В Ночь музеев Александр Миндадзе покажет «Милого Ханса…»

12 мая 2016 г.
В Ночь музеев Александр Миндадзе покажет «Милого Ханса…»

В Ельцин Центре 21 мая 2016 года в рамках Ночи музеев пройдет первая программа из цикла показов современного российского авторского кино (артхауса). Ее составят наиболее заметные фильмы этого направления 2015 года.

Откроет программу историко-философская драма (на материале советско-германских отношений в канун Великой Отечественной войны) «Милый Ханс, дорогой Петр». Фильм представят режиссер фильма Александр Миндадзе и продюсер Лиза Антонова.

Официальный трейлер фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»

Картина получила премии киноакадемии «Ника» в нескольких номинациях, в том числе «Лучший сценарий» и «Лучший фильм», а также – Гильдии киноведов и кинокритиков России в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший сценарий», «Лучшая операторская работа». Рассказ Александра Миндадзе о фильме – читайте ниже.

Премию Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший дебютный фильм 2015 года получила картина «Пионеры-герои», которую в Екатеринбурге представит режиссер, сценарист и исполнительница одной из главных ролей Наталия Кудряшова. Фильм – удивительно внятное и одновременно исповедальное высказывание поколения 35-летних, которое еще застало эпоху советского идеализма, а сегодня ощущает себя героем «безгеройного времени».

Трейлер фильма "Пионеры-герои"

Завершит программу фильм режиссера, постоянно живущего и работающего в Екатеринбурге, Алексея Федорченко – «Ангелы Революции», который получил специальный приз «Марк Аврелий будущего» МКФ в Риме и приз кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи за лучшую режиссуру. Это самобытная, изобразительно насыщенная картина построена на непримиримом конфликте революционной морали 20-х годов прошлого века и традиционного уклада жизни коренных народов Севера; признанного во всем мире советского авангарда и древнего язычества.

Трейлер фильма "Ангелы революции"

Специально для читателей сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Миндадзе рассказал о том, как пришла идея фильма, как снималась картина, о ее прокатной судьбе:

– Я как-то читал статью: ехал немецкий офицер по оккупированному городку и узнавал знакомые места – он уже был здесь как инженер. Работал вместе с русскими, ухлестывал за русской девушкой, ходил на танцы, беспечный, любящий и любимый. А теперь он в навязанной ему роли врага – вот ведь разворот судьбы!

Отсюда и стала вытягиваться вся история. Я изучал материалы об экономическом сотрудничестве двух стран, ездил в Питер на завод ЛОМО, где до сих пор работают немецкие станки 1937 года. И придумался рассказ про Грету, влюбленную в своего коллегу, а ему эта любовь не нужна – в нем уже рванул снаряд будущей войны… Он пересек эту черту и стал чужим и для наших и для немцев.

Мне было важно передать ощущение, что катастрофа неотвратимо приближается, и один из героев под ее излучением просто сходит с ума и в аффекте устраивает аварию. Они все – под этой радиацией и не понимают, что с ними происходит. Приближаются события, о которых мы уже знаем, а герои еще нет. Они могут только что-то смутно чувствовать.

Проблема и сложна, и проста. Это – не своеволие, не оторванная от жизни заумная абракадабра, и у меня нет ни одного фильма, высосанного из пальца. А если есть я, то есть и другие люди, которые чувствуют так же, – и мы попадем в резонанс. Когда я работал в более реалистических координатах, в том числе в фильмах, которые мы сделали с Вадимом Абдрашитовым, – там тоже были такие вопросы.

Немцы, которые играют в картине большинство ролей, впервые столкнувшись с нашей сценарной школой кинопрозы, были ошеломлены возможностями, которые она открывает актеру: в ремарках протекает та жизнь, какой она только частично прорывается в диалогах. Часто более важная, чем сказанное вслух. В некоторых случаях они предлагали словесные замены – если чувствовали, что по-немецки что-то звучит коряво.

Эти актеры снимались у таких режиссеров как Тарантино и Ханеке, но это скромнейшие люди. На съемки приезжали на велосипедах, не опоздав ни на минуту, в работе выкладывались на сто процентов. Сами просили снимать все новые дубли. Они не хуже и не лучше наших артистов, но, признаю, профессиональней.

Антураж времени мне был нужен в той мере, в какой он необходим для достоверности. Мне интересней то, что происходит с людьми. Все облегчалось тем, что я сам писал сценарий, а когда пишешь – фактически уже снимаешь. К тому же оператор Олег Муту маниакально изучал сценарий и не формально ловил красивый кадр, а воплощал замысел.

Сейчас я работаю в более радикальных формах – но поверьте, не специально. Понимаю: фильм ждет нелегкая судьба, и на широкий прокат не рассчитываю.

