Владимир Лапин — о «борьбе памятников»

27 мая 2024 г.Наталья Шурмина, Михаил Лузин
Владимир Лапин — о «борьбе памятников»

Каждый памятник — это текст: зная, что на нём изображено и при каких обстоятельствах он создан, можно прочитать очень многое, уверен Владимир Лапин, доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб), ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института Истории РАН. Его лекция состоялась в Ельцин Центре в Екатеринбурге 23 апреля в рамках совместного цикла с ЕУСПб «Исследования культурной памяти» и была посвящена «борьбе памятников» и борьбе с памятниками в географических границах Российской империи и постсоветского пространства.

По словам эксперта, в «войнах памяти», которые велись задолго до того, как политологи придумали этот термин, монументы играли роль «бастионов», контролирующих ключевые точки символического пространства. Политическая, национальная, личная и другие виды конкуренции нашли отражение в облике, размерах и прочих особенностях мемориальных сооружений.

На всём протяжении своего существования памятники вступают в безмолвный и непримиримый конфликт друг с другом. А порой и с жителями мест, где они размещены. В этом случае борьба с памятниками приобретает различные формы: от насмешек через «народные названия» до забвения, протестных манифестаций и сноса.

Репертуар памятников, выбор места для них, инициаторы и спонсоры их создания (и уничтожения), включение их в культурную жизнь городов и исключение из таковой — убедительные свидетельства политических и социокультурных трендов времени их появления.

История одного перекрёстка

В качестве яркой иллюстрации «войны памятников» Владимир Лапин привёл историю торгового перекрёстка Кашгарского и Кокандского трактов в Ташкенте. В этой знаковой точке, впоследствии ставшей главной площадью города, веками шёл обмен товарами и информацией. В 1913 году здесь поставили памятник генералу фон Кауфману, одному из покорителей Туркестана, с совершенно имперской надписью: «Русская земля там, где лежит русский солдат». Притом, что Константин фон Кауфман — лютеранин и остзейский немец, а город узбекский.

В 1919 году, когда начали реализовывать декрет Ленина об уничтожении памятников царям и царским слугам, монумента не стало, и на его месте появился всем понятный знак победившей революции — серп и молот. Когда спустя 10 лет он обветшал, его заменили стелой «Октябрь — маяк мировой революции».

— Какие маяки могут быть в пустыне? Местные жители приняли памятник за культурно близкий им минарет. По городу пошли слухи, что большевики теперь симпатизируют мусульманам, поскольку установка знака совпала с некоторым ослаблением гонений на религиозные организации. «Маяк» был признан чрезвычайно вредным и в одну ночь заменён на гипсовый бюст Владимира Ленина с призывом выполнить пятилетку за четыре года. Эта конструкция тоже простояла недолго и уступила место статуе Иосифа Сталина, — рассказывает Владимир Лапин.

Разумеется, после XX партсъезда этот памятник исчез, как и все предыдущие. И на его месте появилась стела с текстом программы КПСС на узбекском и русском языках. В народе памятник получил ироничное название «узбекско-русский словарь». Насмешки очень нервировали власть — «словарь» снесли, а доминантой площади стал достаточно нейтральный и потому бесспорный памятник Карлу Марксу.

Наконец, когда Узбекистан в 1991 году стал независимым, новые власти поставили здесь памятник главному герою страны — Тамерлану. Вокруг конной статуи вырубили вековые платаны, чтобы ничто не загораживало обзор.

Памятник как крепость и символ

Почему значимые памятники всегда стоят на открытых площадях? По мнению Владимира Лапина, хорошей метафорой здесь служит крепость. В фортификации есть такой принцип, как устройство эспланады: вокруг бастиона на расстоянии до 1000 метров убирают постройки, деревья, кустарники, чтобы подступающие к крепости не могли себе найти укрытие и были как на ладони при обстреле.

— Памятник тоже не может стоять в кустах под маскировочной сетью. Надо сделать так, чтобы его воздействие распространялось на как можно большее пространство, — комментирует Владимир Лапин. — Такой подход применяется не только в случае с конной статуей эмиру Тимуру в Ташкенте. Это совершенно обычная практика по всему миру: памятник всегда находится на видном месте — так он занимает центральную позицию и в символическом пространстве, и в реальном физическом.

По словам эксперта, такое положение памятника делает его очень уязвимым во времена перемен: если он для новой власти как бельмо на глазу, судьба его незавидна. А если находится где-нибудь в скверике, то у него довольно большие шансы уцелеть.

