В последний день новогодних каникул музей первого президента России Бориса Ельцина посетил актёр, режиссёр, сценарист и литератор Вениамин Смехов с супругой–киноведом, доцентом Школы-студии МХАТ Галиной Аксеновой. Он пробыл в музее более двух часов.
– Какое впечатление на вас произвел Музей Бориса Ельцина? Какие мысли навеял?
– Мне повезло, за короткое время я получил впечатление от нескольких замечательных культурных событий. А сегодня пережил мощное культурно-историческое. Я понял, что они взаимосвязаны. Два дня назад, до приезда в Екатеринбург, посмотрел в Мастерской Петра Фоменко спектакль «Сон в летнюю ночь», а до этого спектакль Сергея Женовача в Студии театрального искусства, и еще спектакль Николая Коляды «Всеобъемлющий». Меня поразило уверенное существование частного культурного предпринимательства и явный триумф того, что стало возможным только благодаря Ельцину и его времени. Справедливость моего мнения подтвердилась сегодня всем необыкновенным достоянием этого, как мне показалось, лучшего из музеев, которые во множестве мне приходилось видеть за границей и у нас. Но вот чтобы так в одном месте собрались: моя жизнь, мои интересы, мое прошлое, начиная со сталинских времен, мои сомнения и подтверждения моих догадок – это со мной произошло впервые. Этот музей касается каждого, кто его посетил.
Он производит сильнейшее впечатление тем, что развернуто, пространно, подробно представляет историю – ярко, в деталях, очень современно, настолько современно, что я видел огромное количество людей, которые буквально поглощали информацию. Не только тех, кто пережил эту эпоху – пожилых или среднего возраста, но и совсем-совсем юных. В нем много игровых ходов – нажал на кнопку и что-то увидел, нажал на чье-то лицо на общем снимке и узнал кто это такой. Удивительное разнообразие подачи документов, изобразительный и звуковой ряд. В нем нет никаких сокрытий или секретов для человека, который становится его гостем. Все – прекрасное и напрасное, случайное и не случайное – все открывается явственно и доказательно. Мы видим, как Борис Николаевич, шаг за шагом, исполнил самую главную и позитивную сверхзадачу – он развернул все то, что делает государство, в сторону каждого человека.
Вениамин Смехов в Музее Ельцина
Александр Поляков
– Что запомнилось особо?
– Его немыслимое на грани жизни и смерти выступление перед Политбюро, как он порывает со всем, что делало нашу страну огромной казармой, даже не людей, как, наверное, им виделось сверху, а общественных животных, которые могли быть по ту или эту сторону ГУЛАГа, но живы были только тем, что кричали, будто у нас самая лучшая страна в мире. При этом жили, наверное, несчастнее всех на свете. Когда поднялся железный занавес, мы увидели, во что нас превратили ложные символы и лозунги. Но даже эта тяжелая для каждого советского человека тема подана нейтрально и деликатно.
Могу только посочувствовать злопыхателям всех мастей, людям, попорченным жизнью, злобствующим на любую тему, которые в соцсетях, заглушая правила приличного тона и нравственные традиции родины великих писателей и поэтов, набрасываются, искажают, гребут под себя любую хорошую идею. Мне жалко этих людей, о них не стоило бы даже говорить, потому что я видел лица других людей, также моих соотечественников, переживших многое, и дурное, и тяжелое, но оставшихся осмысленными гражданами, благодарно воспринимающими дело очень чистых, честных и благородных рук, коим является этот замечательный музей.
– Вам хватило времени освоить экспозицию?
– Меня знакомил с экспозицией профессиональный архивист Дмитрий Пушмин, который, как многие лучшие в моей жизни люди, когда дело касается настоящей любви, кипит страстью, хочет рассказать-показать-доказать, объяснить, и о тяжелых днях жизни, и о прекрасных днях, и о той удивительной надежде, которую подарил нам Ельцин.
Достаточно в воспроизведенном фрагменте услышать речь Бориса Николаевича, чтобы понять, что это был поступок настоящего, открытого, честного мужика, рожденного замечательной уральской землей. Я желаю здоровья и здравомыслия всем, кто будет гостем этого замечательного музея.