Очередной семейный творческий вечер состоялся в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Его гостями стали Вениамин и Алика Смеховы. Они представили совместную литературно-драматическую программу, подготовленную к юбилею Алики, который состоится 27 марта в московском Доме литератора. Можно сказать, что завсегдатаи киноклуба и поклонники артистов присутствовали 21 февраля на премьере будущего торжества.
Вениамин и Алика Смеховы – не только родные люди, но и успешно сотрудничающие коллеги. У них есть несколько совместных проектов: телефильм «Лекарь поневоле», снятый для канала «Культура», музыкально-театральное представление «Двенадцать месяцев танго», концертная программа «Старомодное признание». Наиболее яркие фрагменты из них вошли в программу семейного вечера отца и дочери Смеховых.
Для Вениамина Борисовича два последних года прошли под знаком памяти о двух самых значимых в его жизни людях – Юрии Любимове и Владимире Высоцком. Этими важными темами открылся вечер в Екатеринбурге. Встреча с екатеринбургским зрителем стала своеобразным творческим отчетом не только для Алики, но и для ее отца.
Вениамин Смехов – актер, режиссер, писатель и драматург – с 1965 года и по сей день служит в Театре драмы и комедии на Таганке. Покидал его лишь на два года в знак протеста против изгнания режиссера Юрия Любимова из СССР. Искушенному зрителю он известен своими ролями в спектаклях: «Послушайте!», «Мастер и Маргарита», «Ревизская сказка», «Доктор Живаго» и других. Широкой публике – своими ролями в кино, в котором начал сниматься с 1968 года: «Служили два товарища», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Ловушка для одинокого мужчины», «Ключ».
В 1990 году попробовал себя в качестве режиссера: поставил несколько драматических постановок, телевизионных спектаклей и опер в России, Израиле, Чехии, Германии, Франции. Некоторое время преподавал в университетах Америки. Автор художественных и публицистических книг: «Служенье муз не терпит суеты», «Скрипка мастера», «Таганка. Записки заключенного», «Живой и только», «В один прекрасный день…».
Дети и родители знают его как автора блистательной музыкальной сказки – «Али-баба и сорок разбойников».
Его младшая дочь Алика – актриса, певица – снялась в нескольких десятках фильмов и сериалов, в том числе «Курьер», «Кикс», «Бальзаковский возраст», «Моя прекрасная няня», «Лондонград». Телеведущая и член жюри нескольких шоу на телевидении. Кроме того, актриса записала четыре музыкальных альбома.
Когда ведущий вечера – киновед и радиоведущий Андрей Кулик представил гостей вечера: «Актер, режиссер, писатель, народный Атос России и его прекрасная дочь Алика!» – зал взорвался аплодисментами.
Свою встречу Вениамин Смехов назвал объяснением в любви городу, Ельцин Центру и своему зрителю. Он рассказал о своей новой книжке, выпущенной к восьмидесятилетию Высоцкого и посвященной их многолетней дружбе.
Общение со зрителем перемежалось ретроспективными кадрами из фильмов с участием Алики.
Отец и дочь читали стихи Александра Пушкина, Николая Некрасова, Николая Агнивцева, Владимира Маяковского, Даниила Хармса, Бориса Пастернака, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Николая Эрдмана, Александра Межирова и Владимира Высоцкого.
Смехов сопровождал чтение удивительно светлыми и трогательными историями из жизни актеров и поэтов.
Алика поделилась детскими воспоминаниями о школьных годах, об отце, его друзьях, выборе профессии и совместных проектах. Оказалось, что она училась в ГИТИСе на курсе Владимира Курочкина, который много лет возглавлял Свердловский Театр музыкальной комедии. В 1986 году его позвал за собой в Москву Борис Николаевич Ельцин. Курочкин возглавил Московский театра оперетты, преподавал в ГИТИС и Московском музыкальном училище имени Гнесиных.
Алика исполнила романсы и танго из альбома «Двенадцать месяцев танго».
Второе отделение было посвящено Владимиру Высоцкому: воспоминаниям, стихам и письмам поэта. Если в письмах встречалась ненормативная лексика, Смехов залихватски присвистывал. Он рассказал о встречах Высоцкого с Николаем Эрдманом, современником Есенина, Мариенгофа, Маяковского. Почитал зрителям его, актуальные и сегодня эпиграммы.
В зале присутствовал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он поблагодарил Вениамина и Алику Смеховых от лица всех присутствующих за приятно проведенный вечер. Элегантной виновнице вечера преподнес букет цветов. После состоялась автограф-сессия. Вениамин Борисович подписал книги всем желающим.