— В Санкт-Петербурге на углу Крюкового канала и набережной Невы стоял прекрасный мемориал морякам, погибшим в Русско-японской войне. Белокаменный, стройный, похожий на собор Покрова-на-Нерли, он был виден отовсюду. Разумеется, после революции его снесли, — привёл пример Владимир Лапин. — А подобный ему памятник экипажу эскадренного броненосца «Император Александр III», который также ушёл под воду в годы Русско-японской войны, уцелел. Там же ужас с точки зрения новых властей, понимаете? Во-первых, само слово «император». Во-вторых, корабль, названный в честь человека, который казнил брата Владимира Ильича Ленина. В-третьих, там и двуглавый орёл, и бог знает сколько ещё символов, недопустимых в городе трёх революций. Но он затерялся в скверике у Никольского собора и глаз коммунистам не мозолил, — прокомментировал профессор.

Лектор отметил, что памятники «прежнего режима» сносили не только в России — они при политических катаклизмах всегда слетают первым делом. В первый же день после того, как Ирландия стала независимой от Соединённого Королевства республикой, на центральной площади Дублина была снесена колонна адмиралу Нельсону — полная копия той, что стоит на Трафальгарской площади в Лондоне. А следом, как ненавистные символы владычества, «потеряли головы» памятники всем английским королям.

Войны памятников

Случаются в истории и «войны памятников». Разумеется, эти сооружения из бронзы и гранита непосредственно между собой не сталкиваются — конфликтуют носители идей, воплощением которых являются эти сооружения.

В Риме стоит колонна Траяна, воздвигнутая в честь императора, усилиями которого сверхдержава Древнего мира достигла максимальной протяжённости границ. Когда спустя полтора тысячелетия Наполеон Бонапарт решил поставить колонну в честь своих побед в Париже, он дал техническое задание архитектору: сделать её на шесть метров выше римской, тем самым подчёркивая своё превосходство. А годы спустя после победы над Наполеоном, в момент создания Александровской колонны в Петербурге, император Николай Павлович дал архитектору Огюсту Монферрану наказ, чтобы та была на 3,5 метра выше, чем вышеупомянутая Вандомская.

С 26 августа 1812 года идёт спор, кто победил при Бородино: французы или русские? Разумеется, в отечественной историографии преобладает патриотическая точка зрения, и это отражается в монументалистике. В 1912 году, к столетию сражения, на Бородинском поле было поставлено 42 памятника. Из них 40 — это памятные знаки воинских соединений русской армии, принимавших участие в баталии, и только два — наполеоновской армии.

— Как вы знаете, часто боевые действия сравнивают с шахматами. Представьте шахматную доску: 20 наших пешек, шесть ладей, четыре ферзя, четыре слона, четыре коня, а у них один король — чёрная фигура в мантии на голое тело. Какие могут быть споры, кто победил? — отмечает Владимир Лапин.

Интересно, что среди участвовавших в Бородинском сражении воинских соединений без памятников остались только двое: это Преображенский и Семёновский полки. Во время баталии они стояли в резерве, и их наследники спустя 100 лет не захотели обозначать тыловые дислокации на местности. Вместо этого они заказали дорогие иконы для близлежащего монастыря. По словам Владимира Лапина, это ещё один пример того, что у памятников есть большое число как явных, так и потаённых смыслов.

Насмешка как оружие

Когда памятники используются как символический инструмент, насмешка над ними превращается в грозное оружие, десакрализирующее предмет культа. В качестве примера Владимир Лапин привёл историю с памятником переходу Балтийского флота из Ревеля (Таллин) в Кронштадт в 1918 году, установленным в столице Эстонии в советское время.

— Никакого события реально не было. Стояли корабли — одни у причала, вторые на рейде. Когда немецкие войска стали подходить к Ревелю, суда ушли в Хельсинки, а потом уже в ледовый переход в Кронштадт. Но нужно было как-то революционную историю Эстонии привязать к общей революционной истории России, и поэтому в 1960 году сделали такой мемориал.

Памятник, по словам профессора, очень странный: нагромождение гранитных и бетонных конструкций, а его центральную часть занимает длинная, не очень высокая земляная насыпь, в конце которой возвышается острая стела коротком низеньком постаменте; такое впечатление, что она торчит из земли. Эта особенность подарила памятнику его народное название — «Могила Буратино». Подобные «народные названия» существовали всегда и есть во многих странах.

«Человек и пароход»: нестационарные памятники

— Могут ли памятники быть нестационарными? Да, это именные корабли, — говорит Владимир Лапин. — В России начиная с петровских времён пошла традиция называть суда именами в честь побед, героев, полководцев и флотоводцев.

