Творческая встреча с актрисой театра и кино Варварой Шмыковой состоялась в Ельцин Центре в Екатеринбурге 4 декабря в рамках фестиваля «Кинопроба». Одна из главных звёзд современного российского кинематографа и театральной сцены рассказала участникам 18-го международного практикума киношкол о разнице между работой актёра в театре и в кино.
Варвара Шмыкова окончила Школу-студию МХАТ, где училась в мастерской В.А. Рыжакова, и вошла в независимую театральную труппу «Июльансамбль». Играет в спектаклях, идущих на сценах Центра им. Мейерхольда, театра «Практика», Учебного театра Школы-студии МХАТ и др., а также снимается в кино. Избранная фильмография: «Кино про Алексеева» (2014, реж. Михаил Сегал), «Нелюбовь» (2017, реж. Андрей Звягинцев), «Чики» (2020, реж. Эдуард Оганесян), «Петровы в гриппе» (2021, реж. Кирилл Серебренников).
Отвечая на вынесенный в заглавие встречи вопрос «Актер театра и кино – одно и то же?», Варвара Шмыкова выделила несколько основных отличий между театром и кино. Во-первых, отметила она, кино видят больше людей, а театр — меньше. Но при этом в театр постоянно ходят и многие знаменитые кинорежиссёры, и кастинг-директора. «Театр — это обязательно для образованного человека. Вопрос в том, как сделать так, чтобы он не был таким элитарным и был доступен для большего числа людей», — сказала актриса.
Во-вторых, кардинально различается подход к созданию произведения. «Спектакль создаётся 3-4 месяца. Театр — это то, что происходит между зрителем и спектаклем. Это диалог. К сожалению, кино проще — можно прийти домой и посмотреть его. Актёр в кино приходит на площадку, играет дубли. А в спектакле у тебя нет дубля, нет монтажа. Театр — это чуть-чуть поживее. Это ценнее и дороже, ведь ты видишь своего любимого артиста живьём», — сказала Варвара Шмыкова. Она также сообщила о своём неприятии принятого в театре термина «служить» применительно к актёрам: «Я борец со словом „служит“. Я играю спектакли».
Варвара Шмыкова прокомментировала новость о переходе мастера её театральной труппы «Июльансамбль» Виктора Рыжакова на пост руководителя театра «Современник». Она сообщила, что в связи с этим событием «Июльансамбль» не будет выпускать новые спектакли. Во многом из-за того, что многие артисты труппы стали артистами «Современника». Сама она в «Современник» идти не собирается, так как предпочитает проектную работу: «Виктор Анатольевич не звал меня, потому что знает, что мой ответ будет „нет“».
По мнению актрисы, в совмещении работы в кино и в театре нет ничего плохого: «Это супервозможность и прелесть моего жанра: можешь быть кем угодно и делать проекты с разными людьми. Быть разной для меня — главное в профессии. Если я буду одинаковой, это будет неинтересно ни вам, ни мне. У меня работа такая — развлечение. И я всегда получаю от неё удовольствие».
По словам артистки, ещё одна важная составляющая профессии — возможность переживать не только внешние, но и внутренние метаморфозы: «Эта профессия как психотерапия: каждый новый проект — тема для размышлений и вопросов. А чем больше у человека вопросов к миру, тем интереснее будет протекать его жизнь».
Творческая встреча с актрисой театра и кино Варварой Шмыковой в рамках фестиваля «Кинопроба».
Артистка также сообщила, что, несмотря на занятость, она может согласиться и на некоммерческую работу, если ей будет интересен материал. Примером такой работы стала короткометражка «Варя» режиссёра Ники Горбушиной.
Перед творческой встречей с участниками «Кинопроб» Варвара Шмыкова посетила Музей первого президента России Бориса Ельцина и ответила на несколько вопросов для сайта Ельцин Центра.
Интервью Варвары Шмыковой для сайта Ельцин Центра
Видео: Александр Поляков
— Недавно видел у вас в сторис очень экспрессивное совместное выступление с Тиной Кузнецовой (проект Zventa Sventana — ред.). Что это за коллаборация? Это постоянная история или спонтанная?
