Виктория Толстоганова: «Сейчас всё можно успеть»

5 июля 2019 г.Татьяна Филиппова, Юлия Овсянникова
Виктория Толстоганова: «Сейчас всё можно успеть»

Киноклуб Ельцин Центра 24 июня принимал у себя в гостях актрису театра и кино Викторию Толстоганову. Лето в разгаре, но работа киноклуба не прекращается. Виктория и ведущий – киновед Вячеслав Шмыров – только что вернулись с тридцатого, юбилейного кинофестиваля «Кинотавр» и первые вопросы к ним были об этом.

В программе фестиваля были представлены сразу два фильма с участием актрисы. Это «Гроза» Григория Константинопольского и «Выше неба» Оксаны Карас. Участие в мелодраме «Выше неба» было отмечено призом за «Лучшую женскую роль». Участники киноклуба поздравили актрису аплодисментами.

Для Вячеслава Шмырова поездка на фестиваль – часть его профессиональной деятельности. И его интересует, может ли актриса на таком профессиональном форуме как «Кинотавр» позволить себе быть наивным зрителем. В этом году актрисе случилось побывать и наивным зрителем, и профессиональным. Кроме того, в двух фильмах она конкурировала сама с собой.

– Я не наивный зритель в принципе, – призналась Виктория. – Оценивающий. Но если говорить о женских ролях, я их не сравнивала. Сравнивала фильмы. И не всегда эти сравнения были в пользу наших картин.

Актрису попросили рассказать, какие картины ей понравились, на что стоит обратить внимание.

– Мне понравился фильм Нигины Сайфуллаевой «Верность». Он показался мне очень тонким и интересным. Также мне показалась интересной картина Александра Золотухина, ученика Сокурова, «Мальчик русский». Программа в этом году была насыщенная и разношерстная. Завидую тому, что скоро вы будете смотреть фильм «Дылда» Кантемира Балагова, тоже ученика Сокурова. Он не был в конкурсной программе, но мне посчастливилось его посмотреть. Сразу после «Кинотавра» я отправилась на фестиваль «Зеркало» в Иваново и там через три дня снова посмотрела «Дылду». И хочу вам сказать: не пропустите эту возможность.

Вячеслав Шмыров назвал главной интригой фестиваля в Сочи тот факт, что в конкурсной программе участвовало много картин женщин-режиссёров.

– Женский взгляд на мир был представлен в полном объеме, – подчеркнул ведущий киноклуба. – И картина Нигины Сайфуллаевой стала локомотивом конкурсной программы. Мужскую линию, связанную с брутальным жанровым кинематографом, возглавил фильм «Завод» Юрия Быкова, но победил не он, и это ещё один внутренний парадокс. Победил фильм под названием «Бык» дебютанта Бориса Акопова. В этом году «Кинотавр» был соткан из подобных парадоксов.

«Кинотавр» – это одно из важных мест, где делается кино, пояснила Виктория, там встречаются люди, устанавливаются творческие связи. На фестиваль едут не для тусовки, а для работы. Несмотря на море и солнце, это рабочая площадка. Актрисе кажется, что профессионализм фестиваля в разы выше профессионализма всего российского кино. И если все мы будем это понимать, то быстрее будем двигаться. Оно порой не успевает, тормозит сценариями и теми художественными приемами, которые используют в современном кино. Жаль, что авторы не пытаются удивить даже себя. Есть исключения из правил. Есть прекрасное кино. Но его должно быть больше. Редкие фильмы становятся долгожителями.

– Кинематограф быстро стареет, – констатировала актриса. – Поэтому нужно успевать схватить пик молодости, а не стареть, еще не родившись.

– Чтобы вы понимали, что такое «Кинотавр», приведу один пример, – объясняет Вячеслав Шмыров. – «Мальчик русский» Александра Золотухина был на фестивале в Роттердаме в феврале. И до «Кинотавра» его в России никто не видел. С «Кинотавра» начинается кинематографический сезон и в сфере авторского кино, и в сфере мейнстрима.

Участники киноклуба посмотрели трейлеры фильмов с участием Виктории, представленных в Сочи. После просмотра ведущий киноклуба поинтересовался, почему среди героинь актрисы так много отрицательных ролей.

– Когда Григорий Константинопольский предложил вам роль Кабанихи, вы как к этому отнеслись?

