Ушедшему в этом году из жизни удивительному творческому тандему Инны Чуриковой и Глеба Панфилова киновед и руководитель киноклуба в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров посвятил 14 сентября лекцию «Уральский след».
26 августа не стало выдающегося кинорежиссера Глеба Анатольевича Панфилова, а несколькими месяцами ранее — 14 января — его супруги, великой актрисы Инны Михайловны Чуриковой. Ушел в вечность блистательный творческий дуэт, который в сознании всех любителей кино связан с культовыми отечественными фильмами: «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Васса», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича».
Уральцы считают Глеба Панфилова земляком. Он родился в Магнитогорске, но его осознанные годы прошли в Свердловске. Он учился в 37-й гимназии по улице Первомайской, окончил химический факультет УПИ, ныне УрФУ имени Б. Н. Ельцина. Работал на Свердловском заводе медпрепаратов. Проявил себя отличным организатором и возглавил отдел пропаганды и агитации горкома комсомола.
Здесь же организовал любительскую киностудию и снял свой первый игровой фильм «Дело Курта Клаузевица» с Анатолием Солоницыным в главной роли. И даже когда Глеб Панфилов становится слушателем Высших режиссёрских и сценарных курсов в Москве, их связь не ослабевает. С его подачи земляк Солоницын утверждён Тарковским на главную роль в фильме «Андрей Рублёв». Другой земляк-однокашник, ученик Шостаковича композитор Вадим Биберган напишет музыку к восьми фильмам Глеба Панфилова. В детстве они жили в соседних домах на проспекте Ленина 54 и 56. Младший брат Панфилова был одноклассником Бибергана.
У Панфилова уральский основательный характер. Загоревшись идеей снять фильм о Жанне д’Арк, он сначала «придумал» Инну Чурикову, а потом «нашёл» её в жизни — единственную, неповторимую, существующую с ним на одной волне. В его фильмах она столь нетипична и выразительна, что одно время чиновники из Госкино СССР даже «не рекомендуют» её к съёмкам, говорят, что такие лица надо уметь снимать, и не всякая камера её любит.
Вячеслав Шмыров иллюстрировал лекцию кадрами из фильмов Глеба Панфилова с участием Инны Чуриковой. Любопытно, что обратил внимание режиссёра на актрису Ролан Быков. Он сам хотел сыграть роль в его фильме, но Панфилов, понимая, что Ролан со свойственным ему темпераментом затмит всех, кто снимается рядом, выбрал менее харизматического актёра. И, как признался режиссёр в одном из интервью, начиная работать с Чуриковой, полгода «вытряхивал» из неё Татьяну Доронину. Таково свойство актёрской профессии: актёры присваивают себе всё, что им нравится. В том числе и манеру говорить. Только что прошёл с большим успехом фильм «Старшая сестра», и все актрисы начали разговаривать, как Доронина, — едва слышно и с придыханием.
Приступая к фильму «Начало», Панфилов понимал, что никто не даст ему снимать фильм о Жанне д’Арк. Поэтому и начал снимать фильм в фильме о непрофессиональной актрисе, играющей Орлеанскую деву. Сценарий приняли, но остался вопрос: почему Франция, почему Жанна д’Арк? И опять помог земляк — Филипп Ермаш. Председатель Государственного комитета Совета министров СССР по кинематографии, а когда-то первый секретарь Свердловского горкома ВЛКСМ. Принял Панфилова, выслушал и дал «зелёный свет» его сценарию и фильму. Время было отчаянное — заканчивалась оттепель. Кто-то из коллег по цеху не успел проскочить. Многие сценарии и фильмы легли на полку. После выхода фильма на экраны журнал «Советский экран» назвал Чурикову лучшей актрисой страны.
Но сначала был фильм «В огне брода нет», где Чурикова сыграла роль самобытной художницы Тани Тёткиной. Сценарий писался в Свердловске — режиссёр намеренно уехал от столичной суеты. В этом фильме о Гражданской войне Панфилов в крошечном эпизоде впервые поднимает тему расстрела царской семьи. В этом опять проявляется уральский след. Глеб Панфилов, будучи мальчиком, часто проходил мимо дома Ипатьева и от мамы и бабушки знал его историю. В 1943 году он зашёл внутрь этого дома и первое, что увидел, — кровавый отпечаток руки на стене. Потом он осознал, что это был плакат, и отношение имел к чему-то другому, но воображение уже сделало свою работу. Представив, что это был кровавый отпечаток царя или кого-то из его детей, мальчик разрыдался. Не случись этого эпизода, возможно, мы никогда бы и не увидели фильм «Романовы. Венценосная семья». Но он случился. И хмурый Свердловск 1918 года, и особняк инженера Ипатьева стали его главными героями. В этом фильме не снималась Инна Чурикова, но она озвучивала Линду Беллингем, сыгравшую супругу Николая II императрицу Александру Фёдоровну.
Вячеслав Шмыров подчеркнул, что Панфилов был человеком закрытым и не любил давать интервью. Во многом поэтому часто оказывался в тени Инны Чуриковой. Для него огромное значение имела семья. Неслучайно три его фильма были посвящены семье и семейным ценностям: «Васса», «Мать» и «Романовы. Венценосная семья». Исторически это разные семьи, но для героев всех трёх фильмов семья имеет основополагающее значение.
Родители режиссёра были образованными людьми. Отец — журналист. Мать — инженер. В семье много читали, и детям была привита культура чтения. Может быть, поэтому все сценарии Панфилова были созданы на блестящем литературном материале. Он выбирал классику, чтобы ответить на вопросы современности. И у него это отлично получалось.
Лекция Вячеслава Шмырова, посвященная ушедшему из жизни удивительному творческому тандему Инны Чуриковой и Глеба Панфилова
Панфилов открыл для кинематографа актёра Свердловской драмы Анатолия Солоницына. Он снял его в двух своих первых фильмах: «Дело Курта Клаузевица» и «В огне брода нет». Как новое лицо Солоницын попал к Тарковскому и блестяще сыграл Андрея Рублёва. И уже после этого играл практически во всех его фильмах. Будучи тяжело больным, он не смог принять участие в «Ностальгии», хотя изначально главная роль была предназначена ему. Его заменил Олег Янковский. Тарковский пригласил Солоницына и в свою театральную постановку «Гамлета» в Ленкоме. Гамлета должен был играть Янковский, но Тарковский выбрал Солоницына, и это, по мнению актёров театра, был совсем другой Гамлет.
Благодаря Панфилову, Инна Чурикова перешла из ТЮЗа в Ленком. Режиссёр убедил её, что она должна играть совсем другие роли. Инна Михайловна всецело доверяла мужу и, будучи не поющей актрисой, смогла стать примой театра Ленком, который славился своими музыкальными спектаклями.
В мае Глеб Анатольевич разменял девятый десяток. Абсолютная ясность ума и потрясающая работоспособность позволили бы ему прожить ещё дольше, но с уходом любимой супруги он утратил вкус к жизни и её смысл. Слишком много они значили друг для друга — 53 года она была его музой.
И если говорят, что все мы родом из детства, то жизнь Глеба Панфилова — яркое тому подтверждение. Уральский след прочитывается не только в чертах характера, но и во многих его работах. Город помнит своих земляков. На здании 37-й гимназии Екатеринбурга появилась мемориальная доска трём выпускникам, внёсшим значительный вклад в отечественный кинематограф: Александру Демьяненко, Глебу Панфилову и Вадиму Бибергану.