Вадим Басс: как расшифровать здание?

20 апреля 2024 г.Михаил Лузин
Вадим Басс: как расшифровать здание?

Каждое здание в городе — это источник информации об историческом и социальном контексте своей эпохи. Оно «говорит» со зрителем архитектурным планом и фасадами, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения.

Что может «считать» профессионал из городской среды? Как в разные эпохи определяются критерии качества архитектуры? Как от трактата Витрувия до современных текстов эволюционировали взгляды на проблему коммуникации и социального конструирования в зодчестве?

На эти и другие вопросы в Образовательном центре Ельцин Центра ответил 9 апреля Вадим Басс — кандидат искусствоведения, доцент Школы искусств и культурного наследия Европейского университета Санкт-Петербурга (ЕУСПб). Его лекция стала второй в совместном цикле Ельцин Центра и ЕУСПб «Исследования культурной памяти».

Архитектура как отражение общественного устройства

Главная мысль, которую попытался донести до аудитории эксперт, — всегда стоит смотреть не только на само здание, но и на причины его возникновения. Исторический и социальный контекст, который опосредует постройку, оставляет нам сообщение через её форму. В картинке с «птичьего полёта» и в общей композиции объёмов мы видим отражение устройства общества, для которого этот объект создаётся.

Например, университет Аалто в Хельсинки свободной композицией, асимметрией и связью с ландшафтом сообщает нам об отсутствии очевидной иерархической структуры — в отличие от собора Святого Петра в Риме. По словам Вадима Басса, в последнем случае мы видим пространство, выстроенное не только из функционалистских соображений оптимизации и удобства, но и соображений манипулятивных.

— Архитектура веками рассматривалась как социальная деятельность по установлению границ, — отметил эксперт. — Эта модель на протяжении Нового времени была базовой для архитектурного мышления. Она легитимным образом развивалась начиная с реконструкции Рима в XVI веке: «трезубец» пьяцца Дель Пополо символизирует идею геометрической структуры, «натянутой» на нейтральную основу реально существующего города. Таким же образом создавались Париж барона Османа или сталинская Москва.

По словам Вадима Басса, архитектор — это тот, кто обозначает статус заказчиков постройки, кем бы они ни были: знатным семейством или господствующим классом. Поэтому со времён древнеримского архитектора Витрувия об этом искусстве часто говорят как о системе пространственной фиксации социальных иерархий.

Смена подхода в Новое время

Любой дом в городе можно воспринимать как социальное свидетельство, и прочитать его можно через вертикальный план. В качестве примера лектор привёл доходные дома, которые стали появляться в Париже в 1850-х годах при османовской перепланировке.

— Здесь вы видите весь срез социальной структуры общества, вплоть до гендерных обстоятельств. Витринные окна в нижнем ярусе говорят о том, что структура экономики поменялась. Общепит и магазины — это возможность занять женщин: раньше они были исключены из экономики, а сейчас в неё вливаются. И обратите внимание на балконы — они напоминают театральные ярусы, вывернутые в городское пространство: так Париж предстаёт нам как город-театр.

Театр — это важная метафора. В европейских городах Нового времени в них ходили не столько за спектаклем, сколько за подтверждением социального статуса. Неслучайно начиная с XVIII века часть здания, не связанная с собственно театральным действом, сильно увеличивается: появляются портики, лестницы, ярусы.

Сословная архитектура и архитектура советского проекта

Любое здание появляется в социально-политическом контексте своей эпохи, и его план может многое рассказать об общественной структуре. В качестве примера историк привёл Витебский (Царскосельский) вокзал в Санкт-Петербурге, одну из главных станций Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

— Это интересный, «звёздный» проект начала XX века для стремительно модернизирующейся страны. Но мы видим, как на него накладывается старорежимная иерархия аристократического общества: есть отдельная царская ветка и царский павильон, а план выполнен так, чтобы пассажиры первого и второго класса не смешивались с пассажирами третьего. Если мы хотим понять, как было устроено петербургское общество 1903 года, мы смотрим на этот план. А если вы сравните дореволюционные нормы проектирования рабочих казарм и «нормального жилья», вы примерно сможете понять, почему случаются революции.

В послереволюционной модернистской архитектуре вроде домов-коммун очевидно распределение жилого объёма в соответствии с декларируемыми лозунгами о всеобщем равенстве. Здесь много коллективных сервисов, но, считает Вадим Басс, люди даже в таком запрограммированном пространстве начинают выстраивать иерархии: делятся на тех, кто живёт ближе к общественному корпусу, лестнице и т. д.

Видимая иерархия снова проступила в советской архитектуре 1930-х годов, когда «власть захотела пожить по-человечески». В качестве примера историк привёл Первый дом Ленсовета, построенный для ленинградского партийного истеблишмента.

