4 марта в Ельцин Центре в Екатеринбурге состоялся показ документального фильма Дарьи Виолиной и Сергея Павловского «Дольше жизни», посвященного судьбе детей, чьи родители в сталинское время были репрессированы. Картина получила Гран-при правозащитного кинофестиваля «Сталкер».
Представила фильм и его автора, Дарью Виолину, председатель уральского филиала общества «Мемориал» Анна Пастухова:
— Символично, что мы собрались именно сегодня, накануне годовщины смерти Сталина, человека, по чьей злой воле были загублены жизни миллионов людей. Фильм, который мы с вами будем смотреть, рассказывает о детях узниц Акмолинского лагеря — знаменитого АЛЖИРа, где отбывали срок жены «изменников родины». Дети разделили все тяготы заключения со своими матерями. Многие были разлучены и всю жизнь искали своих матерей, отцов, как Чингиз Айтматов. О его судьбе тоже рассказано в фильме. Я уже видела этот фильм. И с тяжелым сердцем буду смотреть опять, чтобы каждый день помнить, какой ценой оплачено наше будущее.
Автор фильма Дарья Виолина поприветствовала и поблагодарила всех собравшихся:
— Я рада видеть в зале и старшее поколение, и молодые лица, потому что этот фильм не только о прошлом, но и о будущем. Мы надеемся, что молодые люди, посмотрев фильм, заинтересуются если не историей страны, то хотя бы историей своей семьи. Расспросят дедушек, бабушек, тех, кто пока жив, что они помнят о том страшном времени. Заставить задуматься не только о сегодняшнем дне и своем счастливом будущем, но и о том, что было до них — эта наша главная задача и тайная надежда. Мы хотим обратить молодое поколение в прошлое, не возлагая больших надежд на утвержденные учебники истории, где Сталин назван «эффективным менеджером», а теме репрессий посвящено два абзаца. Восполним этот пробел с помощью кино, театров, книг. Сегодня нет проблемы в получении информации, в интернете вы найдете любые цифры и данные, но история выглядит убедительней, когда она исходит от живых людей. Статистика эмоционально не затрагивает, история распадается на лица и судьбы — и через них становится нам ближе.
Хочу сказать спасибо вдохновителю сегодняшнего показа Ане Пастуховой. Это ее неукротимая энергия привела меня сюда. Огромное спасибо Ельцин Центру. Спасибо, что вы с такой готовностью откликнулись на предложение провести премьеру у вас. Я мечтала здесь побывать. И мечтать начала с того момента, как открылся музей Ельцина. Я сказала себе, что должна обязательно сюда попасть, а Анна ухватилась за мою идею: раз я лечу, то должна привезти с собой фильм. Я ехала в Ельцин Центр. Для меня показ нашего фильма здесь глубоко символичен, потому что он о свободе и памяти, а ваш музей посвящен именно этому. Годы правления Бориса Николаевича это целая эпоха. Я провела сегодня в музее несколько часов и советую каждому побывать здесь без спешки, потому что это невероятно талантливый музей. При всех неизбежных ошибках и трудностях, которые мы переживали, это самое счастливое время в такой несчастливой российской истории.
Я много езжу по стране, общаюсь с музейщиками и историками — все в один голос говорят, что самое свободное время для исследователей сталинского террора и тоталитарного режима— это эпоха Ельцина, когда архивы были открыты для всех. Когда любой человек мог запросить дело своего деда или отца и узнать истинную судьбу своих родных. Сегодня всё значительно усложнилось, и это грустно. Борис Николаевич Ельцин заслуживает не только этого Центра, но и нашей благодарности и доброй памяти о нём. Те, чьих семей коснулись репрессии, а это и моя семья, обязаны ему навсегда. И дни памяти, и мемориалы, и этот фильм — во многом заслуга первого президента России. Мы бы не увидели этих лиц, не узнали бы их судеб, не прочитали бы сотни важных книг и никогда не узнали бы о тех жертвах, что были принесены на алтарь нашего общего будущего.
