В Ельцин Центре 21 мая 2016 года в рамках Ночи музеев пройдет первая программа из цикла показов современного российского авторского кино (артхауса). Ее составят наиболее заметные фильмы этого направления 2015 года.

Откроет программу историко-философская драма (на материале советско-германских отношений в канун Великой Отечественной войны) «Милый Ханс, дорогой Петр». Фильм представят режиссер фильма Александр Миндадзе и продюсер Лиза Антонова.

Официальный трейлер фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»

Картина получила премии киноакадемии «Ника» в нескольких номинациях, в том числе «Лучший сценарий» и «Лучший фильм», а также – Гильдии киноведов и кинокритиков России в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший сценарий», «Лучшая операторская работа». Рассказ Александра Миндадзе о фильме – читайте ниже.

Премию Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший дебютный фильм 2015 года получила картина «Пионеры-герои», которую в Екатеринбурге представит режиссер, сценарист и исполнительница одной из главных ролей Наталия Кудряшова. Фильм – удивительно внятное и одновременно исповедальное высказывание поколения 35-летних, которое еще застало эпоху советского идеализма, а сегодня ощущает себя героем «безгеройного времени».

Трейлер фильма "Пионеры-герои"

Завершит программу фильм режиссера, постоянно живущего и работающего в Екатеринбурге, Алексея Федорченко – «Ангелы Революции», который получил специальный приз «Марк Аврелий будущего» МКФ в Риме и приз кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи за лучшую режиссуру. Это самобытная, изобразительно насыщенная картина построена на непримиримом конфликте революционной морали 20-х годов прошлого века и традиционного уклада жизни коренных народов Севера; признанного во всем мире советского авангарда и древнего язычества.

Трейлер фильма "Ангелы революции"

Специально для читателей сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Миндадзе рассказал о том, как пришла идея фильма, как снималась картина, о ее прокатной судьбе:

– Я как-то читал статью: ехал немецкий офицер по оккупированному городку и узнавал знакомые места – он уже был здесь как инженер. Работал вместе с русскими, ухлестывал за русской девушкой, ходил на танцы, беспечный, любящий и любимый. А теперь он в навязанной ему роли врага – вот ведь разворот судьбы!

Отсюда и стала вытягиваться вся история. Я изучал материалы об экономическом сотрудничестве двух стран, ездил в Питер на завод ЛОМО, где до сих пор работают немецкие станки 1937 года. И придумался рассказ про Грету, влюбленную в своего коллегу, а ему эта любовь не нужна – в нем уже рванул снаряд будущей войны… Он пересек эту черту и стал чужим и для наших и для немцев.

Мне было важно передать ощущение, что катастрофа неотвратимо приближается, и один из героев под ее излучением просто сходит с ума и в аффекте устраивает аварию. Они все – под этой радиацией и не понимают, что с ними происходит. Приближаются события, о которых мы уже знаем, а герои еще нет. Они могут только что-то смутно чувствовать.

Проблема и сложна, и проста. Это – не своеволие, не оторванная от жизни заумная абракадабра, и у меня нет ни одного фильма, высосанного из пальца. А если есть я, то есть и другие люди, которые чувствуют так же, – и мы попадем в резонанс. Когда я работал в более реалистических координатах, в том числе в фильмах, которые мы сделали с Вадимом Абдрашитовым, – там тоже были такие вопросы.

Немцы, которые играют в картине большинство ролей, впервые столкнувшись с нашей сценарной школой кинопрозы, были ошеломлены возможностями, которые она открывает актеру: в ремарках протекает та жизнь, какой она только частично прорывается в диалогах. Часто более важная, чем сказанное вслух. В некоторых случаях они предлагали словесные замены – если чувствовали, что по-немецки что-то звучит коряво.

Эти актеры снимались у таких режиссеров как Тарантино и Ханеке, но это скромнейшие люди. На съемки приезжали на велосипедах, не опоздав ни на минуту, в работе выкладывались на сто процентов. Сами просили снимать все новые дубли. Они не хуже и не лучше наших артистов, но, признаю, профессиональней.

Антураж времени мне был нужен в той мере, в какой он необходим для достоверности. Мне интересней то, что происходит с людьми. Все облегчалось тем, что я сам писал сценарий, а когда пишешь – фактически уже снимаешь. К тому же оператор Олег Муту маниакально изучал сценарий и не формально ловил красивый кадр, а воплощал замысел.

Сейчас я работаю в более радикальных формах – но поверьте, не специально. Понимаю: фильм ждет нелегкая судьба, и на широкий прокат не рассчитываю.

Кинокритики о фильме «Милый Ханс, дорогой Петр»

Антон Долин, «Афиша»:

– Есть какая-то изумительная ирония судьбы в том, что самым радикальным, если не сказать авангардным, постановщиком постсоветской России стал не какой-нибудь молодой талант, учившийся ремеслу, допустим, в США или Франции, а Александр Миндадзе – 66-летний сценарист, заработавший имя еще при СССР, когда был известен исключительно в составе дуэта с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Третий фильм Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» – невероятно сложный, самобытный, независимый во всех смыслах и вместе с тем прозрачный и внятный – не позволяет в этом усомниться.