Семейный вечер Вениамина и Алики Смеховых в Ельцин Центре
Перед выступлением Вениамин Смехов успел дать интервью для сайта.
– Вениамин Борисович, наступило время больших и маленьких юбилеев: столетие революции, юбилей Любимова, 80-летие Высоцкого, пятилетие Гоголь-центру. И вы, конечно, во все это вовлечены. Расскажите, как вы откликнулись на эти даты?
– Большое событие произошло в ноябре 2017 года в Санкт-Петербургской академической Филармонии имени Шостаковича. Никак не мог я предвидеть такого праздника, как этот спектакль по моей пьесе, составленной из хроник, песен, стихов, прозы и писем людей, которых мы все знаем.
– Вы имеет в виду проект, посвященный 100-летию революции «Прошу слова! Год 1917»?
– Да. Достаточно назвать моих соавторов: Цветаеву, Гиппиус, Маяковского, Блока, Бердяева, Набокова, Святейшего Патриарха Тихона, отца Сергия Булгакова, Керенского, Ленина. Это было задумано как литературный монтаж. Все-таки это моя вторая профессия – литературная. Когда-то меня к этому призвал Юрий Петрович Любимов. Спектакль о Маяковском на Таганке (постановка Юрия Любимова 1967-го года – «Послушайте» – ред.) – был сделан по моему сценарию. И потом множество раз на телевидении и в театре мне удавалось делать такого рода литмонтажи и пьесы.
А этот просто на разрыв – такое событие! Это и мое личное событие, и оно оказалось событием для первоклассных слушателей филармонии. Мой друг, директор филармонии Илья Черкасов сам удивился. Они же привыкли к звукам великой музыки, а тут они слышат музыку слова, частушки, песни, стихи. Там были не только участники событий, но и свидетели 1917 года и оценщики нашего времени – Владимир Высоцкий и Юлий Ким. И вот все это собралось. А какая компания чудесная сложилась. Времени было мало на репетиции. И надо было, чтобы всем понравилось и захотелось – это ведущее свойство для наших побед. Если человек культуры хочет и любит, тогда даже количество вузов, которые он окончил, не имеет значения. Это были Дарья Мороз, Мария Матвеева, Дмитрий Высоцкий, Гарик Сукачев, Евгений Дятлов и я. Нам помогал замечательный художник театра-студии Петра Фоменко Вячеслав Фролов. Знаменитый композитор и джазовый музыкант Слава Ганелин. Вся команда Екатерины Галановой, создавшая много таких музыкальных перформансов. Она много и часто работала с Хворостовским. Что-то ее побудило с нами сотрудничать? Возможно, давняя моя дружба с ее папой, блестящим театроведом, ныне уже покойным. Это все питерская жизнь и питерский заказ – октябрь 1917 года. И столько поместилось в него, такая густота, столько ненависти праздничной и праздничной любви, восторгов к одному и тому же событию, которое называется Октябрьский переворот, Октябрьская катастрофа или Великая Октябрьская, социалистическая, не к ночи будь помянута, революция. В зале были люди, которые и так, и эдак относились к этому событию. Не хочу хвастать, но слушали, затаив дыхание. И это было счастье. Потом эту историю сняли питерские телевизионщики. Сделали с большой любовью, испросив совета в монтаже у моей жены – киноведа и театроведа Гали Аксеновой. Фильм уже вышел на канале «Культура». Какая радость была бы показать спектакль в Ельцин Центре вашей образованной публике. Это событие №1 моего сегодняшнего дня.
– У вас чрезвычайно насыщенная жизнь, как вы выдерживаете этот темп? Что вас вдохновляет?
