В Ельцин Центре 5 июля журналист и телеведущий Владимир Раевский представил свой фильм «Хиллвуд: окно в Россию». Показ был приурочен ко Дню независимости США и 25-летию открытия американского консульства в Екатеринбурге.
Фильм посвящен удивительной истории Марджори – наследницы империи Post (хлопьев для завтрака – ред.), которая вслед за мужем-дипломатом прибыла в Россию и влюбилась в русское искусство. Будучи весьма состоятельной особой, она скупала иконы, живопись и предметы ювелирного искусства, чтобы потом основать в сердце Вашингтона русский музей.
Сюжет об американской принцессе объединил в себе и первые сталинские процессы в Москве, и продажу шедевров из запасников Эрмитажа, чтобы поддержать процесс индустриализации в России, тему женской эмансипации, времена и нравы наших бабушек и дедушек, а также американский образ жизни, каким мы его знаем сегодня.
В своём фильме команда «Хиллвуда» придерживалась идеи: язык культуры должен быть общедоступным. Это являлось сверхзадачей и мотивом для работы над проектом. Проект был поддержан государственным департаментом США и российским медиа-холдингом ВГТРК.
В экспозиции музея, который создала Марджори, царит атмосфера благородной старины. А вид на колонну Вашингтона сочетается с атрибутами российского самодержавия.
По иронии судьбы создателям фильма не удалось сделать сюжет непосредственно в самом музее. Богатая наследница в завещании запретила снимать свою великолепную коллекцию.
– Альтернативой стали открытки экспонатов музея, которые приоткрыли завесу тайны. Поразительно, как личность создателя музея влияет на него. Заносчивая и часто неприятная в общении, Марджори наложила свой отпечаток на Хиллвуд. Создается ощущение, что сам музей не очень хочет о себе рассказывать, сохраняя негласный статус «скрытой жемчужины Америки», – рассказал Владимир Раевский.
Персонажей фильма трудно назвать положительными людьми: они строят козни, действуют, исходя из личных меркантильных интересов. Однако богатейшей наследнице империи Post хватило темперамента, чтобы по-настоящему полюбить Россию, собрать уникальную коллекцию русского искусства и представить ее американской публике.
У Марджори был изысканный вкус и коммерческое чутьё, хотя она и не имела специального образования и непосредственного отношения к искусству. Как иронично подметил Владимир Раевский, каждый может стать «человеком искусства», для этого не обязательно ходить в малиновом берете.
Владимир не первый раз в Ельцин Центре, уже бывал в Музее Бориса Ельцина и сейчас поделился своими впечатлениями о нём.
– Я – коренной екатеринбуржец. Прожил здесь 23 года. Потом уехал в Москву, где и нахожусь последние 11 лет. В 2015 году, когда открывался Ельцин Центр, многие мои друзья и знакомые, «серьезные ребята», у которых примерно два с половиной десятка частных самолетов было припарковано в «Кольцово», посетили его. Все «московские уральцы» следили за этим процессом. Я приехал в месяц открытия музея, и второй раз – через месяц. Для меня было важно оказаться здесь. Два дня очень внимательно изучал экспозицию и пытался все это для себя осмыслить. Могу сказать, что получил одно из сильнейших впечатлений за последнее время. Потому что это касается лично меня и тех насущных вопросов, о которых я задумываюсь каждый день. Мы живем в России, переживающей период турбулентности, а если прямо говорить – трагические времена. И оглядываться на короткий промежуток нескольких лет свободы – важно. Чтобы понимать: «Кто мы? Откуда? Куда идем?».
– У вас нет отрицательного отношения к 90-м?
– Нельзя сказать, положительно или отрицательно. В 90-м мне было пять лет. Какие там воспоминания? Но теперь я понимаю, что мы росли в удачный период: не испытывали никакого государственного давления. Это очень счастливое состояние. Я был школьником в эпоху 90-х, и на мне есть «отблески» свободы.
– Вы работали с Леонидом Парфеновым. Это подтолкнуло вас к созданию собственных документальных, просветительских проектов?
– Я очень трепетно отношусь к тому периоду, когда мы сотрудничали с Леонидом Геннадиевичем и считаю, что этот опыт помог мне как в жизни, так и в работе.
– В чем главная идея фильма «Хиллвуд: окно в Россию»? Почему вы взялись за него?
– Мне кажется, что это идея невероятной близости, объединяющей наши народы, народы двух огромнейших стран, постоянно находящихся в клинче. Фильм очень хорошо отражает, насколько это все надуманно, и как разные частные человеческие амбиции накладывают тень на нашу взаимную незлобивость по отношению к друг другу. Мы с вами разговариваем в день 25-летия консульства США в Екатеринбурге. Это символично. И нельзя не отметить то, сколько американцы успели сделать здесь за эти годы: культурные проекты, образовательные программы, выставки. Главный вывод: мы можем замечательно сотрудничать, не оглядываясь на «политических химер».