В рамках акции «Библионочь» 20 апреля в Ельцин Центре в пространстве книжного магазина «Пиотровский» отметили десятилетие издательства Corpus и поговорили об издании современной философии.
Corpus – заметное издательство, выпускающее книги Вуди Аллена, Сергея Гандлевского, Джона Ле Карре, Льва Рубинштейна, Салмана Рушди, Владимира Сорокина, Тома Стоппарда и массу нон-фикшн литературы от ученых с мировым именем.
Режиссер, писатель и драматург Олег Дорман представил фильм о Corpus, сделанный к дню рождения издательства. Главный редактор Варвара Горностаева рассказала о том, как пришла в Corpus, представила новые книги и ответила на вопросы читателей. В частности – как изменилась жизнь издательства после перехода в группу «АСТ»:
– Существование в защищенном месте с финансовой точки зрения – это невероятное везение. Мои коллеги из небольших российских издательств делают чудесные книги, но живут очень тяжело. У них плохо с распространением, они все время думают о выживании. Мы – нет, хотя финансовая система у нас очень жесткая. Мы должны помещаться в определенные рамки, но это не вопрос выживания.
По словам Горностаевой, самый большим тиражом вышла кулинарная книга Сталика Ханкишиева «Казан, мангал и другие мужские удовольствия» (около 400 тысяч экземпляров). Строкой ниже – роман-бестселлер Донны Тартт «Щегол» (почти 200 тысяч), дальше – биография Стива Джобса и «Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Что касается нон-фикшна, то сейчас в издательстве это примерно половина выпускаемых книг.
– Научно-популярной литературы у нас традиционно много – благодаря меценату Дмитрию Зимину, который был увлечен ею и увлекал идеей просвещения молодых и не только людей, – подчеркнула Горностаева.
Олег Дорман, благодаря переводам которого в Corpus появился сборник рассказов Вуди Аллена, рассказал, какие книги издательства кажутся ему важными:
– Я постарался показать это в книге «Заяц с янтарными глазами» Эдмунда де Вааля, «Стоунер» Джона Уильямса. Я люблю читать нон-фикшн, и недавно прочёл книгу Нобелевского лауреата Эрика Канделя про исследование памяти. Тут я бы отметил высочайшее качество научной редактуры.
А Варвара Горностаева отметила, что гордится историей вокруг издания «Чёрной книги», которую составляли и редактировали Илья Эренбург и Василий Гроссман, но в России она не выходила. В процесс её издания включили широкую публику, запустив краудфандинг. Собирали всем миром, чтобы цена в магазинах была небольшой. Книга о Холокосте на оккупированных территориях разошлась тиражом в 10 тысяч экземпляров.
Гости Ельцин Центра после встречи в «Пиотровском» нашли время более подробно поговорить о литературе, книгоиздательстве, документальном кино и сохранении исторической памяти.
– Варвара, Corpus как вы оценили бы развитие издательского бизнеса в стране по сравнению с годами начала работы издательства?
– Когда мы начинали в 1999 году, это было очень романтическое время. С совсем небольшими деньгами – около 15 000 долларов – можно было организовать независимое издательство. Мне повезло, что я начинала не с нуля, а с книг, которые выходили в журнале «Иностранная литература». Там я многому научилась, и там мне был дан определенный карт-бланш.
Сейчас структура бизнеса совсем другая. Тогда ходили с чемоданами денег, а сегодня все абсолютно прозрачно, и налоговая нагрузка другая. Мне все же сложно сравнивать время «тогда» и «сейчас», потому что сначала мы были независимым издательством, а потом перешли под крыло большого холдинга. Думаю, что всё развивается в правильную сторону: книги стали качественнее, высокая планка задана, и даже коммерческие издательства стараются работать над обложками и текстами. Издательский процесс в хорошем смысле усложнился, стал более структурным и профессиональным, но то время было прекрасным в своей романтичности.
– Какие знаковые книги Corpus за прошедшие десять лет вы выделили бы отдельно?
– Конечно, это «Подстрочник», потому что книга задала целое направление. После неё все бросились издавать мемуары. Мы с Олегом Дорманом до сих пор гадаем, что же в нём сошлось, чем Лилианна Лунгина привлекла людей – и не можем найти ответа. Наверное, открытость, честность, голос отдельного человека.
Невероятной удачей считаю появление на русском языке романа «Стоунер» – это очень сильная работа, в которой человек проживает свою жизнь, дарит совершенно завораживающее и пронзительное чтение. И на литературном, и на личном уровне. Мы очень любим Донну Тартт, пытались издавать её в «Иностранке». Но ни «Тайная история», ни «Маленький друг» поначалу не были приняты публикой. А когда вышел «Щегол», все повернулись к этому автору. Это наша большая любовь, и мы ждём её четвертый роман. Правда, каждый она пишет по десять лет, так что ждать его ещё нескоро.
Для меня очень важной серией стала серия «Элементы», которую мы издавали при поддержке фонда «Династия» Дмитрия Зимина: это лучшие научно-популярные книги в мире. Ещё у нас есть два великих писателя России и Франции. Это Владимир Сорокин и Мишель Уэльбек. У Уэльбека скоро выходит роман «Серотонин», который мы очень ждём.
– Что издательство готовит читателям в ближайшем будущем?
– Традиционно у нас большие планы на вторую половину года, когда проходит московская ярмарка Non/fiction. Осенью выпустим «Серотонин» Мишеля Уэльбека. Выйдет новый роман Жюэля Диккера – предыдущие две книги полюбились читателям. После майских праздников – очень важная книга «Говорит и показывает Россия» журналиста Аркадия Островского. Это история российской прессы, переплетенная с новейшей историей страны. Книга, получившая в 2016 году премию Оруэлла и отличную прессу, расскажет о том, как СМИ формировали новые смыслы и новую жизнь. У нас будет новый сборник Владимира Сорокина «Нормальная история». Это не книга рассказов и не роман, а собрание эссе, где слышен голос самого Сорокина. Ещё мы будем делать сборник «Застолье Петра Вайля», который будет целиком составлен редакторами «Радио Свобода» Иваном Толстым и Андреем Шарым.
– Вы начали заниматься книгоиздательством в конце 1990-х. Какое впечатление оказал на вас Музей Б.Н. Ельцина, который посвящен той эпохе?
– Невероятное впечатление: в каких-то местах мы с Олегом Дорманом останавливались надолго, потому что невозможно уйти, не досмотрев. Это сильное пространство, замечательно устроенное, очень точное и очень бережное. Двух часов нам точно не хватило. Приехала бы сюда ещё раз.
Завершала Библионочь в «Пиотровском» презентация книжной серии «Космополитика». В 2017 году при поддержке Ельцин Центра независимое пермское издательство HylePress запустило серию, название которой дал термин бельгийского философа Изабель Стенгерс, отсылающий к политике, нацеленной не на поиск и установление общего, а на такое утверждение различий, которое бы позволило избежать розни и вражды. На презентации основатели издательства представили работы, выходящие в серию, а также ответили на вопросы собравшихся.