Кинокритики о фильме «Милый Ханс, дорогой Петр»

Антон Долин, «Афиша»:

– Есть какая-то изумительная ирония судьбы в том, что самым радикальным, если не сказать авангардным, постановщиком постсоветской России стал не какой-нибудь молодой талант, учившийся ремеслу, допустим, в США или Франции, а Александр Миндадзе – 66-летний сценарист, заработавший имя еще при СССР, когда был известен исключительно в составе дуэта с режиссером Вадимом Абдрашитовым. Третий фильм Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» – невероятно сложный, самобытный, независимый во всех смыслах и вместе с тем прозрачный и внятный – не позволяет в этом усомниться.

Юрий Гладильщиков, New times:

– В середине 2013-го Министерство культуры, оправдывая цензурные ожидания начальства, отказало «Милому Хансу, дорогому Петру» в господдержке, поскольку он не прошел экспертизу военно-патриотического и социально-психологического советов (оказывается, при ведомстве Мединского есть и такие!). Сценарию инкриминировали фальсификацию истории накануне 70-летия Победы. Но никаких военных действий в фильме нет. А есть очень неожиданная история, опирающаяся на реальные факты в запутанных советско-германских отношениях 1939–1941 годов.

Особенность Миндадзе в том, что он ничего не поясняет зрителю. Аннотации к его режиссерским работам лишь сбивают с толку. Он ставит фильмы не о событиях, а о людях – об их чувствах и об их психозах. «Милый Ханс…» – в сущности, фильм о предчувствии войны.

Лариса Малюкова, «Новая газета»:

– Итак, немецкие инженеры работают бок о бок с нашими специалистами на заводе по производству высокоточной оптики. Еще чай не успеет остыть в чашке, как «верные друзья» превратятся в проклятых врагов, а вымечтанная и выстраданная линза – в прицел. Назначенные «историки-консультанты» требовали, чтобы Миндадзе отодвинул действие в прошлое, куда-нибудь в 30-е... И тогда бы исчезла подозрительная похожесть, «зеркальность» нас и немцев, уже стоящих над обрывом мира в войну. Но еще более раздражало цензоров главное ощущение фильма – необратимости катастрофы, рассыпанной мелкими незначительными деталями в солнечных буднях потерявшего равновесие мира.

В общем, что и говорить, чиновники – не дураки: нюхом чувствуют – фильм Миндадзе сегодня самое актуальное высказывание о действительности.

Зара Абдуллаева, «Искусство кино»:

– Александр Миндадзе снял эспрессионистское кино. Однако никакого в нем нет «калигаризма» и прочих примет давнего стиля. Но мунковский «Крик» (1893), предшествующий ощущениям, мирочувствию экспрессионистов-писателей, резонирует концентрации тревоги, страха, отчаяния, пропитавших картину Миндадзе.

Этот изнутри вырванный вопль, как и телесные жесты, динамизм субъективности, то загоняется на глубину внутреннего опыта персонажей, то вспарывает их присутствие ревностью, одиночеством, едким предчувствием смерти.

Олеся Трошина, «Киноафиша»:

– Фильм со всех сторон представляется неудобным и некомфортным. Большинству он покажется отталкивающим, но если попытаться пробиться сквозь стену напряжения, созерцательных сцен, непривычных ракурсов и сменяющих друг друга контрастов, то в нем откроется нечто осмысленное и продуманное до мельчайших деталей. Больше всего завораживает актерская игра, особенно, пронзительный взгляд Якоба Диля. Нервы эмоций обнажаются и в исполнении своих ролей другими членами немецкой четверки: Биргит Минихмайр, Марка Вашке и Марка Хоземанна. То и дело бурные реакции сменяются холодным спокойствием и так до самого конца, который, кстати, оставляет весьма спорные и неоднозначные чувства.

Валерий Кичин, «Российская газета»:

– Фильм Миндадзе о расчеловечивании человека предвоенным мороком и самой войной, о том, как под нарастающий грохот военной техники теряются представления о добре и зле, усыпляются совесть и разум. Достучаться до общества ему будет нелегко – такого уровня тему не выразишь простейшим языком, но в истории он останется как бесценное свидетельство времени.

Кино-акция «Русский артхаус в Ночь музеев»

Кино-конференц-зал Ельцин Центра

  • 16.00 «Милый Ханс, дорогой Петр» – представляют режиссер Александр Миндадзе и продюсер Лиза Антонова
  • 19.30 «Пионеры-герои» – представляет режиссер, сценарист и исполнительница главной роли Наталья Кудряшова
  • 23.00 «Ангелы Революции» – представляет режиссер и продюсер Алексей Федорченко (Екатеринбург)

Ведущий – киновед Вячеслав Шмыров

Билеты можно купить заранее онлайн на Weburg

  • (при покупке онлайн - нажать кнопку "Купить билет", после этого появится возможность выбрать тип билета)

Стоимость билета на специальные кинопоказы:

  • посещение одного фильма 200 рублей
  • три фильма 300 рублей
  • студентам, пенсионерам скидка 50% (льготные билеты продаются только в кассах книжного магазина "Пиотровский" в Ельцин Центре, скидки на абонемент не распространяются)

Билеты на кинопоказы дают право на посещение музея и галереи.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.