В кино есть понятие «уходящая натура», обычно это говорят о природе, когда меняются сезоны. Наши герои — тоже уходящая натура. Мы счастливы, что нам удалось застать их на этой земле. Мы познакомились с ними в Казахстане, на съезде потомков репрессированных, куда я была приглашена, как внучка репрессированной (моя бабушка – узница АЛЖИРа). Мы начали снимать, не потому, что планировали сделать фильм, а потому что увидели, как важно было всем этим людям поделиться своими воспоминаниями, рассказать и почувствовать наше неравнодушное отношение, понять, что муки их приняты не зря. Когда было снято более ста часов материала, мы поняли, что должны сделать фильм. Не сочтите за пафос, но это в каком-то смысле был наш гражданский и человеческий долг. Мы торопились, и нам очень повезло: все наши очень пожилые герои были живы и успели увидеть картину. Мы привозили их на премьеры в Москву и Санкт-Петербург, представляли картину в их городах — это было важно не только для нас, но, в первую очередь, для них. Они услышали столько слов поддержки и любви, увидели слезы, благодарность зрителей, — завершила своё выступление Дарья Виолина.
Люди аплодировали автору и героям фильма стоя. Вопросов было много. Потрясла история каждого героя. И известного писателя Чингиза Айтматова, отец которого Торекул Айтматов, видя, что происходит в стране, буквально спас жену и четверых детей от репрессий тем, что отправил в далекий аул. Он относился к так называемой «красной профессуре» и был арестован в 1937 году одним из первых. Своему расстрелянному отцу и матери, воспитавшей без мужа четверых детей, Айтматов посвятил роман «И дольше века длится день...» . Многое приходилось писать эзоповым языком во времена застоя, но те, кто знали, о чем идет речь, читали между строк. Дети Торекула Айтматова искали захоронение отца и нашли спустя 52 года после его гибели. В нагрудном кармане его пиджака чудом сохранилась копия приговора, только благодаря ей смогли узнать и о судьбах тех, кто был расстрелян с ним в один день.
Казахстан принял многие репрессированные народы — чеченцев, корейцев, украинце, немцев, татар, эстонцев, поляков и русских. В фильме тоже разные герои — белорусы, русские, казахи и евреи — их связала единая горькая судьба и общая история. Их усилиями увековечена память о жертвах тоталитарного режима.
Майя Кляшторная, дочь известного белорусского поэта, никогда не знавшая своего отца, малолетняя узница АЛЖИРа, говорит в конце фильма: «Мое сострадание не только ко всем замученным и убитым, но и к тем, кто чинил над ними эти преступления и ушел, не раскаявшись. Должно быть, они по Евангелию: не ведали, что творили». Глубокая вера помогла Майе подняться над трагедией, посвятить свою жизнь восстановлению исторической памяти.
Другая героиня фильма, актриса Тамара Петкевич, которая долгие годы провела в сталинских лагерях, написала несколько книг о тревожном времени (в частности, поразительную по откровенности книгу «Жизнь – сапожок непарный» ), о людях, которых встречала на своем пути, которые помогали ей выжить. В 96 лет она продолжает нести вахту памяти, пишет книги, встречается с людьми и не может понять, как можно желать возвращения сталинизма.
По окончании фильма председатель уральского филиала общества «Мемориал» Анна Пастухова пригласила к разговору зрителей.
Виктор Пестов, политзаключенный в брежневские времена, обратился к присутствующим:
— Фильм «ужасен» по своей силе. Я раздавлен, еле сдерживался, чтобы не зареветь. Хоть один из этих мерзавцев, которые издевались над заключенными, их детьми и женами, понес наказание? Я сидел с одним таким, заместителем Берии, Пачулией. Он работал библиотекарем в зоне, не пыльная у него была работа. Вот все, что он получил. Почему в Германии провели денацификацию — очистили послевоенное общество от влияния нацистской идеологии и всех осудили? Нацистских преступников и в 90 лет тащат на суд и осуждают, потому что для таких преступлений нет срока давности. Почему в нашей стране не осудили? История возвращается, потому что сталинское время не было названо преступным. Сталинисты хотят вернуть стране «сильную руку». Всё потому, что не было покаяния.