Корабль становится будто реинкарнацией великого человека, причём здесь также идёт ранжирование: самые большие памятники — большим людям, памятники поменьше — людям поменьше, и с кораблями так же. Флагман российского военно-морского флота — атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», с масштабом личности которого никто не будет спорить. Но при закладке он именовался «Куйбышев», а при спуске на воду — «Юрий Андропов», и только в 1992 году получил имя, соответствующее приоритетам новой России.

Со сменой власти сносятся памятники и меняются имена у кораблей, тем более что сделать это гораздо проще — с помощью «ведёрка с краской», — говорит профессор. — В Российской империи был эсминец «Лейтенант Ильин», названный в честь героя русско-турецкой войны. После революции его переименовали сначала в «Гарибальди», а потом в «Лев Троцкий». А когда «лев революции» попал в опалу, судно получило имя «Войков», в честь более «правильного» революционного героя.

Памятники «городским легендам» против официальных памятников

Памятник коту Семёну в Мурманске, сапожнику в Кимрах, торговцу-лоточнику в Екатеринбурге, — это примеры культурного явления, вокруг которого идут споры: это вообще памятники или нет? Сейчас нет ни одного города, в котором не было бы чего-либо подобного: счёт идёт на десятки и сотни. По мнению Владимира Лапина, этот феномен также является средством борьбы в идеологическом пространстве.

— Людям надоел монументализм и диктат того, что должно быть вокруг них: «Не хотим мы истукана, мы кота хотим милого». Почти во всех городах сохранили памятники советских времён различным государственным, революционным и прочим деятелям. Но видели вы кого-нибудь, кто бы фотографировался с семьёй на фоне Якова Михайловича Свердлова и посылал такие снимки знакомым? Или натирал до блеска какую-нибудь деталь памятника? С фигурами рядом с условным торговым пассажем такое происходит, и это своеобразная форма протеста и борьбы в символическом пространстве.

Вместе с тем в последние годы в стране набирает обороты и другая тенденция: появляется большое количество памятников служащим различных силовых структур. По своей эстетике они сближаются с воинскими до степени смешения.

Например, в России нет ни одного региона, в котором не было бы памятника пограничникам. Более того, их количество превышает количество субъектов федерации: по два на каждую область, край или республику, вне зависимости от того, пограничная она или нет. «Почему их так много? Потому, что они символизируют страну, окружённую врагами», — сказал Владимир Лапин.

После лекции профессор ЕУСПб посетил Музей Бориса Ельцина и дал небольшое интервью для сайта Ельцин Центра.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от экспозиции.

— Это музей моей собственной жизни. Я всё это пережил. Это все про меня, про мою историю. Самое главное — это эмоциональный заряд, который даёт экспозиция.

С эстетической точки зрения мне нравится заставка, с которой начинается музей, — она будто сделана в стиле камнерезного мастерства. Но, кажется, она требует перемен. Это чрезвычайно схематичное изображение истории России, якобы от демократии и снова до демократии. Людям, которые знакомы с отечественной историей, такая трактовка немножко режет ухо, глаз и душу.

Всё остальное сделано очень хорошо. Должен особенно отметить работу бутафоров. Я даже хотел потрогать танк, который выставлен в зале, связанном с событиями 1991 года. Первая мысль — как они сюда его затащили? Он гениально сделан.

И конечно, для основной массы нашего населения, которое не очень хорошо знает историю страны, посещение музея чрезвычайно полезно. Сейчас я наблюдаю людей более молодого поколения, и даже моего поколения, которые 1990-е годы забывают. Можно сказать, я дважды пережил эту эпоху — и как просто человек, и как историк. И меня волнует то, что 1990-е годы сейчас изображаются совершенно иначе, чем они были на самом деле.

— В чем причина, на ваш взгляд? И почему сейчас происходит всплеск интереса к тому времени?

— История вещь политизированная. Некоторым людям, про которых Алла Борисовна Пугачёва пела «Эй, вы, там, наверху», хочется показывать себя на фоне таких 1990-х годов, которые были бы не очень симпатичны широким народным массам. А я, как ни странно, эти годы вспоминаю с ностальгией.

— Что особенного в вашем личном опыте в 90-х?

Это были годы, когда не нужно было использовать «эзопов язык», когда хочешь что-то сказать. Сейчас многие переживают опыт обучения «бегу в мешках», а когда потребуется просто бежать, уже просто не смогут. Я, как обществовед, гуманитарий и историк, это ощущаю. В 1990-е годы дышать и говорить было намного легче. И в этом смысле я Борису Николаевичу Ельцину лично чрезвычайно благодарен.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.