– На ваш вопрос «Как вы живете?», отвечаю, что хорошего больше чем плохого! И слава Богу! Когда-то у меня состоялся дивный разговор с Булатом Шалвовичем Окуджавой. Мы снимали телевизионную программу «Театр моей памяти» у него на даче в Переделкино. Это был 1995 год. И он в разгар своих воспоминаний вдруг спрашивает: «А ты думаешь, каков я?» Я ему сказал тогда: «По-моему, ты не придаешь себе особого значения, но знаешь себе цену». Ему понравилось. Потом я то же самое сказал Темирканову. И ему понравилось. Есть люди, которым я этого никогда не скажу потому, что они другие. Ничего плохого в этом нет, люди разные. Не придавать себе особого значения, но при этом знать себе цену – это, если считать мою шестнадцатилетнюю жизнь рядом, можно назвать уроками Высоцкого. Вот еще одно непрекращающееся событие моей жизни. Ежедневно цитируемое. Думаю, что не только у меня, а у всех, как говорил Пригов (русский поэт, художник, основоположник московского концептуализма в искусстве – ред.) «осмысленных граждан». Вышла моя новая книга «Здравствуй, однако…» Если бы я был совсем уж нескромен, то назвал бы ее «Здравствуй, однако, Венька!» Так начиналось письмо Высоцкого и Золотухина ко мне в 1968 году из Сибири, где они снимались в «Хозяине тайги». Пятьдесят лет назад! Этому нет объяснения, почему об этом так легко говорить, как будто это было вчера. А позавчера в 1957-м были вахтанговская школа и Владимир Этуш, который, слава Богу, еще жив. Из самого для меня праздничного: продолжение счастливых авантюр моей жены Гали Аксеновой. Она в силу своей молодости побуждает меня к активности. Она сама считает цифры своего возраста, хотя, когда я за ней ухаживал, не считала. Когда она была у нас в театре на стажировке, на нее обратила внимание вся мужская команда Театра на Таганке.
Наша жизнь – один сплошной корпоратив. Я ей помогаю. Она – мне. Мы так счастливо испытываем судьбу. Небеса благосклонны, и мы много ездим по свету и по стране нашей, что, может быть даже важнее, чем отдых во Флориде – десять дней, украденных у зимы. Не знаю, как у вас, а у нас все перевязано – одни совпадения и парадоксы. Мы оказались на юге, на 25-градусной жаре в январе и феврале только потому, что фильм «Двадцать лет спустя» оформляла блестящая художница, выпускница Школы-студии МХАТ Светлана Яновская. Судьба ее сложилась так, что пришлось спасать отца своего, киевского оператора Александра Яновского. Поэтому она переехала туда, где его могли спасти. А дальше начались пересечения с именами Леонида Филатова, Леонида Каневского, Виталия Шаповалова, Иннокентия Смоктуновского, которые снимались в фильме «Дамский портной». И снимал их Александр Яновский. Дочка его осталась там и придумала себе занятие, в котором процветает – культурный туризм. Вот мы оказались в Майами. А потом еще где-то. И я задумал книгу «Жизнь в гостях». Это название как укор людям, которые считают себя хозяевами жизни. На самом деле все мы – гости. Я это очень остро чувствую. Также по господней воле я оказался в Ельцин Центре после Женечки Симоновой и ее дочки Зои Кайдановской.
– Это не первое ваше совместное выступление с Аликой?
– Галя давно придумала соединить нас с Аликой. Когда-то она преподавала историю немого кино в одном из колледжей США, а я отдыхал и перевел слова польских авторов на музыку танго. Даже не перевел, а заново пересочинил. Появился наш совместный спектакль «Двенадцать месяцев танго». В нем участвуем я и Алика, блестящий оркестр, квартет танго-мастеров. Алика исполняет романсы, посвященные месяцам с января по январь. Я читаю стихи поэтов Серебряного века и тоже немного пою. И вот уже появился одноименный фильм, концерт и вышел альбом. Потом был спектакль «Старомодное признание», где Алика исполняет русские и цыганские романсы, я читаю лирику и классику, нам аккомпанирует выдающийся мастер гитары Роман Зорькин. Мы много поездили с этим спектаклем и до сих пор радуем зрителя.
И наконец, 27 марта день рождения Алики – юбилей. Вообще слово «юбилей» должно быть частью сарказма, потому что у нас что ни праздник, то юбилей. Вечер в Центральном доме литераторов и Клубе писателей на Большой Никитской – тоже наша с Галей забота. Она придумала монтаж из фильмов с участием Алики. Получилась нарезка из фильмов, наших совместных выступлений и клипов. Один из них мне очень нравится с Александром Буйновым – «Не перебивай меня!». Так и называется ее юбилейный вечер. Она будет творить и стихи, и песни, и со мной, и сама. Это такой подарочный вечер, где будет много гостей. Сегодня по воле Ельцин Центра на нашем семейном вечере состоится своего рода репетиция будущего вечера.
– Выходит, посетители Ельцин Центр первыми увидят юбилейную программу Алики?