– Онемела. В страшном сне не могла себе представить, что мне могут предложить играть Кабаниху. Гриша Константинопольский позвонил мне и сказал: «Если я тебя не утвержу после проб, ты же на меня не обидишься?» «Нет, конечно, – сказала я Грише. – Не обижусь!», на что он мне сказал: «Всё будет хорошо, не переживай!». Я пришла на пробы. Константинопольский, на мой взгляд, прекрасный режиссер – своеобразный, оригинальный. Но очень непростой человек, нелёгкий в общении. Когда начались кинопробы, начался ужас и кошмар. Ничего не получалось. Гриша говорил: «Хочу, чтобы ты была не европейская, а дикая Кабаниха!». Он меня измучил на пробах. Я вышла и подумала, действительно, какая из меня Кабаниха. Ему что-то привиделось. Ушла и выдохнула. На следующий день позвонил Гриша и сказал: «Ну, привет, придётся тебе со мной помучиться!». Мы не мучились, конечно, но это была большая ответственность. Потому что Кабаниха – это чистое зло. Даже не человек, а сущность, явление. И делать её нужно было сильнее. Хотя, что уже теперь говорить. После драки кулаками не машут, но для меня это был и большой опыт, и интересная работа.

В «Грозе», перенесённой в современность, сыграли Алиса Хазанова и Мария Шалаева.

– Вы там в ханжестве просто соревнуетесь, – пошутил Вячеслав Шмыров.

– У нас там прекрасная троица, очень смешная. Нам было трудно сниматься, но бодро. Мы даже умудрялись получать от этого удовольствие. Был дикий цейтнот – всего 15 съемочных дней. Собачий холод в Ярославле. Но весело. Гриша не давал скучать и расслабляться. Нам было либо весело, либо страшно. Мы жили с ощущением, что нас сейчас побьют за то, что мы что-то делаем не так, – рассказала актриса.

Творческий вечер Виктории Толстогановой в Ельцин Центре

Обсуждая сильные роли Виктории, зрители не могли обойти вниманием детективный телесериал Вячеслава Никифорова «Палач», снятый на основе истории разоблачения Антонины Макаровой – женщины-палача, которая во время Великой Отечественной войны расстреляла более полутора тысяч соотечественников. Он прошел в 2015 году по Первому каналу, продолжая нашумевший сериал «Мосгаз» с теми же героями. Роль Тоньки-пулемётчицы исполнила Виктория Толстоганова. После этого актриса некоторое время не снималась.

– «Палач» для меня был серьёзной работой. До неё ничего подобного не приходилось играть. Работа состоялась благодаря жёсткой связке с режиссером. Не люблю смотреть свои фильмы, не люблю слушать себя, но этой работой горжусь. Когда-то я снялась у Вадима Абдрашитова в «Магнитных бурях», и мне показалось, что теперь таким и будет в моей жизни кино, – рассказала Виктория.

– Вы вступили в клуб великих режиссеров, – отметил Вячеслав Шмыров.

– Шло время, но ничего подобного мне не предлагали, и тогда Вадим Юсупович сказал: «Хочешь, чтобы тебе каждый год предлагали такие роли? Подожди ещё лет пять!». «Палача» я ждала даже больше. И после него не снималась полтора года. Мне было страшно, такое фильм имел воздействие. Никто об этом вслух не говорил. Я объяснила самой себе, что это была слишком сильная роль. После неё режиссеры обходили меня стороной.

– Вы не говорили себе, что это просто кино, и весь негатив должен остаться в нём? – спросил ведущий.

– В «Палаче» – у меня никогда такого не было раньше – чтобы я после съемочного дня или во время съемочного дня чувствовала такую тяжесть. Было много съемочных дней, когда я снималась с оружием. Были смены, когда я стреляла или в меня стреляли. И это было очень тяжело. Когда пиротехники давали мне в руки оружие, пусть даже с холостыми патронами, у меня руки не поднимались его взять. До этого момента никогда в жизни не думала, что его так тяжело держать. Да, ещё чтобы это выглядело естественно. Я заболела воспалением лёгких, когда мы снимали в немецкой довоенной постройке из красного кирпича, в красивейшем месте под Рязанью – так выразилось моё сопротивление. Мы умирали от усталости не столько физической, сколько моральной. Говоря о «Палаче», я не забываю сказать, что люблю свою героиню и не осуждаю. Это отдельная наша договоренность с режиссером, что мы снимаем фильм не про смерть, а про жизнь. Война – это самое страшное, что может с нами случиться, никто не знает, как себя поведёт. Судить нельзя. После фильма наступила тишина, и я удивлялась, почему мне не предлагают роли.

В послужном списке актрисы более шестидесяти ролей. При этом у неё трое детей. Зрители спрашивали, как актриса успевает все совмещать. Вячеслав Шмыров напомнил, что в советское время это было практически невозможно – редко кому удавалось совместить. Дети были либо брошены, либо росли за кулисами.

