В Ельцин Центре давали лекцию о танце постмодерн

18 февраля 2016 г.Татьяна Филиппова
В Ельцин Центре давали лекцию о танце постмодерн

13 февраля в Ельцин Центре в Екатеринбурге состоялась встреча с историком балета, критиком и руководителем «ТанцТеатра» Олегом Петровым.

Этой беседой, проходившей на дискуссионной площадке книжного магазина «Пиотровский», открылся цикл лекций, организованный Арт-галереей Ельцин Центра.

– Сегодня мы будем говорить о современном танце последнего десятилетия ХХ века в Екатеринбурге, что с ним происходило, – сказала во вступительном слове Анастасия Дементьева, представитель Арт-галереи. – В дальнейшем мы обязательно поговорим о кино, живописи, архитектуре, музыке, литературе, чтобы получить максимально объемное представление об искусстве в 90-е.

– Я рад, что наша встреча происходит в замечательном месте, которое я очень люблю и даже магазином-то назвать не могу, скорее книжным клубом. Приятно в такой дивный вечер собраться в приятном месте и поговорить о приятных вещах, – начал Олег Петров, приветствуя слушателей. – Еще я рад видеть столько молодых лиц. Танец – это искусство молодых. Век танцовщика короток – 25 лет. И одновременно, это тот отрезок времени, который историки танца определяют как эпоху современного танца. Если мы говорим о современном танце девяностых, то как раз сейчас приближается тот момент, когда станет окончательно ясно, есть ли такое явление, такой феномен, как российский современный танец, или это история чрезвычайно непростая и драматичная.

Олег Петров сделал небольшой экскурс в историю предмета, сказав, что не стоит путать понятия современный танец и танец модерн, однако, проблема в том, что по‑русски оба понятия – modern и contemporary – означают «современный».

Танец модерн – техника, сформированная так называемой «великой четверкой»: Мартой Грэм, Дорис Хамфри, Чарльзом Вейдманом, Хани Хольм и распространившаяся среди следующих поколений хореографов. Хотя каждая из этих техник основана на различных аспектах восприятия тела в пространстве, все они своего рода азбука танца модерн. Если у классического танца такая азбука всего одна, то у танца модерн их несколько: Марта Грэм работала с центром тела, которое концентрировало энергию, и пользовалась терминологией «сжатие-расслабление». Дорис Хамфри интересовали вопросы земного притяжения, поэтому ее техника основана на «падении-восстановлении». Свою технику имели такие прославленные мастера, как Хосе Лимон, Лестер Хортон, Элвин Николаи. Обычно американский танцовщик постигает все эти техники, а потом выбирает ту, в которой ему комфортнее существовать. Говорить о танце модерн можно только тогда, когда постановка либо выполнена в технике одного из названных хореографов, либо поставлена им.

Современный же танец – любой вид неклассического танца, который существует в определенном отрезке времени, обычно – в последние 25 лет. Значит для нас сегодня современный танец – все, что появилось после 1990‑го. Выбор техники для современного танца не важен. Это может быть и брейк-данс, и модерн, и техника гага – все, что угодно. В 90-е годы для Екатеринбурга, а поначалу даже еще и Свердловска были одинаково новы и танцы модерн, и танцы постмодерн. В книге «Терпсихора в кроссовках» главный исследователь танца постмодерн Салли Бейнс утверждает, что этот термин придумала Ивонн Райнер, чтобы как‑то отделить новую концепцию танца от монополизировавшего весь Нью-Йорк танца модерн. С тем же успехом новый вид хореографии можно было бы назвать танец анти-модерн, это было бы даже ближе к сути.

Историки танца точно называют дату рождения танца постмодерн. Он появился на свет в Нью-Йорке, в здании Джадсоновской церкви 6 июля 1962 года. Именно тогда там прошел знаменитый «Концерт №1».

Коллега Олега Петрова – Карин Сапорта, которая не раз бывала в Екатеринбурге и ставила здесь спектакли, распределяла первенство в современном танце следующим образом: первые позиции занимает американский современный танец, затем идут Германия и Япония, Франция оказывается на четвертом месте. Исторически сложилось, а 90-е уже история, что наиболее близкой для уральцев оказалась французская версия. Первой ласточкой, вы удивитесь, стала постановка в нашем Театре оперы и балета «Серенады» – одноактного балета на музыку Чайковского с хореографией Джорджа Баланчина. Кто-то привез кассету с постановкой Баланчина, и постановку довольно точно воспроизвели. Не сказать, что премьера провалилась – ее не поняли. Она была слишком не похожа на классический балет. Не было роскошных костюмов, к которым привык наш зритель. Но это было событие! Потом было затишье и кажется, ничего не происходило, ни в области балета, ни в области современного танца до тех пор, пока в театре не появился Вячеслав Самодуров. Когда в 90-е «занавес» рухнул, появилась новая хореографическая эстетика. Екатеринбург неожиданно стал столицей современного танца, а у Театра оперы и балета появилась возможность внести эту новую эстетику в репертуар. Самодурова на должность худрука балета пригласили не случайно. За десять лет работы в Европе он впитал и новую лексику, и новую эстетику, благодаря которым на балетной сцене Екатеринбурга приглашенные балетмейстеры начали ставить спектакли современных направлений.

