторство в проектах Уральского филиала государственного Центра современного искусства. Кроме того, Владимир – номинант на всероссийскую премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства»–2012, номинант на премию Кандинского в номинации «Проект года»–2013. Его произведения находятся в коллекциях Нижнетагильского музея изобразительного искусства, Государственного Центра современного искусства в Москве, Музея современного искусства ПЕРММ, в Stadt-galerie в Германии. С 2014 года он преподает в Российском государственном профессионально-педагогическом Университете на кафедре арт-дизайна.
17 мая художник провел авторскую экскурсию по выставке «Иногда кратчайший путь – самый длинный». Живопись на выставке представлена сериями «Урал параллельный» и «Бокс-2014». Видео-арт – работой «Закат конструктора Бархатова» и работами группы Zehr Gut. Фотоколлажи – проектом «Неизвестные памятники». Графика – циклом «Страницы из вырванных книг».
Экспозиция начинается с натальной карты художника, сделанной профессиональным астрологом по трем параметрам: дате, времени и месту рождения. Владимир считает себя фаталистом, и то, что рассказал астролог, оказалось стопроцентным попаданием в его биографию. Осознание собственного признания пришло довольно поздно, но все, что происходило до поступления на «худграф», так или иначе оказалось полезным. Владимир прокомментировал свою дипломную работу, сделанную в соавторстве с Иваном Снегирёвым и Евгением Гольцовым.
– Конечно, это был нонсенс для «худграфа», – рассказал Владимир, – защищать диплом по темам, которые нам не преподавали. Кураторы ждали от меня скульптуру, а от моих соавторов – живопись. Мы же принесли на защиту компакт-диск с инсталляциями и видео-артом. Кстати, на защите получили высший балл и похвалу.
Художники стали легендами нижнетагильского «худграфа». Спустя много лет на факультете помнят образованную ими группу Zehr Gut (в переводе с немецкого – очень хорошо, – ред.).
Гипсовые маски, сделанные для дипломной работы, до сих пор находятся в студенческом общежитии. На фотографиях – тысяча слепков, которые участники группы снимали со своих лиц и вывешивали на фасаде заброшенного здания демидовской эпохи.
Наиболее любопытной оказалась следующая работа в жанре видео-арта: «Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии». Расположенная на полу, она сразу привлекает внимание посетителей. Ее просматривают от начала до конца еще и еще раз. Экскурсанты наблюдают за городскими птицами, которые невольно стали участниками перформанса. Для них на снегу из семечек выложены портреты авторов. Портреты исчезают по мере того, как птицы съедают семечки. Действие на картинке буквально завораживает зрителя. Произведение выдержало проверку временем. Его регулярно экспонируют на всевозможных выставках по видео-арту в России и за рубежом.
Выставка логически разделена на две зоны. Это две противоположные стены выставочного пространства. На одной – реальность, которая преломляется с участием автора. На противоположной стене – документальная реальность, отраженная художником.
Серия работ «Неизвестные памятники» появилась уже после того, как группа Zerh Gut перестала существовать. Владимир переехал в Екатеринбург. В этой серии художник водрузил на пьедесталы известных памятников фарфоровые фигурки из домашней коллекции двоюродной бабушки, которые окружали его в детстве. Это глубоко личный проект. С ним произошла интересная история: на телевидении появился сюжет о том, что молодой уральский художник готовит проект по замене памятников. Такое заявление вызвало широкий резонанс. Дело дошло до абсурда, когда на центральной площади начали опрашивать горожан, не хотели бы они, чтобы место вождя революции заняла, например, Хозяйка Медной горы.
Владимир говорит, что это тот самый случай, когда проект вдруг выходит из-под контроля и начинает жить своей жизнью. В искусстве такое случается довольно часто.
Проект «730 дней» посвящен службе в армии. Владимир служил в 1991–1993 годах. Он вспоминает, как рушились государственные институты, в том числе и институт армии, рушились казавшиеся незыблемыми, армейские традиции. Канули в лету знаменитые «дембельские альбомы», но остались фотографии, и художник решил с ними поэкспериментировать. При помощи простенькой компьютерной программки он сделал свой виртуальный дембельский альбом: перевел фотографии в рисованный графический режим и сопроводил музыкой Егора Летова, лидера популярной в 90-е группы «Гражданская оборона».
В проекте «Урал параллельный» есть работа, посвященная перевалу Дятлова. С нее, собственно, проект и начался. Владимир еще раз подчеркнул, что в жизни нет ничего случайного. Так, однажды на вокзале он купил роман Анны Матвеевой «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», чтобы почитать в поезде. Его попутчицей оказалась пожилая женщина, которая должна была с дятловцами идти в тот самый поход, где они и погибли. Но из-за погодных условий ее группа прибыла в Серов, где они должны были встретиться, на день позже. До этого во многих походах они были вместе, и почти всех их она знала лично.