— По тем временам он сильно превышает стандарты советской жизни. Там есть пяти-, шестикомнатные и даже двухэтажные квартиры, с полукомнатой или комнатой для домработницы. И выходит, что при всех декларациях про бесклассовое общество эта планировка никак не отличается от дореволюционной для богатых людей.

Своевременность архитектуры

— Важное качество любого архитектурного проекта — его своевременность, — отметил Вадим Басс. — Знаменитый финский функционалист Алвар Аалто спроектировал в 1920-30-х годах множество зданий под санатории. Дело в том, что в это время ещё не умели лечить туберкулёз. Господствовал подход: больных нужно изолировать, лучше кормить и создавать условия для выздоровления.

Аалто не только создал здание с двухместными палатами, но и разработал сопутствующие успешному лечению нюансы: знаменитые кресла Паймио, сидя в которых можно дышать правильно, полной грудью; бесшумные раковины, чтобы не раздражать соседа; дверные ручки, за которые невозможно зацепиться широкими рукавами больничного халата.

Но как только были изобретены антибиотики, надобность в подобных санаториях отпала, и многие из них были трансформированы в университетские госпитали общего профиля.

Архитектура психологического эффекта

Ещё одной легитимной частью профессии является провоцирование психологических эффектов: это можно увидеть и на примере Франческо Борромини, построившего собор Святого Петра, и в современных работах Захи Хадид.

— Попадая в такое здание, вы понимаете, что в вас нашли нужные педали и «надавили» определённым образом, чтобы вы что-то почувствовали. Начиная с эпохи модернизма это стало базовым заданием архитектора, — отметил эксперт.

Особенно ярко эта психологическая манипуляция раскрывается в мемориальной архитектуре. Социальные обязательства архитектора при работе над таким проектом часто сводятся к тому, чтобы сделать не хорошо и удобно, как того требует классический подход, а плохо и неуютно.

— Если делают музей, посвящённый той или иной трагедии, вам и не должно быть хорошо, потому что иначе вас не «пробить». Собственно, это и есть задача: создать визуально травматическую, резкую, дискомфортную архитектуру, — комментирует Вадим Басс.

«Архитектура успеха»

Вадим Басс рассказал и о том, как политические программы и идеологии, причём не только тоталитарные, вписываются в архитектуру. Например, реконструкция берлинского Рейхстага по проекту Нормана Фостера — это демонстрация «истории успеха» демократии: единый зал для прессы, публики и самих законодателей, причём публика сидит даже выше, чем депутаты. При реставрации сохранены или перенесены надписи, оставленные советскими солдатами при штурме, и, когда канцлер идёт к своему кабинету, он видит их на стенах. А естественное освещение через огромный стеклянный купол отсылает нас к современной экологической повестке.

Архитектура как инструмент коммуникации

В завершение лекции Вадим Басс рассказал об эволюции архитектуры как средства коммуникации. Со времён Витрувия она мыслилась как геометрическое искусство. Здание в нём уподобляется гармонично сложенному телу: красота и строгая соразмерность частей такова, что нельзя ничего ни прибавить, ни убавить, не сделав хуже.

Следующий шаг был связан с различением внешних и внутрецеховых, профессиональных и социальных ценностей. Отсюда развилась дополнительная логика формообразования: архитектура стала мыслиться как инструмент социального регулирования, а представление о том, что мир состоит из иерархии, нашло отражение в визуальном.

В эпоху Просвещения архитекторы начинают задумываться не о выращивании зданий как идеальных тел, а об упаковке в форму их будущих функций. Из этой точки и начала расти современная нам архитектура.

— Уже в XIX веке городская среда стала говорить прохожему: «я больница», «я вокзал», «я жилой дом». Раньше этого не было, потому что дома были «прикручены» к местам и хозяевам. Всё было стабильно: вы рождались и умирали примерно в одном и том же пространстве. Но после Французской революции все иерархии ломаются, и появляется необходимость в том, чтобы дома с вами разговаривали. Одно из побочных последствий такого подхода — архитектура начала восприниматься как театральные декорации для перемещений по городу, — говорит Вадим Басс.

В сегодняшнем мире идея об архитектуре как инструменте коммуникации достигла своего пика: по словам лектора, дом — это то, что вы должны заметить, и понять его функцию, когда едете по хайвею со скоростью 60 миль в час. Впрочем и этот подход, возможно, скоро эволюционирует, ведь сегодня о функциональном назначении здания сообщает не столько его внешний вид, сколько ваш гаджет.

Другие новости

Конференции

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»
22–24 ноября 2024 года в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века».
12 ноября 2024 г.
Концерт

Балет на музыку не для сцены

Балет на музыку не для сцены
Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гост…
8 ноября 2024 г.
Образование

Музейный мир и его секреты — школьникам

Музейный мир и его секреты — школьникам
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профе…
7 ноября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.