– Я уже говорил вам, что в центре постмодернистского танца находится тело, его сексуальность. К сожалению, в нашей культуре существует запрет на открытую демонстрацию тела. Показательный пример. Известнейший французский хореограф Анжеле́н Прельжока́ж на премьере в Большом попросил танцовщиков обнажиться. Французы сделали это легко, наши – не смогли даже под угрозой увольнения.

Еще немаловажная деталь: в постмодернистском танце любой человек – танцор и любое движение – это танец.

Танцору постмодерн не нужен зритель. Замечательная Триша Браун начинала танцевать на крышах нью-йоркских небоскребов. Кто ее видел? Никто. Но когда она выступала в Карнеги-холле – яблоку негде было упасть. Зритель важен. Без него труппа не может существовать. В отличие от французского танца, мы не имеем государственной поддержки, для нас катастрофа, когда зритель покидает залы только потому, что не готов воспринимать открытое тело, открытую сексуальность. В завершение этой темы хочу сказать, что современный танец 90-х это нечто сумбурное, собранное с миру по нитке – американо-немецко-французское – шероховатое и зачастую намеренно шероховатое.

Петров рассказал, что в 90-е в Екатеринбурге появилось несколько танцевальных коллективов одновременно, поэтому невозможно сказать, с кого именно началась эпоха современного российского танца.

В стиле постмодерн работали и работают до сих пор Сергей Смирнов с «Эксцентрик-балетом», Татьяна Баганова с «Провинциальными танцами», Ольга и Владимир Пона. Благодаря усилиям этих хореографов и их коллективов появилась номинация в «Золотой маске», современный танец стали рассматривать серьезно. В 90-е это были почти всегда приглашенные хореографы. В Екатеринбурге ставили спектакли Пал Френак, Карин Сапорта, Тьерри Маланден.

В 90-х российский современный танец находился в зачаточном состоянии. Одна из причин – низкий уровень владения телом и отсутствие профессионального образования. Другая причина – отсутствие профессиональной среды. Европейские хореографы транслировали систему, школу, и как следствие — высокий общий уровень. В России, по мнению Олега Петрова, большинство танцовщиков не образованы, не знают балетную классику, не любят спорт. Результат – некрасивое, нетренированное, невосприимчивое тело. Сейчас это наконец-то стали понимать. Самобытность хороша, но с профессионалами работать легче, они выдают ожидаемый результат. Когда ты живешь в индустриальном уральском городе, твоя жизнь сильно отличается от жизни хореографа, живущего в Париже. Может, поэтому желающих продвигать современный российский танец особенно не прибавилось и главные имена — те же.

Первое поколение постмодернистов 90-х держит планку на высоте. Не «сдулись», не отошли от дел, хотя переживали трудные времена. Многое формировалось на уровне интуиции, было далеко до европейского уровня, как в технической базе, так и в отношении к современному танцу в профессиональном балетном сообществе.

Петров отметил, что в 90-х современный танец был вынесен за контекст культуры. В Советском Союзе мирно сосуществовали балет и народные танцы. Более того, современный танец в России исторически никогда не был официально признан в той же степени, как, например, классический, и не получал равной балету финансовой поддержки. Тем не менее, сегодня спектакли современного танца играются на больших сценических площадках, собирают множество зрителей. Не полные залы, как в Нью-Йорке или Париже, но заполняемость в 50 процентов – это уже успех.

– В отличие от Франции современный танец не стал частью культурной политики государства, не развивается наравне с другими видами искусств. Практически нет финансовой поддержки. Экономические проблемы поставили крест на многих танцевальных фестивалях, перестали приезжать европейские хореографы. Но при этом наблюдается одна позитивная тенденция – современный танец все больше входит в пространство современного драматического театра, режиссеры стремятся работать с хореографами contemporary dance. Петров убежден, что когда «Золотая маска» выделила современный танец в отдельную номинацию, большинство деятелей театра вообще впервые узнали, что существует современный танец, и это совершенно автономный жанр.

Присутствующие на встрече согласились с тем, что России еще предстоит осмыслить танцевальный взрыв 90-х. И с тем, что до сих пор успех постановки определяет личность конкретного человека и его бэкграунд. Но среда формируется.

За последнее десятилетие выросла осведомленность зрителей о самом жанре: людей, которые видели на сцене современные танцевальные спектакли, стало во много раз больше. Современный танец стал востребованным в смежных искусствах – кино и театре. За тем, что происходит в России, в мире следят и порой знают больше, чем отечественный зритель. Многих приглашают за рубеж получить образование, все больше танцовщиков возвращаются домой и слава богу не остаются без работы. Открывают школы любителей, создают полезную инфраструктуру.

– В 90-х современным танцем занимались энтузиасты, каждый пытался создать свою школу. Сейчас их можно назвать пионерами современного танца в России. Это Татьяна Баганова, Сергей Смирнов, Ольга Пона, Лев Шульман.

Успел ли современный танец в России за двадцать лет своего существования сформировать собственную специфику, стал ли он феноменом или явлением? Думаю, да. Его позиции прочны, он уже не исчезнет, - считает Петров.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.