Отвечая на выступления зрителей, автор фильма Дарья Виолина затронула и тему отношения к тем, кто был по другую сторону колючей проволоки:
— Сергей Баринов, начальник Акмолинского лагеря с 1938 по 1953 год, вопреки системе был глубоко порядочным человеком и тысячам осужденных спас жизнь, рискуя собой и своей семьей. Я знала об этом от своей бабушки, вы найдете это во многих воспоминаниях. Есть документальное тому подтверждение: мои коллеги в 1989 году снимали в Казахстане, где он остался, встречу бывшей узницы АЛЖИРа с начальником лагеря. Два глубоко пожилых человека в кадре обнимались и горько плакали. Да, он служил в НКВД, поддерживал порядок в лагере, но понимал всю несправедливость и относился к узницам по-человечески. Его сын в интервью нам говорит, что отец никогда не считал политзаключенных виновными. Потому и спасал, лечил, переводил обессиленных на более легкую работу, и вместе со своей женой даже тайно подкармливал их. И, кстати, в семье его жены тоже были репрессированные. Приличные люди встречались и в НКВД, но это не значит, что мы должны оправдывать систему. Верхом цинизма и кощунства я считаю разговоры об «индустриализации, великих строках и повернутых вспять реках». А какими жертвами это оплачено, на каких костях всё это стоит? Двадцать семь миллионов бесплатной рабочей силы, вот кто погребен под этими стройками. В 90-е годы писатель Василий Аксенов, вернувшийся в страну из эмиграции, получил квартиру в высотке на Котельнической набережной. Счищая краску с рам, нашел надпись, нацарапанную гвоздем «зэк такой-то», и номер. Дом строили зэки в 1949 году. Все эти завоевания политы кровью нашего народа…
Поблагодарила авторов за фильм Евгения Парфенова из Свято-Екатерининского малого православного братства:
— Для меня главный посыл фильма — это надежда. В моей семье не было репрессированных. Но семь лет назад я поняла, что эти люди нуждаются и в моей памяти. Пока я помню, их жизнь, смерть, их муки были не напрасными. С верующими друзьями я много объехала этих мест, этих расстрельных полигонов. АЛЖИР произвел на меня неизгладимое впечатление. Сегодня я как будто снова там побывала. Я считаю, что все мы должны примириться. Как только речь заходит о политике, начинается раскол. Только мы должны примириться не со злом, которое, конечно, должно быть названо и осуждено, мы должны примириться друг с другом. Что делать детям палачей? Они в определенном смысле тоже жертвы этого режима. Что делать детям доносчиков? Такие тоже есть. В моем сердце есть место всем этим людям...
Кресты, устремленные в небо, потому такие большие, чтобы соединить тех, кто в земле — с небом. Чтобы все замученные и невинно убиенные имели надежду на воскресение. Говорят: 52 процента думают, что Сталин сейчас мог бы навести порядок и как-то нашу страну изменить. Но я отношусь к другим 48 процентам и не хочу посвятить свою жизнь сидению в лагерях. То, что было трагическим, вынужденным, не должно повториться по доброй воле. Я хочу оставаться свободным человеком.
Тема увековечения памяти жертв политических репрессий будет продолжена в рамках лектория Ельцин Центра 21 марта. В этот день в Екатеринбург приезжает Сергей Пархоменко, один из инициаторов движения «Последний адрес».
В 19:30 он выступит с лекцией «Последний адрес». Проект народного мемориала жертвам политических репрессий»
Место проведения: Книжный магазин «Пиотровский». Вход свободный.
Президентский центр Бориса Ельцина поддерживает архивную работу проекта «Последний адрес».