В Петербурге с 15 по 17 мая собрались десять участников программы «Творческие стажировки в России» и стали отдельной — театральной — группой участников стажерской программы. Программа организована Фондом имени Дмитрия Лихачева и Президентским центром Бориса Ельцина, при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.
Открытый конкурс на участие в программе «Творческие стажировки в России» прошел 2015 году в восьмой раз. Результаты (так называемая массовость) конкурса превзошли все ожидания — поступило более 160 заявок из 44 стран. По условиям программы, в ней могут принять участие американские и европейские специалисты в сфере культуры, образования, гуманитарных наук, работающие над творческими проектами в области русской истории и культуры, рассчитанными на широкую зарубежную аудиторию.
Программа нынешнего года началась 14 мая семинаром-знакомством с ее нынешними (2015 года) участниками. Его открыл круглый стол, на котором заместитель исполнительного директора Центра Ельцина Вадим Науменко рассказал о Президентском центре, Фонд имени Дмитрия Лихачева представил его исполнительный директор Александр Кобак. Затем последовала лекция профессора истории Лондонской школы экономики Владислава Зубока о жизни и творчестве академика Лихачева.
После этого прошла встреча стажеров с петербургской культурной общественностью и журналистами, на которой каждый из стажеров подробно рассказал о своем проекте, связанном с российской культурой.
Участники программы прибыли в Санкт-Петербург 11 мая, на две недели. Все расходы по поездке взяли на себя организаторы. Для каждого участникам стажировок подготовлена индивидуальная программа, в которой посещение учреждений культуры, консультации с экспертами, работа в архивах и библиотеках, знакомство с культурной общественностью города на Неве.
В 2015 году программа «Творческие стажировки в России» сотрудничает с театральным проектом «Открытая сцена» по проведению «Первого майского петербургского шоу-кейса». Это фестиваль спектаклей Петербурга, которые в течение трех дней представляли продюсеры зарубежных театров и фестивалей. Его сверхзадача — популяризация русского театрального искусства за рубежом, расширение международного гуманитарного сотрудничества стажерской программы.
Всегда интересно, кто участвует в подобных программах. По заслугам ли участникам такое внимание, такие вполне немалые средства тратятся. Снимаем подобные вопросы и представляем читателям бэкграунды участников «Творческих стажировок» в формулировках самих участников.
Ксения Aфонина / Afonina Ksenia (Великобритания)
Президент Кембриджского русскоязычного общества, независимый куратор. Работает над созданием виртуального музея искусства Второй мировой войны и готовит выставку фронтового искусства, где будут освещены события, происходившие на Ленинградском фронте, и представлены произведения, созданные в блокадном Ленинграде.
Клайв Бурснел / Boursnell Clive (Великобритания)
Фотограф архитектуры и ландшафтов. Автор более десяти фотоальбомов, на протяжении 15 лет сотрудничает с Национальным фондом и журналами Sunday Times Magazine, Country Life Magazine, Gardens and Houses. Во время стажировки предполагает работать над фотографиями к выставке «Жизнь в русской усадьбе» в Музее Виктории и Альберта (Лондон).
Кэтрин Данкс / Danks Catherine (Великобритания)
Старший преподаватель кафедры истории, политики и философии Манчестерского университета. Председатель Общества дружбы Манчестер — Петербург. Готовит фотовыставку о России во время Первой мировой войны. Проведение выставки планируется в Императорском военном музее.
Александр Кадижевич / Kadijević Aleksandar (Сербия)
Историк архитектуры, заведующий кафедрой истории искусства философского факультета Белградского университета. Автор многих публикаций в России, США и Сербии о русских архитекторах-эмигрантах в Югославии. Во время стажировки планирует работу над «Словарем русских архитекторов в Югославии (1918–1950)». Первый историографический словарь по данной проблематике будет включать 350 иллюстрированных биографий архитекторов и инженеров, построивших множество значимых сооружений в Югославии.