Широкую известность художнику принесли работы с использованием особой светоотражающей краски. Впервые Владимир применил её при создании инсталляции «Метрополис» для пермского фестиваля «Белые ночи» в 2009 году, которая в Арт-галерее демонстрируется в отдельном павильоне в полной темноте. Работа посвящена Вавилону – первому мегаполису Земли. Как всякий мегаполис является продуктом жизнедеятельности человека, так и одноименная инсталляция фактически состоит из мусора – использованной тары и упаковки, бутылок, коробок и всего того, что ежедневно отправляется в мусорную корзину. Это особенно понятно тем, кто знаком с лентой Фрица Ланга «Метрополис», которая считается одним из величайших немых фильмов в истории кино. В каждом городе Владимир повторяет географию того места, где находится. Окружают инсталляцию гипертеги уличного изобразительного искусства.
Эту же технику Владимир применил в серии работ «Бородинский уголь», представленной впервые на IX Красноярской музейной биеннале и после – на Квандонской биеннале в Южной Корее, проходившей в рамках культурной программы Олимпийских игр.
Художник рассказал, что гигантский угольный карьер в Бородино произвел на него колоссальное впечатление. Здесь до сих пор живут потомки солдат и офицеров привилегированного Семеновского полка, участников Бородинского сражения, которые по приказу царя Александра I после известного мятежа в 1820 году, были сосланы в Сибирь навечно. Они-то и назвали построенное ими поселение «Бородино». Картины сделаны особым составом из перемолотого угля, лака и светонакапливающей краски. Их изучают в темноте, параллельно слушая из притаившегося в углу радиоприемника истории жителей Бородино. Например, историю молодого человека, который вышел из дома на оккупированной территории, был схвачен немецким патрулем и отправлен в концлагерь. Из лагеря его освободили французы. Еще год он воевал с фашистами на стороне союзнических войск. В 1945 прибыл на корабле в Одессу, откуда его прямиком этапировали в Бородино.
Владимир верит, что каждая встреча не случайна и каждый человек по-своему интересен. В двух следующих проектах – «Охрана биеннале» и «Несколько прекрасных вещей, о которых мы узнали благодаря музейным смотрителям» – художник выводит на первый план таких постоянных участников выставок, как охранники и смотрители, которых посетители обычно не замечают. Автор анализирует психологию работы в группе и помогает обрести голос тем, кого, как правило, мы не слышим. Он размышляет о том, почему многие люди не воспринимают современное искусство. Он считает, что у них просто нет соответствующего опыта, позволяющего взаимодействовать с арт-объектами. В то же время ему интересно, какое искусство нравится тем, кто по роду службы приставлен к охране арт-объектов, существует ли у них личное отношение. Смотрители Эрмитажа, Музея-мастерской скульптора Аникушина, Гатчинского дворца изображены на фоне своих любимых работ.
Медиа-инсталляция «Так звезды сошлись» продолжает размышления Владимира о неустойчивом положении вещей, которые оформились в процессе создания работы «Написанное слово остается». Впервые она была представлена в немецком городе Киле в 2018 году. В пространстве галереи эти проекты расположены рядом и дополняют друг друга. Слова, написанные на цветных карточках, – это своего рода эксперимент. Представителям двух различных культур – Андрею и Моману – художник называл слова, а те воспроизводили в цвете свои ассоциации. Так «добро» ассоциировалось с темным ржаным хлебом, а «война» с камуфляжным хаки. Фиксация самых обыденных вещей превращается в искусство.
Завершает экспозицию серия «Страницы из вырванных книг». Художник вспоминает, что в детстве у него была «Библиотека приключений», в которой он по иллюстрациям пытался понять, куда движется сюжет. Это было волнующе, предвосхищало чтение и через много лет отразилось в работах Владимира.
Мы видим, что художник неожиданно и креативно использует краски, фотоаппараты, принтеры, уголь, тушь, звукоусиливающее оборудование, акварель, видеокамеры, лампы и компьютерные программы, – все, что окружает его в повседневной жизни.
«Это и есть современное искусство!» – говорит он.
Комментируя название выставки, Владимир говорит о своей убежденности в том, что только попробовав себя в разных ипостасях, используя знания и опыт, приобретённые в довольно далёких от искусства сферах, художник становится художником.
По окончанию экскурсии Владимир Селезнёв поблагодарил куратора выставки, директора Арт-галереи в Ельцин Центре Илью Шипиловских.
Экспозиция выставки и то, как она представлена – это не только выбор автора, но и выбор куратора.
Илья – выпускник Школы культурной журналистики Pro Arte и Первой московской кураторской летней школы работал в галерее Green Art. Он сотрудничал с Уральским филиалом ГЦСИ, был руководителем программы «Искусство. Наука. Технологии». Его избранные проекты хорошо известны екатеринбургским любителям искусства: «Город-порт: здесь моря нет», «Ура, Урал!», «Новая эстетика: Постоянство внутреннего принципа», «Жизнь других», «Решительные действия». Кроме того, Илья – номинант премии Курехина-2013 в номинации «Лучший кураторский проект», победитель конкурса молодых российских кураторов – «Eunic 2015».