– Время диктует новые правила. Сейчас всё можно успеть. Все наши предубеждения из головы. Не в укор моему педагогу Иосифу Ефимовичу Хейфицу скажу. Нам, конечно, очень повезло с ним. Но я очень хорошо помню, как на первом курсе он нам сказал: «Если вы хотите чего-то достичь в профессии, ни в коем случае не рожайте в институте!». Почему нельзя рожать в институте? Я знаю много примеров, когда рожали детей во время учёбы, и всё было прекрасно. На нашем курсе ни одна не родила. Как он нам сказал, так мы и сделали. Мне было не так просто забеременеть Варварой. С момента, когда решила, что мне нужен ребенок, и до её рождения прошло пять лет. За эти пять лет несколько раз отказывалась от съемок. Я была одержима этой идеей, не хотела отвлекаться ни на что другое. Забеременев Варварой, была так счастлива, что отказалась сниматься у Эльдара Рязанова в фильме про Андерсена. Сейчас точно знаю, что могла бы сняться, и ничего бы мне не повредило. На четвертом месяце беременности снималась у Михалкова. Да, дети находятся с нянями чаще, чем хотелось бы, но мне ещё хочется поработать. Думаю, что можно успевать всё.

– Оксана Карас, которая была в Ельцин Центре с картиной «Хороший мальчик», ждет третьего ребенка, – напомнил в завершение разговора ведущий. – Я звал её провести у нас премьеру «Выше неба», но она сказала: «Вдруг я там у вас рожу?».

– Она прилетела на «Кинотавр» представлять нашу картину, а ей рожать через две недели, – подтвердила Виктория. – 27 июня ей рожать и 27 июня у нее всероссийская премьера. Параллельно она снимает фильм «Доктор Лиза». Это режиссерское мышление. Я вас уверяю, что у неё все произойдёт именно тогда, когда нужно. Хотя в Ельцин Центре с ней ничего бы не случилось. Здесь всё есть. В нём можно жить, не выходя на улицу. Для меня это какое-то открытие. Я одна из последних москвичей, кто здесь не бывал. И мне здесь понравилось. Уникальное место и замечательный музей.

Несмотря на понедельник, технический выходной в музее, для Виктории сделали исключение – провели полноценную полуторачасовую экскурсию. Точно также, как и год назад для ее мужа, актера, режиссёра, продюсера Алексея Аграновича, который прилетел на гастроли в Екатеринбург вместе с Максимом Виторганом и «Квартетом И».

– Мне очень понравился музей, но отчасти я знала, что меня ждет, потому что единственная из всех моих друзей здесь не была. В общем, ожидала всего, что увидела, хотя с другой стороны, все равно – это потрясение. Мне кажется, здесь все правильно и честно. В наше время быть аполитичным почти невозможно, но я как-то стараюсь не включать себя в это. Однако здесь в какой-то момент почувствовала, что начинаю волноваться именно из-за событий, которые имели отношение к моей жизни.

– Эти годы сами по себе были очень разными. Какими они были у вас?

– У меня они тоже были разными. Начались с абсолютного безденежья, если говорить о семье. Помню, как все происходило в начале 90-х, и эти пустые прилавки. Потом меня захватил институт. Мои 90-е – это институт. В том смысле, что даже путч, на который я сейчас смотрела в музее, тогда не вызывал у меня такие эмоции. Думаю, что какое-то отношение у нас к этому было, но очень опосредованное. Потому что мы сидели в ГИТИСе и света белого не видели, все как-то проходило мимо нас. Мы занимались театральной деятельностью, были внутри нее и не подключены к тому, что происходило в политике. В конце 90-х я уже начала работать в театре и у меня даже появились деньги. Тогда подумала: «Надо же, я могу давать деньги своим младшим сестрам!». 90-е действительно были разные. Компании у нас были разные. Бандитская московская история не прошла незамеченной мимо меня. Мы все про это знали. У меня очень сильное, теплое чувство к 80-м, а к 90-м такого нет. Помню его как жёсткое время, тяжёлое и неправильное. И у меня нет ощущения, что в этой свободе что-то рождалось.

Другие новости

День города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города
День города – значимое культурное событие Екатеринбурга. Каждый проводит праздник по-своему. Для кого-то это возможность провести время вместе с близкими, для кого-то – насладиться увлекательными городскими событиями или более глубоко погрузиться в историю Екатеринбурга.
23 июля 2019 г.
Спектакль

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон
Очередной сезон Театральной платформы «В Центре» завершился двумя премьерными спектаклями. Оба были приглашены к участию в театральном фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в первых числах сентября в Екатеринбурге.
19 июля 2019 г.
Лекция

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»
В мае Ельцин Центр поддержал акцию #ISHAPEMYWORLD, разместив на своих площадках плакаты со специальным QR-кодом. В рамках акции 21 июня психолог Зара Арутюнян прочла лекцию «Насилие. Каким оно бывает и как его распознать».
18 июля 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.