— Это подарок судьбы, мне кажется. Потому что я Тину слушаю с подросткового возраста. Так получилось, что год назад я снялась у неё в клипе на песню «Мужа дома нету», которую мы в итоге и исполняли. Тина знает, что я люблю петь, что я умею это делать, и она меня позвала выступить вместе с этой песней. Тина — богиня, и рядом с ней стоять — это и удовольствие, и честь. И от зрителей, которых ты видишь, удивительное ощущение. Все на какой-то одной волне, и ты находишься в каком-то потоке. Там нет лишних людей.
— Что вас привело в Екатеринбург?
— Кинофестиваль «Кинопроба», и я этому очень рада. Потому что я первый раз в Екатеринбурге, первый раз в Ельцин Центре. Я счастлива оказаться здесь. Екатеринбург я совсем чуть-чуть увидела, но мне очень нравится! Может, я человек такой позитивно настроенный, но те люди, которых мы встречаем, суперклассные. Мы гуляли вчера, я гоняла уток, мы ходили по каким-то переходам, по улице Малышева, по проспекту Ленина погуляли немножко.
— Как вам Музей Бориса Ельцина?
— Очень круто и безумно интересно! В первую очередь то, что мы видим историю страны через историю про человека. Про реального человека, реальную историю, к которой можно прикоснуться, которую можно увидеть своими глазами. И так или иначе эта история касается меня, потому что я живу в стране Россия. Я смотрела на экспозицию — всё сделано с такой любовью и кропотливостью. И это всё безумно трогательно, и эмоции самые яркие — и грустные, и весёлые. Но я хочу вернуться ещё, походить самостоятельно…
— Есть какой-то экспонат, который впечатлил сильнее всего?
— Там столько раз я делала вот так вот: «О, вау!» Какие-то элементы прошлого, всякие там дискеты, кассеты, пылесосы, магнитофоны. Но наверное, самое классное было увидеть вживую кукол из программы на НТВ. Это очень круто. Я помню эту передачу, я помню, сколько она вызывала разных отзывов, но она была какой-то важной, мне кажется.
Знаю, что есть много отзывов негативных про Ельцин Центр, и я пыталась сегодня понять почему… Наверное, это всё-таки связано с каким-то личным отношением к Борису Николаевичу. Которого у меня скорее нет, какого-то конкретно сформированного, потому что я родилась в 1992-м году. Могу только по каким-то слухам, видео, газетам, разговорам понять.
То, что я увидела, вызвало во мне бурю эмоций. Потому что я, как представитель творческого цеха, завидую тому времени. Конкретно говорю про свободу мысли, свободу слова. И тому, что тебя могут услышать, кем бы ты ни был, как бы ты ни представлял себя. С зелёным париком, как угодно. И те правила, или те пункты, которые здесь представлены, к сожалению, сейчас как будто бы не соблюдаются.
— А почему свобода — это важно?
— Пф! Я зашла в кабинку, которая есть в музее. И записала видео о том, что такое свобода и почему это важно. Это важно, потому что свобода для меня — это честность. Мне кажется, я думаю, я уверена, что честность — это самое главное, что может быть у человека. В это же понятие входят для меня и доблесть, и мужество, и сила. Это всё — в свободе. Поэтому классный центр, я хочу ещё пойти и походить.
— Где в ближайшее время можно будет увидеть Варвару Шмыкову?
— Две премьеры в двух разных театрах. Первая будет на Малой Бронной, режиссёр Саша Молочников. Вторая премьера весной будет, режиссёр Савва Савельев, в Гоголь-центре.
— А в кино или в сериалах?
—В 2022 году выйдет фильм Айсултана Сеитова. Там не очень большая роль, но я очень жду фильм, потому что я знаю задумку Айсултана ещё давно, когда он ещё был студентом в Нью-Йоркской академии. И я очень рада, что это его большой кинодебют и что я смогла там поучаствовать.