28 мая в Ельцин Центр в Екатеринбурге приехал президент фестиваля «Артдокфест» Виталий Манский. В этот день он сам представил два фильма своих коллег. На следующий день режиссёру провели экскурсию по Музею Бориса Ельцина – лично директор Дина Сорокина. А вечером в кино-конференц-зале Виталий Манский представил собственный фильм «Труба».
Фильм «Труба» – лауреат многих международных конкурсов. Его название имеет множество смыслов. Это и трубопровод, поставляющий газ из Сибири в Европу, и главная «денежная артерия» страны. Это и «дело – труба», потому что совершенно непонятно, почему в такой богатой стране так неважно живут люди, работающие на процветание этой страны. Виталий Манский в подаренном немецкими друзьями «хоуммобиле» проехал вдоль всей трубы от Уренгоя до Кёльна, чтобы сравнить, как живут сибиряки и уральцы из глубинки и среднестатистические жители Польши, Чехии и Германии. Фильм показался бесконечно длинным и у многих в зале вызвал шок. Режиссер еще раз напомнил достаточно благополучным жителям уральской столицы, как не сыто, неуютно и безрадостно живется подчас людям в многочисленных отдаленных городках России.
– Конечно, этот фильм не про газовиков, – рассказал Виталий Манский, представляя фильм зрителям, – и не про тех, кто работает на газопроводе. Это про тех людей, которые живут в стране, где есть такая замечательная труба. Что она собой представляет? Она под землей, ее никто не видит, на поверхность выходят только компрессорные станции, которые регулируют давление. Эти компрессорные станции – какие-то мавзолеи. И в этих залах реально нет людей – в обычное время они обезлюжены. В процессе съемок я решил, что так мы и будем показывать эту трубу, потому что она обретает силу художественного образа. И еще… этот фильм не про то, где лучше жить. Я живу в Латвии, и там тоже живется нелегко.
– Как вам удалось найти таких выразительных героев?
– Мне очень интересны люди, и когда я их снимаю, то просто живу. Я приехал сюда не снимать кино, но за полтора дня, что здесь провел, встретился со своими старыми друзьями, и мы поговорили очень откровенно. И с новыми людьми я встречаюсь и говорю обо всем откровенно, в том числе и на интимные темы, потому что мне кажется, что если ты не откровенен, то тогда вообще бессмысленно начинать разговор. Человек чувствует отношение к себе, и поэтому он отвечает взаимностью. Взаимность – это большая часть моей работы, хотя это для меня даже не работа, а способ существования. Что касается канвы фильма, логистики и поиска героев, то ситуация выглядела следующим образом: сценарист мой не проезжал по этому пути и не видел в реальности всех этих людей, но я-то живу не на Марсе и кое-что знаю про нашу жизнь. Например, про вечный огонь. Мы снимали два эпизода. Знали, что 9 мая будут подключать газ специально для ветеранов, соответственно, будут и отключать. Так и подгадали, чтобы снимать в двух городах. Это еще до всех этих украинских событий, но газа уже не было. Так из одного эпизода получился целый фильм, который так и называется «Вечный огонь». А второй вошел в наш фильм. Из незапланированных эпизодов, с которыми очень повезло, – это оркестр духовых инструментов. Он возник как аттракцион. Весь этот оркестр со своими инструментами вывалился из одной, крошечной машины «Жигули». Они ехали с похорон в подпитии, и мы договорились с ними назавтра. Они пришли трезвые, умытые, сыграли в футбол с украинской командой, где победила дружба. И мы рады, что этот эпизод вошел в фильм.
– Вы уехали и сейчас живете в Европе. Вы действительно считаете, что дело – труба?
– Да, считаю, иначе бы никогда не уехал. Но жизнь – дело длинное и труба – дело длинное, поэтому я планирую вернуться. Тем, кто живет здесь, надо запастись терпением или как-то встраиваться – это уж кто к чему привык. Я потрясен посещением Ельцин Центра и считаю, что это – большой подарок городу. Такое редкое явление вам подарено судьбой – огромный культурный центр. Мы обязательно будем сотрудничать. Жаль, что так медленно прирастает аудитория. В Москве билетики начинают спрашивать у метро, и это не в мае месяце, а в декабре.
– Фильм великолепный, антропологический, не всегда приятный на физиологическом уровне, но вам удалось пройти по грани и сохранить нейтральность.
– Мне хотелось показать жизнь во всей ее многогранности, самую разную, иногда, может быть, и отталкивающую, если это есть в нашей жизни. Вам не понравился эпизод с рыбой, а я бы его ни на что не променял. Вот был бы художественный совет и мне бы сказали: «Убери эпизод с рыбой, и мы пропустим твое кино!» Я бы не согласился, потому что есть в этом эпизоде нечто важное, основополагающее. А вот коммуниста, который ковыряется в носу, отдал бы не задумываясь. Мои фильмы еще можно посмотреть в интернете и на канале «Дождь». А вот другие фильмы нашего фестиваля вы вряд ли где увидите, тем более на фестивале «Россия». Поэтому милости просим на все оставшиеся дни – будут уникальные фильмы. Ельцин Центр пригласил всех авторов, авторы представляют сами свои фильмы, и есть возможность поговорить. Здесь в Ельцин Центре, а я приехал на разведку, все сделано для того, чтобы фонтанировала, бурлила настоящая, реальная, культурная и социальная жизнь. Здесь все пронизано Свободой. Это главная идеологема созданной конструкции. Давайте за это держаться, потому что мало кто сегодня предлагает нам такой путь. Ельцин был абсолютно свободным человеком. Благодаря ему у нас сегодня есть пространство, где мы можем произносить все, что думаем, громко вслух.
Анатолий Голубовский, генпродюсер и автор идеи фильма «Музей «Революция», поблагодарил коллегу и пригласил зрителей на фестиваль:
– Мне очень понравился ваш фильм, я смотрю его второй или третий раз. Мне кажется, он о том, как по-разному воспринимается качество жизни по ту и по другую сторону границы. А свобода, здесь в Ельцин Центре это становится особенно ясно, – это и есть то главное, что обеспечивает качество жизни.
Программа кинопоказов «Артдокфеста в Екатеринбурге»..