Юрий Гладильщиков, New times:

– В середине 2013-го Министерство культуры, оправдывая цензурные ожидания начальства, отказало «Милому Хансу, дорогому Петру» в господдержке, поскольку он не прошел экспертизу военно-патриотического и социально-психологического советов (оказывается, при ведомстве Мединского есть и такие!). Сценарию инкриминировали фальсификацию истории накануне 70-летия Победы. Но никаких военных действий в фильме нет. А есть очень неожиданная история, опирающаяся на реальные факты в запутанных советско-германских отношениях 1939–1941 годов.

Особенность Миндадзе в том, что он ничего не поясняет зрителю. Аннотации к его режиссерским работам лишь сбивают с толку. Он ставит фильмы не о событиях, а о людях – об их чувствах и об их психозах. «Милый Ханс…» – в сущности, фильм о предчувствии войны.

Лариса Малюкова, «Новая газета»:

– Итак, немецкие инженеры работают бок о бок с нашими специалистами на заводе по производству высокоточной оптики. Еще чай не успеет остыть в чашке, как «верные друзья» превратятся в проклятых врагов, а вымечтанная и выстраданная линза – в прицел. Назначенные «историки-консультанты» требовали, чтобы Миндадзе отодвинул действие в прошлое, куда-нибудь в 30-е... И тогда бы исчезла подозрительная похожесть, «зеркальность» нас и немцев, уже стоящих над обрывом мира в войну. Но еще более раздражало цензоров главное ощущение фильма – необратимости катастрофы, рассыпанной мелкими незначительными деталями в солнечных буднях потерявшего равновесие мира.

В общем, что и говорить, чиновники – не дураки: нюхом чувствуют – фильм Миндадзе сегодня самое актуальное высказывание о действительности.

Зара Абдуллаева, «Искусство кино»:

– Александр Миндадзе снял эспрессионистское кино. Однако никакого в нем нет «калигаризма» и прочих примет давнего стиля. Но мунковский «Крик» (1893), предшествующий ощущениям, мирочувствию экспрессионистов-писателей, резонирует концентрации тревоги, страха, отчаяния, пропитавших картину Миндадзе.

Этот изнутри вырванный вопль, как и телесные жесты, динамизм субъективности, то загоняется на глубину внутреннего опыта персонажей, то вспарывает их присутствие ревностью, одиночеством, едким предчувствием смерти.

Олеся Трошина, «Киноафиша»:

– Фильм со всех сторон представляется неудобным и некомфортным. Большинству он покажется отталкивающим, но если попытаться пробиться сквозь стену напряжения, созерцательных сцен, непривычных ракурсов и сменяющих друг друга контрастов, то в нем откроется нечто осмысленное и продуманное до мельчайших деталей. Больше всего завораживает актерская игра, особенно, пронзительный взгляд Якоба Диля. Нервы эмоций обнажаются и в исполнении своих ролей другими членами немецкой четверки: Биргит Минихмайр, Марка Вашке и Марка Хоземанна. То и дело бурные реакции сменяются холодным спокойствием и так до самого конца, который, кстати, оставляет весьма спорные и неоднозначные чувства.

Валерий Кичин, «Российская газета»:

– Фильм Миндадзе о расчеловечивании человека предвоенным мороком и самой войной, о том, как под нарастающий грохот военной техники теряются представления о добре и зле, усыпляются совесть и разум. Достучаться до общества ему будет нелегко – такого уровня тему не выразишь простейшим языком, но в истории он останется как бесценное свидетельство времени.

Кино-акция «Русский артхаус в Ночь музеев»

Кино-конференц-зал Ельцин Центра

  • 16.00 «Милый Ханс, дорогой Петр» – представляют режиссер Александр Миндадзе и продюсер Лиза Антонова
  • 19.30 «Пионеры-герои» – представляет режиссер, сценарист и исполнительница главной роли Наталья Кудряшова
  • 23.00 «Ангелы Революции» – представляет режиссер и продюсер Алексей Федорченко (Екатеринбург)

Ведущий – киновед Вячеслав Шмыров

Билеты можно купить заранее онлайн на Weburg

  • (при покупке онлайн - нажать кнопку "Купить билет", после этого появится возможность выбрать тип билета)

Стоимость билета на специальные кинопоказы:

  • посещение одного фильма 200 рублей
  • три фильма 300 рублей
  • студентам, пенсионерам скидка 50% (льготные билеты продаются только в кассах книжного магазина "Пиотровский" в Ельцин Центре, скидки на абонемент не распространяются)

Билеты на кинопоказы дают право на посещение музея и галереи.