Никола Коулби / Coleby Nicola (Великобритания)
Креативный директор Королевского павильона в Брайтоне и Хове. Цель стажировки — исследование связей, сходства и различий стиля Шинуазри («китайщина») в русском и английском искусстве, дизайне и архитектуре XVIII -XIX веков, для подготовки выставки Русского шинуазри в Брайтонском Павильоне. Брайтонский Королевский Павильон — один из самых ярких примеров построек в восточном стиле в Западной Европе.
Александра Лоске / Loske Alexandra (Великобритания)
Ассоциированный куратор Королевского павильона в Брайтоне и Хове. Целью стажировки станет исследование связей, сходства и различий стиля Шинуазри («китайщина») в русском и английском искусстве, дизайне и архитектуре XVIII — XIX веков, для подготовки выставки Русского шинуазри в Брайтонском павильоне.
Эмили Рой / Roy Emily (Великобритания)
Помощник куратора коллекции Ротшильда в поместье Уоддесдон (Национальный фонд). Стажировка связана с подготовкой выставки «Лев Бакст и „Спящая красавица“: спящая принцесса Ротшильда». Выставка будет основана на произведениях Бакста из коллекции барона Фердинанда Ротшильда, в России неизвестных. Также музей готовит большую выставку Бакста в 1916 году.
Карлин Романо / Romano Carlin (США)
Литературный критик и обозреватель культуры, критик «Хроники высшего образования», профессор философии в колледже Урсинус. После публикации книги «Философская Америка» признан лучшим популяризатором философии. В 2005 году был одним из трех финалистов Пулитцеровской премии. Во время стажировки предполагает работать над книгой «Душа сегодня: современные русские философы и литературные критики», которая должна привлечь внимание англоговорящего мира к русским философам и критикам.
Галина Сырлыбаева /Syrlybaeva Galina (Казахстан)
Сотрудница Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева (Алматы). Проект связан с подготовкой выставки театрального художника Всеволода Теляковского. Более двадцати лет художник провел в ссылке в Казахстане, где работал в разных театрах. Много лет создавал «костюмерную книгу», для которой подготовил 20000 рисунков исторических костюмов.
Джо Тронкали / Troncale Joe (США)
Доцент по русской литературе и визуальной культуре в Университете Ричмонда (США). Куратор выставок в университетском музее. Стажировка связана с подготовкой выставки живописи и рисунков Николая Рериха из Музея Рериха в Нью-Йорке. Выставка «Взгляд с другой стороны: Рерих и русский авангард» будет посвящена творчеству Рериха в контексте русского интеллектуального и культурного процесса конца XIX-начала XX века. Намерен обсудить перспективы сотрудничества с Русским музеем, Музеем-институтом семьи Рерихов, Музеем-усадьбой Рерихов «Извара» и другими коллекциями для подготовки этой и других выставок.
Майкл Эрли / Earley Michael (Великобритания)
Профессор драматического искусства, ректор театрального колледжа Роуз Бруфорд. Стажировка связана с организацией Международной режиссерской лаборатории, которая пройдет в 2016–2018 годах в Лондоне и Эдинбурге. Цель лаборатории — изучение творчества современных российских режиссеров и приглашение их в качестве преподавателей для молодых режиссеров из разных стран.
Стоит назвать и продюсеров — участников «Первого петербургского шоукейса»
- Агнешка Любомира Пиотровска (независимый продюсер, Польша)
- Йенс Дитрих (фестиваль Нордвинд, Германия)
- Йонатан Фогельхольм (Корьямо фестиваль, Стаге фестиваль, Финлнядия)
- Кьяра Органтини (ТЕРНИ фестиваль, Италия)
- Мярт Меос (театр R.A.A.A.M., Эстония)
- Пауль Агураюйа (Театр НО99, Эстония)
- Рикарда Ционтос (фестивал Нордвинд, Германия)
- Джиованни Сорези (Свободный театр, Испания)
- Юкка Хюди Хютти (ТИНФО, Финляндия)
- Ольга Султанова (фестиваль «Откровение», Казахстан)