Владимир Раевский: «Мы живем в России периода турбулентности»

5 августа 2019 г.Елизавета Шишкина
Владимир Раевский: «Мы живем в России периода турбулентности»

В Ельцин Центре 5 июля журналист и телеведущий Владимир Раевский представил свой фильм «Хиллвуд: окно в Россию». Показ был приурочен ко Дню независимости США и 25-летию открытия американского консульства в Екатеринбурге.

Фильм посвящен удивительной истории Марджори – наследницы империи Post (хлопьев для завтрака – ред.), которая вслед за мужем-дипломатом прибыла в Россию и влюбилась в русское искусство. Будучи весьма состоятельной особой, она скупала иконы, живопись и предметы ювелирного искусства, чтобы потом основать в сердце Вашингтона русский музей.

Сюжет об американской принцессе объединил в себе и первые сталинские процессы в Москве, и продажу шедевров из запасников Эрмитажа, чтобы поддержать процесс индустриализации в России, тему женской эмансипации, времена и нравы наших бабушек и дедушек, а также американский образ жизни, каким мы его знаем сегодня.

В своём фильме команда «Хиллвуда» придерживалась идеи: язык культуры должен быть общедоступным. Это являлось сверхзадачей и мотивом для работы над проектом. Проект был поддержан государственным департаментом США и российским медиа-холдингом ВГТРК.

В экспозиции музея, который создала Марджори, царит атмосфера благородной старины. А вид на колонну Вашингтона сочетается с атрибутами российского самодержавия.

По иронии судьбы создателям фильма не удалось сделать сюжет непосредственно в самом музее. Богатая наследница в завещании запретила снимать свою великолепную коллекцию.

– Альтернативой стали открытки экспонатов музея, которые приоткрыли завесу тайны. Поразительно, как личность создателя музея влияет на него. Заносчивая и часто неприятная в общении, Марджори наложила свой отпечаток на Хиллвуд. Создается ощущение, что сам музей не очень хочет о себе рассказывать, сохраняя негласный статус «скрытой жемчужины Америки», – рассказал Владимир Раевский.

Персонажей фильма трудно назвать положительными людьми: они строят козни, действуют, исходя из личных меркантильных интересов. Однако богатейшей наследнице империи Post хватило темперамента, чтобы по-настоящему полюбить Россию, собрать уникальную коллекцию русского искусства и представить ее американской публике.

У Марджори был изысканный вкус и коммерческое чутьё, хотя она и не имела специального образования и непосредственного отношения к искусству. Как иронично подметил Владимир Раевский, каждый может стать «человеком искусства», для этого не обязательно ходить в малиновом берете.

Владимир не первый раз в Ельцин Центре, уже бывал в Музее Бориса Ельцина и сейчас поделился своими впечатлениями о нём.

– Я – коренной екатеринбуржец. Прожил здесь 23 года. Потом уехал в Москву, где и нахожусь последние 11 лет. В 2015 году, когда открывался Ельцин Центр, многие мои друзья и знакомые, «серьезные ребята», у которых примерно два с половиной десятка частных самолетов было припарковано в «Кольцово», посетили его. Все «московские уральцы» следили за этим процессом. Я приехал в месяц открытия музея, и второй раз – через месяц. Для меня было важно оказаться здесь. Два дня очень внимательно изучал экспозицию и пытался все это для себя осмыслить. Могу сказать, что получил одно из сильнейших впечатлений за последнее время. Потому что это касается лично меня и тех насущных вопросов, о которых я задумываюсь каждый день. Мы живем в России, переживающей период турбулентности, а если прямо говорить – трагические времена. И оглядываться на короткий промежуток нескольких лет свободы – важно. Чтобы понимать: «Кто мы? Откуда? Куда идем?».

– У вас нет отрицательного отношения к 90-м?

– Нельзя сказать, положительно или отрицательно. В 90-м мне было пять лет. Какие там воспоминания? Но теперь я понимаю, что мы росли в удачный период: не испытывали никакого государственного давления. Это очень счастливое состояние. Я был школьником в эпоху 90-х, и на мне есть «отблески» свободы.

– Вы работали с Леонидом Парфеновым. Это подтолкнуло вас к созданию собственных документальных, просветительских проектов?

– Я очень трепетно отношусь к тому периоду, когда мы сотрудничали с Леонидом Геннадиевичем и считаю, что этот опыт помог мне как в жизни, так и в работе.

– В чем главная идея фильма «Хиллвуд: окно в Россию»? Почему вы взялись за него?

– Мне кажется, что это идея невероятной близости, объединяющей наши народы, народы двух огромнейших стран, постоянно находящихся в клинче. Фильм очень хорошо отражает, насколько это все надуманно, и как разные частные человеческие амбиции накладывают тень на нашу взаимную незлобивость по отношению к друг другу. Мы с вами разговариваем в день 25-летия консульства США в Екатеринбурге. Это символично. И нельзя не отметить то, сколько американцы успели сделать здесь за эти годы: культурные проекты, образовательные программы, выставки. Главный вывод: мы можем замечательно сотрудничать, не оглядываясь на «политических химер».

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.