– И это особенно приятно. Мое знакомство со Свердловском состоялось давно. Я здесь снимался. Было несчастное время, когда мы были счастливы в качестве артистов. Мое пребывание совпало с современниковцами. У меня – съемки. У них – гастроли. Я тогда еще не знал, что через десять лет «эмигрирую» в «Современник», когда Любимов будет изгнан из Советского Союза. Мои друзья Олег Табаков и его тогдашняя жена Люся Крылова, Галина Волчек, Игорь Кваша, Женя Евстигнеев, Виктор Сергачев в свободное от спектаклей время пошли по грибы. И тут же на гастролях приготовили эти грибы в кастрюльке. И меня затащили на ужин с грибами и водкой.
Потом было другое время, и уже Екатеринбург, и не хватит пальцев руках перечесть количество радости и друзей. Нечаянных радостей, как например «Невьянская икона» – один из первых в стране частных музеев. Сегодня, надеюсь, я увижу новый музей – наивного искусства. Встреча с Евгением Ройзманом тоже нечаянная радость. Это уже историческое лицо, при том, что он весьма скромен. Он – выдающийся поэт. Женя отложил свой талант в сторону, когда надо было бороться за детей, чтобы уйти от этого кошмара – детской наркомании и наркомании вообще.
– Вы – известный ценитель поэзии. Мы помним, сколько поклонников собрали ваши поэтические чтения на Рождество в Ельцин Центре. Что читаете сейчас?
– Не могу не сказать про мои поэтические программы на телевидении, которым уже более десяти лет. Вот была программа «Я пришел к вам со стихами» на канале «Культура». Приятно в Ельцин Центре сообщить о моей очень серьезной шутке. Мне как-то позвонили и говорят: «Вениамин Борисович, это Первый канал». Я спрашиваю: «Культура?». «Первый канал». Снова спрашиваю: «Культура?». Они отвечают: «А-а, вы шутите?» «Нет, – говорю – это вы шутите. Если есть у нас первый канал, то это «Культура». И в истории, и в жизни, и на телевидении. Так вот, повезло мне с командой Шумакова (российский медиаменеджер, продюсер кино и телевидения, кинокритик, режиссёр, педагог, общественный деятель – ред.). Прежде всего это Андроникова, прекрасная Екатерина Ираклиевна и Карина Бальян – те, кто отвечают за эту часть телевизионных программ. Было шесть воскресных передач с актерами. Я там был не один, но я придумывал эти шесть программ: «Золотой век», «Серебряный век», «Поэты войны» и другие. Были также восемь фильмов «Золотой век Таганки» о восьми легендарных спектаклях. Передачи о четырех поэтах, четырех судьбах, в том числе о Маяковском. Основа была театральная – «Флейта-позвоночник», спектакль, который был сделан вдруг, по просьбе друзей из города Рима. Там был вечер Маяковского. Итальянец-художник, влюбленный в Маяковского, презентовал книгу «Клоп» со своими же иллюстрациями. А вторая часть вечера – был спектакль «Флейта-позвоночник». Все придумала моя жена. Спектакль получился на троих: я, Дима Высоцкий, Мария Матвеева. Художник – Слава Фролов. И режиссер – моя жена. В Москве Ира Апексимова сказала: «Почему бы вам не играть его на малой сцене?» И вот мы теперь его играем, и ездим по стране: в Астрахань и Воронеж. Были в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Вашингтоне. Спектакль получился счастливый. Жизнь и смерть Маяковского. Жаль, что он до вас не доехал. Другой спектакль с Женей Симоновой, которая передала нам эстафету побывать здесь. Это тоже событие. Спектакль пригласили на съемки и на его основе сделали фильм. Евгения Симонова читала Цветаеву. Также актеры читали Самойлова, Левитанского, Маяковского. Это одна из последних работ на телевидении, связанных с поэзией. А дальше, вы знаете – «Прошу слова! Год 1917».
Вот я и отчитался.
– В этом масштабном проекте про революцию у актеров, у зрителей, появилось, какое-то новое отношение к событию? Состоялась ли рефлексия, которую все ждали?
– Мы вам исповедались, а вы думайте. Нет сомнения, что то, что случилось сто лет назад – это катастрофа. Беда нашего времени в том, что по неопрятности нашего общества, например, слово «Сталин» из зловещего ряда кем-то старательно переносится в какой-то другой. Сейчас так плохо стало старикам, в таком они безвыходном состоянии, что они время социализма называют счастливым. Люди не обязаны извлекать истины из книг, если они еще умеют читать по-настоящему. Те, кто приходит в Ельцин Центр, они об этом узнают много нового, и это дает им пищу для размышления на тему каких-то истин и бед в нашем Отечестве.