Музей Бориса Ельцина в очередной экскурсии из цикла «Практики выживания» рассказал о том, как эпоха дефицита в СССР и сложное время перехода России к рынку вернули в экономику бартер – обмен одного товара на другой без помощи денег.
«Практики выживания» – это цикл коротких экскурсий о тактиках борьбы с экономическими проблемами не только властей, но и обычных людей, вынужденных искать способы выживания в кризисные времена. Очередную экскурсию цикла, главной темой которой стала бартерная система расчётов, провела 28 августа сотрудник музея Дарья Кунгурова.
В музейной витрине «История одного экспоната» – новая экспозиция, где демонстрируются вещи, полученные их владельцами в качестве заработной платы во время «бартерного бума» в 90-е годы: чайник, фарфоровый сервиз и комплект украшений из серебра.
– Бартер или натуральный обмен – спутник любой экономической системы, но активно он распространяется лишь в кризисные для экономики времена, – пояснила Кунгурова. – Представленный в витрине музея электрический чайник получила в 90-е годы сотрудница Госстраха вместе с кастрюлей и пледом, и он прослужил семье почти 30 лет. Чайный сервиз, изготовленный на Сысертском фарфоровом заводе, был передан на реализацию одному из его сотрудников, а серебряные украшения были выданы в качестве зарплаты на заводе Уралэлектротяжмаш.
Реформы, начавшиеся в России в 1992 году и больно ударившие по карманам людей, ставили своей целью переход к рыночной модели экономики от плановой, породившей в СССР серьёзные социально-экономические проблемы, которые вылились в конце 80-х годов в масштабный финансовый кризис и нехватку товаров – дефицит.
– Когда государственные механизмы товарообмена перестают работать, мы сталкиваемся с товарным дефицитом, людям приходится самостоятельно находить, «доставать» товары, которые нужны им в быту. Так на закате СССР бартерные сделки начинают активно распространяться на межличностном уровне. К примеру, модную импортную одежду можно было обменять на путёвку в престижный санаторий, поэтому простая схема «Ты – мне, я – тебе» очень ярко характеризует то время.
В 1985 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв объявляет курс на перестройку, на построение «социализма с человеческим лицом». Но это время не только гласности, митингов, демонстраций и открытых дискуссий, но и эпоха расцвета дефицита.
– В экспозиции Музея Бориса Ельцина представлен самодельный значок с надписью: «Перестройку угробит дефицит». В итоге этот лозунг оказался пророческим, – отметила Кунгурова. – Ситуация сложилась настолько критической, что советскому правительству пришлось вернуться к талонной системе, чтобы хоть как-то обеспечить население необходимыми продуктами и товарами. При этом талоны также стали активно участвовать в бартерных сделках. Так, некурящий человек, имея талоны на сигареты, мог обменять их у курильщика на талоны на сахар или другие продукты.
Пустые полки в магазинах и товарный дефицит – это следствие скрытой инфляции в СССР, причины которой крылись в структуре и принципах плановой экономики. Себестоимость продукции постоянно росла, но правительство искусственно сдерживало цены, особенно на продукты питания. В конечном итоге несоответствие ценника реальной стоимости привело как к товарному дефициту, так и дефициту государственного бюджета. В период перестройки стала постепенно разрушаться финансовая система, разваливаются производственные цепочки, которые формировались на протяжении десятков лет. Распад СССР лишь ускорил этот процесс.
– Новая страна – Российская Федерация – во главе с президентом Борисом Ельциным вынуждена решать накопившиеся проблемы. Было принято решение отказаться от принципов плановой экономики и строить рыночную систему. Правительство начинает реформы. Либерализация цен, свобода торговли и приватизация государственной собственности – это три основных этапа, которые стране предстояло пройти.
Либерализация цен ослабила государственное регулирование и отпустила стоимость товаров в свободное плавание, поставив их в зависимость от баланса спроса и предложения. Свобода торговли позволила большому количеству людей продавать то, что было накоплено или создано своими руками.
– Эти меры позволили эффективно бороться с дефицитом, товаров стало больше, но цены на них резко подскочили. Галопирующая инфляция – одно из последствий реформ на первом их этапе. Проблема найти, «достать» товар сменилась другой – как заработать, чтобы купить. Деньги стремительно обесценивались, они по сути перестали выполнять свои основные функции – служить мерой стоимости и средством обмена и накопления. Экономические реформы 90-х вошли в историю нашей страны под названием «шоковая терапия». А поскольку деньги перестали служить средством обмена, то им стал товар.
Вслед за инфляцией приходит кризис наличности, предприятиям нечем выплачивать зарплаты, стремительно обесценивающихся денег не хватает, начинается кризис неплатежей.
– Показательный пример – это судьба стекольного завода «Красный май». Его расцвет пришёлся на момент, когда советское правительство заказало предприятию изготовление рубиновых звёзд на башни Кремля. В 90-е годы «Красный май» столкнулся с кризисом неплатежей и был вынужден, как и многие другие заводы и фабрики, выплачивать зарплаты сотрудникам товарами собственного производства. В стране торговля вдоль автодорог и на железнодорожных станциях стала массовым явлением.
Предприятия не только лишились возможности выплачивать сотрудникам зарплату, но и не могли вовремя и за деньги рассчитываться с поставщиками комплектующих и услуг. Бартер, затронувший всю экономическую систему страны, процветал.
В 90-е годы режиссёр Ярополк Лапшин снимал на Свердловской киностудии свой фильм «На полпути в Париж». Поиском средств на создание картины занимался её продюсер Алексей Федорченко. По воспоминаниям участников событий, в качестве финансовой поддержки он получил от местных властей бумагу, гарантирующую предъявителю освобождение от налогов. Это документ был обменен на нефтекачалку, нефтекачалка – на шпалоукладчик, взамен которого продюсеру предложили трамвайные колёсные пары. Колёса ушли за белорусскую мебель, которую посчастливилось обменять на банковский вексель, а уже его – обналичить. Так удалось найти деньги, фильм был снят и вышел в прокат.
Бартер в кризис позволял выжить экономике, но его основным недостатком была непрозрачность сделок, которые осуществлялись зачастую лишь на доверии, поэтому такие сделки не всегда были выгодными для каждой из сторон, случался и обман. От людей в ходе бартерных сделок требовались особые навыки, умение соотносить ценность товаров. На помощь предпринимателям в 90-е годы приходят появившиеся в России товарные биржи и брокеры.
– 90-е годы стали плодородной почвой для бартерной системы расчётов в нашей стране. Доля бартерных сделок в экономике снизилась только после дефолта 1998 года. Однако за бартером стояли не только товары и вещи, но и люди, которые заново создавали свой быт, заново выстраивали связи в новой экономической системе, и именно благодаря этим людям она выжила, начала функционировать и развиваться. 90-е годы – время непростое, практически каждый россиянин был вынужден бороться за себя, за свою семью, и именно поэтому нужны были новые практики выживания, одной из которых стал бартер.
Очередная экскурсия из серии «Практики выживания» «Одним — «Берёзки», другим — «Берёзовый сок» состоится 18 сентября в 14:00. Вход по билету в музей.